Найти в Дзене
ИВАН ЛЕОНОВ

Родовые сказы. Сказ о Питателе.

История рода оного из моих предков.   Далеко растекалась среди гор уральских река-матушка Тура, а ведь в те далёкие времена не смел человек отдалиться от вод её чистых. Река и напоит, и накормит, да от зноя охладит, а где и золотишком побалует… Да и гулять по реке матушке одно удовольствие: ни тебе буреломов ни сопок крутых, знай себе веслом работай, песни пой да красотой берегов любуйся. А зимою и того проще на саночках: что вниз по течению плыви, что вверх, и только снежок поскрипывает, да лошадка пофыркивает.   Славно проживал народ тамошний в долинах речных, в достатке да в почёте. Да только не вся Тура-матушка таковой была: чем дальше на север, тем всё круче её берега становились, тем бурнее воды её клокотали на порогах и перекатах с валунами, а пуще к северу и вовсе расходилась Тура на два рукава разных: Верхнюю и Нижнюю, да берега там порой стояли аки стены крепостные, вот от того-то и прозвали её, матушку, Турою за то, что неприступна она была порой словно башня осадная. Ходи

История рода оного из моих предков.

  Далеко растекалась среди гор уральских река-матушка Тура, а ведь в те далёкие времена не смел человек отдалиться от вод её чистых. Река и напоит, и накормит, да от зноя охладит, а где и золотишком побалует… Да и гулять по реке матушке одно удовольствие: ни тебе буреломов ни сопок крутых, знай себе веслом работай, песни пой да красотой берегов любуйся. А зимою и того проще на саночках: что вниз по течению плыви, что вверх, и только снежок поскрипывает, да лошадка пофыркивает.

  Славно проживал народ тамошний в долинах речных, в достатке да в почёте. Да только не вся Тура-матушка таковой была: чем дальше на север, тем всё круче её берега становились, тем бурнее воды её клокотали на порогах и перекатах с валунами, а пуще к северу и вовсе расходилась Тура на два рукава разных: Верхнюю и Нижнюю, да берега там порой стояли аки стены крепостные, вот от того-то и прозвали её, матушку, Турою за то, что неприступна она была порой словно башня осадная.

Ходили в места те нелюдные местные жители не часто, да по нужде больше: за золотишком, поохотиться на дичь разную, да лесу отборного сплавить. Зайдут, бывало, в верховья по зиме ещё наготовят лесу, где каменьев да песку золотоносного найдут, да после ледохода по большой воде на плотах с добычей домой возвращаются.

Жили так старожилы тех мест нужды и горя не знаючи, да случилась одна оказия: пошли войной шаромыжники да басурманы проклятые на Русь-матушку, туго тогда пришлось московитам да смолянам, а пуще того селениям мелким претерпеть пришлось. Со времён смуты не видала Тура-матушка столько новосёлов да беженцев, да видать не от хорошей жизни шли люди дальше на север - в края дикие и дремучие: кому покоя и вольной жизни хотелося, кого нужда да притеснения в дальний путь повели, а кого и служба отечеству – пополнять казну государственную, да крепить и обживать края дальние.

-2

Про те времена узнали мы от Петра Торопова, что усердно и справно вёл летопись. Был он внуком казака Торопа, скорого да шустрого тогда ещё молодца, что забрался со своим отрядом удалым в самый верх рукава Туры-матушки и поставил заставу там справную, что стала потом селом Верхотурьем. Так и повелось с тех пор в тех краях, коли кто влезть куда повыше захочет, ему говорят: что ж ты на самую верхотуру взобрался! И прозвали потому селян тех верхотурами, а позже, когда пришло время взять фамилию, многие нареклись Верхотуровыми. 

Тем временем открыли на Верхотурье золотые прииски, да притом государевы, то бишь государственные по-современному, понаехало солдат да приказчиков видимо-невидимо, стали порядки они свои чинить, вести учёт, да документы выдавать и проверять. Но не всем по нраву пришлись затеи такие, но тут ничего не попишешь: враги Руси не дремлют, опять войной ополчаются, нужно казне золото, а для армии - пушки.

Порешили тогда многие пойти дальше на север – вверх по реке искать судьбу свою, да строить жизнь вольную. Тяжко многим было покидать места насиженные, да делать нечего: свобода она пуще неволи, а воля и того более: манит, дурманит и в путь собирает. Но были и те, кто вообще из далека пришёл, понаслышавшись о местах тех благостных, да имели они окромя души измученной, да одежды оборванной лишь надежды искру в сердце трепетном, на края те для жизни пригожие.

-3

Проживал в тех краях плотогон Иван, жил с семьёй и соседствовал с братьями. По весне они лес в реке плавили, а зимой промышляли охотою. Много горя хлебнул Иван в юности, но на новых местах он оправился, обзавёлся женой и детишками, одолел он в душе злобу лютую на ту жизнь что терзала плоть юную. Жил он с Богом и славил жизнь новую, чуток был он к страданию ближнего, никогда не отказывал путникам ни в еде, ни в одежде, ни в отдыхе, помогал он чем мог всем алкающим, что за счастьем пришли в места новые.

Шла молва с той поры о Питателе, что не только даёт ночлег путникам, но и раны душевные лечит он, и советом и речью напутственной, а детей одарит словом ласковым, так они целый день потом светятся. Так потомку Ивана Питателя, что возрос из родов верхотуровских, прикрепили прозванье Питателев.

#верхотурье #питателев #пётрторопов