Сложно себе представить, но в 2023 году в центре Санкт-Петербурга сквозь строительную пыль проглядывается полуразрушенный дом. Туда попал снаряд? Снимают фильм о блокаде? Нет. Речь идет об эпической городской битве за ценную историческую ткань города. Под ковш попал дом инженера Иссахара Басевича, построенный в 1913 году по адресу Большая Пушкарская, 7. Его архитектором был Алексей Зазерский.
История борьбы.
Жил-был красивый дом на Петроградской стороне, который в 2007 году попал в список аварийных. Так часто бывает, потому что исторические постройки реставрирует государство, а у него на всех денег не хватает - особенно в нефтяные нулевые годы. В 2008-м его стали расселять. В 2014-м здание собирались включать в программу реставрации по программе «Молодежи - доступное жилье». Его хотели отдать под капитальный ремонт и заселить по новой. По такому же плану воскрес дом на улице Серпуховской, 2.
Дом Басевича был расселен, в нем провели обследование, которое показало, где и что надо реставрировать. На полное завершение таких проектов уходит где-то 2-3 года. Но к сожалению планы по капитальному ремонту треснули в 2016 году, когда на горизонте вырос гениальнейший человек современности - Борис Эйфман. С этого момента возрождению дома пришел конец, который мучительно растянулся на 7 лет. В планах балетмейстера изначально предполагался снос исторической постройки, зачистка зеленой зоны и разрушение детского сада - все это делалось для строительства новых апартаментов.
Реставрировать красивый дом никто не собирался, а снести сразу мешали градозащитные нормы: здание было слишком в хорошем состоянии. Но в мае 2023 года лед тронулся - ковши заработали не смотря на то, что весь дом был вещественным доказательством по уголовному делу. Но обо все по порядку.
Завоеватель Петроградки.
Борис Эйфман - гений балетного искусства и широко известный педагог. Имеет множество наград и званий, которых хватит на отдельную статью. Как любой величайший деятель, Борис Яковлевич имеет школу своего имени, где главным направлением является детское образование.
Ради детишек был освоен лакомый участок земли на Петроградке и снесены исторические постройки. Например, кинотеатр «Ассамблея» 1913 года, который был памятником архитектурного наследия. В 2009 году Комитет по охране памятников (КГИОП) непонятным образом снял этот охранный статус, и в 2011-м здание было благополучно снесено для Эйфмана.
Рядом стояла общеобразовательная школа №91, которую также расселили для детей из Академии танца Бориса Эйфмана. Нетанцующих петербургских учеников перевели в другое здание: около Сытного рынка.
Таким образом под деятельность Бориса Эйфмана перешел внушительный квартал в центре города. И здесь сложно критиковать мастера, т.к. место расчистили и уплотнили ради детей. Сюда были встроены гостиница-интернат, репетиционные залы и сам театр.
Но наш народный артист не какой-то варвар, который сносит все под корень! В рамках освоения квартала был отреставрирован деревянный особняк Добберт. Таким образом, мы видим, что Борис Яковлевич и об истории города печется.
Но неутомимый гений не остановился на достигнутом - на то он и гений! Музы погнали Бориса Эйфмана дальше, и теперь его театр строится на Тучковом буяне. Там даже правительство города не знает, что хочет построить (то ли парк, то ли судебный квартал), но театр Эйфмана будет точно и строится во всю. Видимо Борис Яковлевич знает правильных людей, если его проект не просто движется быстрее городского, а вообще единственный, который движется.
И казалось бы, куда уже круче? Театр с видом на Петропавловскую крепость, Неву и Эрмитаж. Но и этого мало. Очередной объект заблестел в глазах неутомимого гения - для растущего хозяйства нужны новые иногородние кадры, а их надо куда-то расселять. И желательно это делать рядом с базой, а не на отшибе типа Гражданки, Просвещения или Оптиков. Поэтому народный артист Российской Федерации не стал далеко ходить и бросил взгляд в сторону дома Басевича, который через дорогу вздыхает и ждет своего реставратора.
Пятно застройки или поле боя
В 2016 году губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко передал зеленый участок с двумя зданиями по Большой Пушкарской улице в уютные руки Академии танца Бориса Эйфмана. Казалось, что вот-вот приедет техника и все сломает за месяц, но тут возникли проблемы.
Костью в горле стали градозащитники и местные жители, которые сразу встали на оборону дома. Но пока обычные граждане сражались на бумажных фронтах, «Академия танца» открыла реальный фронт: за зданием перестали следить. Сняли крышу, входы внутрь никак не охраняли. Тут было множество пожаров, которые обильно заливались водой даже зимой. Да и вообще, если с любого дома снять крышу, его внутренности будут гнить с удесятеренной быстрой, особенно в суровом влажном петербургском климате. Так было и здесь.
По словам местных жителей, дом намеренно добивали: доводили до максимально аварийного состояния. Так часто делают собственники со многими историческими зданиями, которые хотят снести в рамках закона. С течением времени просто нечего становится защищать - все разваливается само, а нет «тела - нет дела», значит можно воткнуть желанную стекляшечку.
Экспертизы и пересуды.
На разных этапах жизни дома важно понимать, в каком состоянии он находится, можно ли его сохранять и как реставрировать. Судя по разным данным в отношении дома Басевича проводились 4 экспертизы.
Экспертиза №1. Проводилась в рамках программы «Молодежи доступное жилье». Она показала, что здание в нормальном состоянии и его можно оживить для будущего заселения. Начались подготовительные работы к ремонту.
Экспертиза №2. Проводилась в 2018 году по заказу «Академии танца Бориса Эйфмана». Заключение: здание полностью непригодно к сохранению. Все аварийное и подлежит сносу.
Одновременно с этим свое техническое обследование проводит Всероссийское общество охраны памятников (ВООПИиК). Заключение: здание подлежит ремонту, но на 90% отсутствует кровля, которую демонтировали после перехода здания к Эйфману. В целом состояние нормальное - можно реставрировать.
Экспертиза №3. На основе двух противоречивых данных дело доходит до суда. Куйбышевский районный суд назначает еще одну экспертизу, которая подтверждает выводы техобследования градозащитников: здание можно отремонтировать.
Экспертиза №4. Осенью 2022 года Следственный комитет заводит уголовное дело в отношении руководства Комитета по охране памятников (КГИОП), где главным фигурантом стал председатель - Сергей Макаров. Дом Басевича, как и ряд других зданий стал вещественным доказательством. СК провел свою экспертизу, которая продлилась с 8 по 30 ноября 2022 года. Она выявила степень износа в следующих пропорциях: фундамент - 41%, стены - 47%, перегородки - 80%, перекрытия - 60%, крыша - 97%, лестницы - 65%.
Итог экспертизы СК РФ: можно частично реконструировать и восстановить без сноса (демонтажа, разбора), за исключением последних этажей и перекрытий. Полный разбор и демонтаж надо делать у кровли, перегородок, лестниц, окон и дверей. Плюс тут охранная зона по закону №820-7, где запрещены любые сносы при ремонте.
Как видите, из 4-х экспертиз 3 показали, что здание можно ремонтировать. В свое время Константиновский дворец, Петергофский дворец или Гостиный двор были в гораздо худшем состоянии, но их подняли даже из руин. Т.к. был интерес сохранить историю. В данном случае «Академия танца» изначально поставила вопрос о том, чтобы полностью снести дом Басевича и детский сад, дабы строить на их месте новое здание. А теперь смотрите: три решения против одного + уголовное дело. И Борис Эйфман все равно побеждает! Действительно Гений!
Штурм.
В декабре 2022 начались активные действия Академии танца. Сначала был уничтожен детский сад. Это стало возможно после того, как Госстройнадзор выдал разрешение на стройку 15 декабря 2022 года. Зеленую зону превратили в строительный плацдарм.
Второй шаг был сделан 17 мая 2023 года. Городской суд в очередной раз отказывает в наложении предварительной защиты на объект. Перед «Академией танца» загорелся долгожданный зеленый свет.
Утром 18 числа Большую Пушкраскую заволокло кирпичной пылью от первых ударов спецтехники. Ковши и ломы начали валить стены дома Басевича.
В течение дня внутрь здания удается проникнуть радикальным градозащитникам, которые, не смотря на демонтажные работы, хотели выразить общий протест прямо на стройплощадке. Дело в том, что нельзя проводить работы по сносу, если внутри объекта есть люди. Таким хитрым способом активисты хотели заморозить снос, но экскаваторы не стали договариваться: они продолжали работу даже с людьми внутри дома.
С 19 мая вокруг стройки организуется народный сход. Кто-то стоит днем, кто-то даже ночует. Варварский снос оживил активность защиты.
21 мая появляются первые данные о том, что в результате кривого и тупого демонтажа начинают ходить стены у прилегающего к разрушению дома номер 5. Там пошли трещины по фасаду, в квартирах и на чердаке.
Чтобы замести следы - на двери чердака были наложены пломбы от разрушителей - ООО «ПСБ ЖилСтрой». Возникает справедливый вопрос: по какому праву частная компания влезла в чужой дом и заклеила проход в общедомовое имущество?
В другом соседнем доме (номер 3) обрушилась штукатурка.
22 мая жители домов 3 и 5 по Большой Пушкарской написали обращение В. Путину и А. Бастрыкину с требованием остановить варварский снос, который угрожает и их домам. Некоторые трещины в домах увеличились до такого размера, что можно просунуть руку. Людей на сходе уже больше.
23 мая судебное заседание Куйбышевского районного суда: градозащитники против Академии танца Бориса Эйфмана, которую представляли юристы компании Setl. Судья не стал рассматривать иск градозащитников. В это время на самой стройке пару активистов загнали на крышу.
24 мая начался сбор подписей за лишение Бориса Эйфмана звания «Почетный гражданин Санкт-Петербурга». Представляете? У него и такое звание есть! Активисты начинают блокировать технику. Охрана хватает одного из них на стройплощадке. Еще трое человек решили пойти на прорыв, чтобы спасти другого активиста, который находился в здании.
Всех молодых людей, проникших на стройку, поймала полиция и прикрутила им статью «Мелкое хулиганство». В итоге им дали по 14 суток ареста. Одного из студентов (который на фото выше) отчислят из СПБГУ по доносу через 5 месяцев.
14 июня Санкт-Петербургский городской суд по ходатайству градозащитников назначил очередную историко-культурную экспертизу дома Басевича. На этот раз целью стало выявление каких-нибудь признаков культурного наследия. Факт назначения экспертизы не налагает запрет на снос, но защитников приободрил. Соответственно, разрушителям нужно ускорять демонтаж, чтобы эксперты не успели ничего найти ценного.
18 августа. Борис Эйфман получает от Смольного еще помещения, а именно комплекс завода «Кожа» на Васильевском острове. Там балетмейстер хочет сделать склад декораций и реквизита.
22 августа - наконец-то началась фотофиксация по ходатайству от 14 июня. Вот это скорость реакции!
26 августа начался снос последних частей дома...
5 сентября. Дом на Большой Пушкарской 5 фактически раскололся на двое, трещины замеченные в мае разошлись сверху до низу. Дом по адресу Съезжинская 16В тоже начал двигаться, т.к. всю жизнь поддерживался стеной дома Басевича. Если доломать стену, то данный дом может стать аварийным. Осторожно предполагаем, что таким образом структуры Эйфмана могут по-тихому прибрать дополнительные метры площади. Чем жестче проводится снос, тем аварийнее становятся дома вокруг. Чем они аварийнее, тем быстрее их расселят, а их тоже можно будет снести.
6 сентября. Нагруженный обломками «Камаз» сбивает насмерть 37-летнюю петербурженку. Водитель не имел права находиться в России, водил грузовик с неисправностями и без некоторых документов. До этого наезда он уже привлекался за нарушения ПДД, но ни разу не выплатил штраф. Это, конечно, случайное совпадение, но наем таких профессионалов подтверждает чистые руки подрядчиков и чистоту всего дела. Даже солидные компании экономят на рабочей силе.
Подельники.
Гениальный балетмейстер не машет кувалдой, чтобы поменять облик города. На такие дела нанимаются профессионалы сноса и строительства. Все расходы на проектирование и подготовку к стройке взяла на себя Setl Group.
Интересно, что заказчиком варварского сноса является государственное казенное учреждение «Фонд капитального строительства и реконструкции». Т.е. чиновники, работающие на налоги обычных горожан и предприятий, решили снести часть уникального для всего мира центра города.
Непосредственно разбором старого и возведением нового здания занимается проектно-строительное бюро «Жилстрой». Эти ребята стали настолько близки к Борису Эйфману, что недавно он организовал для них творческий вечер. Кстати, на сайте «Жилстроя» почему-то нет информации о работах с домом Басевича. Зато есть награда за вклад в сохранение культурного наследия.
Вид новых зданий разрабатывало ООО «Проектная культура», у которого даже нет сайта. Все, что удалось найти - это группа Вконтакте с 54 подписчиками. Вобщем, солидная организация, которая специализируется на проектировке жилых домов. Много работают с застройщиком "RBI", который считает себя премиальным.
На фотографиях вы видели много разрушающей техники. Судя по эмблемам, для этой грязной работы была нанята фирма "IRON" (ООО «Строительная фирма «ИРОН»).
У них на сайте красочно ломается какая-то пятиэтажка и даже есть ютуб-канал с 9 подписчиками. Это на столько помешанная на сносе компания, что под модный "Bass Trap" записала смакующий ролик о сносе школы на Васильевском острове. Это стоит посмотреть, чтобы понимать характер людей.
А ниже вы можете ознакомиться с информационным стендом, где обозначены все главные действующие лица в сносе дома Басевича.
Обратите внимание, что и застройщик и заказчик - всё бюджетные структуры. Это получается градозащитники спасали дом от государства?
Финал.
К сожалению долгое изнурительное сражение закончилось поражением для истории города, градозащитников и местных жителей. В год столетия дома дерзкие застройщики добились своего и победили безоружную ослабленную дождями и пожарами конструкцию. Максимум, что удалось отстоять - это исторический фасад по Большой Пушкарской. Т.е. будет колхозное сохранение части исторического дома, которое будет поглощено новоделом в стиле Воронежа, Уфы или Мариинского-2. В этих городах многие бизнесмены изуродовали исторические здания и окружающую среду, построив чужеродные стеклянные торговые центры.
Не смотря на бурный негатив в сторону Бориса Эйфмана, его руки чисты и доказать личную причастность к сносу невозможно. Человек просто занимается балетом и поглощен искусством, а расширение территорий - просто государство идет на встречу. Тем более что сама «Академия танца» - государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение с именем великого педагога.
Хочется верить, что будучи погруженным в балет, народный артист особо не заморачивается технической базой и ориентируется по сводкам помощников. А они уже могут просто водить за нос, искажая информацию: мол есть рухлядь через дорогу, а у государства нет денег на его содержание, и петербургский бюджет поможет его снести. На сохранение нет денег, а на снос и строительство нового здания с апартаментами - есть. Это для всех выгодное дело: «Академия» расширится, разрушители заработают на сносе, эксперты - на правильных выводах, строители - на лакомой стройке в центре с гибкими сметами. Проигрывает только город. Проигрывают его жители и его история...
P.S. В Конституции РФ есть глава 2, где в статье 44 такой пункт:
«4. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».
Материалы: