Приветствую у себя в гостях всех любителей истории и историй, добрых и не очень, грустных и со счастливым концом!
Всей душой люблю древние, всегда печальные и лишь изредка по-настоящему монументальные исторические заброшки. Как безобразные язвы, зияют они на теле нашей огромной и прекрасной страны, уродуя и показывая несовершенство ее системы, вместо своего прямого и истинного предназначения радовать красотой и рассказывать историю нашей родины. Наряду с этим в непосредственной близости, а иногда и прямо на территории, окружающей таких печальных свидетелей прошлого, идет активное строительство, чаще всего новеньких ЖК и блистающих стеклом торговых центров. Так и с героем моего сегодняшнего повествования. Но обо всем по порядку.
Одним из элитных районов Подмосковья, сражающим своей ценовой политикой наповал, наряду со знаменитым Рублевским шоссе, является его сосед - шоссе Новорижское. Особенно неприятно поражают цены на его протяжении на земельные участки и иную частную собственность в районе Павловской слободы. Человейников здесь днем с огнем не сыщешь, зато в изобилии присутствуют современная малоэтажная застройка больше смахивающая на дворцы, вовсю присутствуют элементы элитной инфраструктуры с громкими названиями и не менее громкими именами их владельцев. Простому смертному участок здесь не купить (с учетом инфляции) и за 9 жизней. Однако в самом центре этого рассадника лакшери жизни присутствует поражающий своим масштабом, но ныне ветшающий на глазах, заброшенный имущественный комплекс ткацкой фабрики эпохи Павла 1, со всех сторон поджимаемый активно хозяйствующими субъектами.
Сие масштабнейшее по меркам своего времени заведение (его масштабы поражают воображение и по сей день, занимая целый квартал в центре города, в настоящее время ограниченный улицами Большая Покровская, Орджоникидзе, железнодорожными путями и рекой Вохонкой) ведет свою историю аж с первой половины XVIII века. Село Павловское принадлежало фавориту Петра 1 – Павлу Ивановичу Ягужинскому с 1730 году. Ягужинский, поощрявшего отечественное производство, основал здесь фабрику, выпускавшую сукно, в том числе и для армии.
После Павла Ивановича Ягужинского фабрика перешла его сыну Сергею. Он пытался заниматься расширением производства, но, к сожалению, его больше интересовало не фабричное дело, а пирушки и кутежи. В 1800 году сам император Павел I выкупил фабрику у наследников фаворита первого российского императора и велел построить на месте деревянных строений масштабное казенное суконное предприятие. Почти все сохранившиеся до сих пор здания и стены из красного кирпича с белыми колоннами относятся как раз к периоду начала XIX века.
Полное название предприятия звучало как Павлово-Покровская прядильно-ткацкая хлопчато-бумажная фабрика, которая была грандиозна по замыслу и размаху так как была рассчитана на две тысячи человек, огромнейшие для своего времени цифры. Для фабричных нужд был построен уникальный для Подмосковья архитектурный комплекс, включающий более десятка крупных исторических зданий. Именно фабрика послужила толчком к созданию вокруг нее населенного пункт, дошедшего до наших дней под названием Павловская слобода (слободой в царские времена обычно назывался посад, жители которого занимались государственной службой или обеспечивали жизнедеятельность Русского государства по тем или иным направлениям).
Производство фабричного сукна в то время было довольно длительным и многоэтапным процессом, поэтому каждое из зданий имело свою специализированную функцию. Так на территории предприятия имелись сушильня, стригальня и ворсильня, прессовая, литейный корпус, прядильно-чесально-паровой корпус, а так же обязательные для завершенной цепочки логистики склады и магазины…. Кстати, у Ягужинского фабрика работала на водяной мельнице, а с начала XIX века, судя по названию одного из корпусов, имелся уже современнейший на тот момент паровой котел.
Одним из центральных и едва ли не самым большим было здание ткацкого корпуса. Здесь находилось восемьдесят ткацких станков, за которыми работали и мужчины, и женщины. Все они были крепостными, в том числе дети от десяти лет. Производственные корпуса делали красивыми и величественными, соответствующими статусу царской фабрики, представляющей лицо промышленности такого крупного государства как Российская империя.
Просуществовала казенная суконная фабрика до середины XIX века, когда в 1859 году император Александр II повелел прекратить ее функционирование из-за нерентабельности производства. Он посчитал, что производить сукно в государственных масштабах стало невыгодно, и что этим должны заниматься частные лица. К этому времени развитие производства и техники для этого достаточно автоматизировалось и упростилось. Фабрика выполнила свою задачу, так как в середине XIX века каждый 14й солдат русской армии был одет в мундир, сшитый из сукна, произведенного в хлопчато-бумажной Павловской фабрике.
В 1877 году в здания фабрики перевели штаб и батареи 3-й артиллерийской бригады, и с тех пор комплекс стали использовать под казармы и военные нужды. Позднее здесь был размещена гренадерская артиллерийская бригада. В 1906 году при казармах был построен храм во имя Архангела Михаила – покровителя военных, вмещавший шестьсот человек. В первой половине XX века на территории казарм появился новый интересный объект – двухэтажный бункер, частично располагающийся под землей. Символично, что этот бункер тоже вмещал в себя шестьсот человек, как и храм, построенный в 1906 году.
В XX веке в зданиях казарм расположились артиллерийский склад и советская воинская часть. С началом Первой мировой войны гренадерская бригада ушла на фронт и обратно сюда уже не вернулась. В 1921 году в здания казарм по приказу В.И. Ленина был переведен Московский арсенал, который находился в Кремле еще со времен Петра I. Когда Ленин перенес столицу из Петербурга в Москву, иметь в Кремле под боком арсенал стало в прямом смысле огнеопасно, поэтому его перевели в освободившиеся гренадерские бригады в Павловскую Слободу, располагавшуюся сравнительно недалеко от Москвы.
В советское время у этой территории было много названий: кремлевский арсенал, артиллерийский склад, военная база, войсковая часть 67714…. Артиллерийская база стала одним градообразующих предприятий Павловской Слободы.
По приказу директора фабрики в 1991 года Павлово-Покровская хлопчатобумажная прядильно-ткацкая фабрика вошла в систему концерна «Мостекс». В соответствии с Указом Президента Российской Федерации в конце 1992 года фабрика была преобразована в АООТ «Павлово-Посадский текстиль». В 1998 году по решению суда эта организация была признана банкротом. В настоящее время территория фабрики условно открыта (читай заброшена) и частично сдана под многочисленные магазины.
Прогулка по этой поражающей до сих пор воображения царской во всех смыслах этого слова заброшке состоялась в конце марта. Стояла чудная погода, было ясно и солнечно, а снег еще не успел посереть и состариться. Стены красного кирпича, уходящие рядами строений вдаль, белый снег и яркое синее мартовское небо создавали потрясающий по глубине и красоте пейзаж.
Для того, чтоб добраться до нетронутой красоты величественных царских развалин, нам пришлось пройти мимо окружающую всю эту красоту скорлупу современных хозяйственно бесхозяйственных окраин в виде каких то халуп, увешанных рекламными щитами, открытыми настежь воротами, покосившимися заборами, стоянками для строительной и иной техники, наконец общежития для лиц явно нерусской наружности, жаривших на улице шашлыки и множества привязанных и непривязанных псов, весьма солидных размеров (но когда меня такое останавливало, когда на горизонте меня ждало такое приключение). Со стороны города (с другой стороны бывшую фабрику огораживает естественное препятствие в виде реки) вплотную подобралась стройка, причем грунт с фундамента свозили на дальний край заброшенного комплекса, сваливая между двухвековых зданий и не менее древних аллей из лип и тополей. Со стороны стройки нас встретил самый яростный лай четвероногих охранников, которые успокоились только тогда, когда мы ушли вглубь территории.
Сами здания, поражающие своим величием и масштабом, пребывали в разной степени руинированности: от стен с рухнувшей крышей, до вполне себе целых ангаров с остатками остекления, целыми дверьми и лестничными проемами. То тут, то там виднелось наследие советского союза в виде брошенных вещей воинской части, занимавшей здания павловской фабрик практически весь ХХ век (в основном ящики, сундуки и пожелтелая документация, нашелся и противогаз). Комплекс за годы бесхозности не раз переживал пожар, и это немудрено, ценник на местную землю стоит космический. Да и не мудрено, следов охраны помимо бдительных псов на территории обнаружено не было, нечастые встречные по поводу субботнего вечера, спешащие по своим делам на окраинах царской заброхи, ни разу не остановили нас и не спросили куда мы идем!
Несмотря на все это, здания Павловской суконной фабрики (казармы гренадёрской артиллерийской бригады) с 2016 года являются объектом государственной охраны и признаны памятником градостроительства и архитектуры 1-й четв. XIX в., 1860-е гг. – нач. XX в. Правда, как я не старалась найти, признаков этой самой охраны за все время пребывания на объекте (а это более 3х часов) обнаружено не было. Зато признаков вандализма было более, чем предостаточно.
Очень интересна судьба заброшенного комплекса фабрики. В мечтах мне видится на берегу реки Волхонки в центре Павловской слободы элитный комплекс в стиле лофт, с отреставрированными зданиями, ухоженной территорией и интеллигентными жильцами, с местным музеем во славу царской промышленности и умению строить на века, а так же с экскурсионной программой по такому удивительному объекту. Я бы там была частым гостем))).
Если печальная история ветшающей царской махины впечатлила вас, отправляю в видеопрогулку по Павловской ткацкой фабрике можно посмотреть в моих видео по ссылкам ниже здесь
И здесь
А я раскланиваюсь (правда не надолго) и убегаю на поиски новых приключений и историй.
За поддержку в виде лайков и комментариев отдельная благодарность!
Всегда ваша Морозова!
Мои проекты:
Второй канал на Дзене, посвященный фольклору, традициям и обрядам https://dzen.ru/id/63fb19832376724d65510073
Ярус. Надежда Морозова.
Паблико Отмороженные истории | Паблико
Моя группа В Контакте