Найти тему

Дмитрий Лухманов. Один из немногих романтиков парусных судов в России

(продолжение серии заметок «Вспоминаем ныне забываемых славных россиян и их дела»)

«Парусные суда движет сила ветра, что движет теми, кто всю жизнь проводит под шелест парусов однозначно не ответить»

В каком месте на нашей планете впервые появились парусные суда не установлено и до нашего времени. Не исключено, что их появление на всех земных континентах случилось одновременно у многих древних народов, проживавших, как на берегах больших или малых рек и озёр, так и на берегах тёплых или холодных морей.

А вот время их появления по данным археологов приблизительно установлено – где-то порядка восьми тысяч лет тому назад. В те далёкие века разумное человечество сделало ещё один очередной шаг в использовании того, что подарил ему окружавший его мир – обыкновенного повседневного ветра.

Шли годы, века и даже тысячелетия. Совершенствовался человек, совершенствовалось и всё то, что он делал своими руками. Это в полной мере относится и к и парусным судам. От примитивных досок с крестообразным шестом на котором крепилась надуваемая ветром какая-то ткань, а где-то не исключено выделанная шкура убитого большого зверя или крупного домашнего животного, парусные суда прежде чем превратиться в современных красавцев от которых порой не оторвать и взгляда прошли огромный технический и технологический путь развития и становления.

Древнеегипетское судно с прямым парусом (появилось где-то за три тысячи лет до нашей эры). Средиземноморское судно с треугольным косым или латинским парусом (появилось в восьмом веке нашей эры). Парусное судно скандинавских народов и северо-западных славян (появилось в девятом веке нашей эры).

Первые парусные суда в основном имели или торговое или военное назначение. Так торговые парусные суда активно использовались скандинавскими народами и северозападными славянами в их торговле с Византией на так называемом «пути из варягов в греки» или из Скандинавии в Византию. Кроме ведения торговли скандинавы, как известно на своих парусных судах с викингами на борту покорили себе народы почти всех стран западного побережья Европы и Британских островов, а северо-западные славяне древней Руси на своих парусно-гребных ладьях уходили в военные походы для завоевания земель южных славян и даже Византии.

В конце нашего четырнадцатого века произошла самая настоящая «революция» в парусном деле. На смену относительно небольших торговых и военных одномачтовых парусных судов пришли парусные суда с большими по размерам площадей парусами. Тогда же наряду с одномачтовыми парусными судами стали строиться двух, трёх и даже четырёх мачтовые парусные суда.

-2

Средневековое одномачтовое судно с площадью паруса до двухсот квадратных метров. Трёхмачтовый парусник второй половины пятнадцатого века. Четырёхмачтовый парусник начала шестнадцатого века.

В средние века морские парусные суда в основном совершали плавание вблизи видимости тех берегов, а при усилении ветра до штормового укрывались от него в ближайших тихих бухтах или портах.

В этих условиях настоящим морским подвигом можно считать экспедицию итальянца по рождению Христофора Колумба совершённую им в середине пятнадцатого века. Христофор Колумб на своём небольшом по размерам трёхмачтовом парусном судне «Санта-Мария» в сопровождении двух таких же парусных судов «оторвался» от берегов Испании и ушёл в открытый океан. Курс своих парусных судов Христофор Колумб держал на запад в том направлении, куда по вечерам за горизонт уходило солнце. Целью экспедиции Христофора Колумба, как известно был поиск кратчайшего морского торгового пути из Испании в Индию, но через два с половиной месяца плавания суда Христофора Колумба подошли к каким-то неизвестным островам, а затем и к какой-то неизвестной земле названной в последствии Америкой. Морского торгового пути в Индию Христофор Колумб так и не нашёл, но глядя на карту приведённой ниже хорошо видно, что в ходе этой и ещё трёх последовавших за первой экспедицией Христофор Колумб первым открыл земли как Северной Америки, так и Южной Америки.

-3

Христофор Колумб (годы жизни 1451-1506). Судно «Санта-Мария». Карта с маршрутами четырёх экспедиций Христофора Колумба к берегам Америки в период с 1492 по 1503 год.

В середине следующего шестнадцатого века парусные суда в большей степени стали использоваться уже не в торговых целях. Мир, как известно в том веке вступил в эпоху глобальных сухопутных и морских войн. К участию в них небольшие торговые парусные суда уже не годились. Во всех морских державах повсеместно началось строительство боевых парусных кораблей с трёх и более ярусным парусным оснащением на каждой мачте. Такие боевые парусные корабли имели как на правом борту, так и левом борту палубные пушки. Боевые парусные корабли в морских сражениях как правило выстраивались бортами в одну линию для ведения совместного огня из своих палубных пушек по таким же боевым парусным кораблям противника. В силу этого боевые парусные корабли стали назваться боевыми линейными парусными кораблями. Управлять парусами таких боевых кораблей было самым настоящим парусным искусством, которое приобреталось только за счёт многолетней морской практики плавания на боевых парусных кораблях.

-4

Боевые линейные парусные корабли семнадцатого века французский «Солей Рояль» и шведский «Ваза». Боевой линейный парусный корабль США восемнадцатого века «Конститьюшн».

Что касается парусных судов северо-западных славян древней Руси, то, как уже сказано выше это были торговые и боевые ладьи.

-5

А первый русский пушечный боевой парусный корабль по голландскому образцу под именем «Орёл» был построен в мае 1668 года по Указу царя Алексея I Романова на реке Ока в селе Дединово Коломенского уезда для потехи его сыновей. В дальнейшем, как известно боевой парусный корабль «Орёл» использовался и по своему прямому назначению для защиты от разбойных нападений на российские торговые суда, плававших по Волге вплоть до её впадения в Каспийское море.

Боевой парусный корабль «Орёл» вполне мог плавать и по разным морям, но выхода к ним кроме как к Каспийскому морю у России тогда не было. А своё первое боевое плавание «Орёл» совершил в Астрахань, куда он был отправлен для усмирения казачьего бунта Степана Разина. Этот поход для первого русского боевого парусного корабля «Орёл» закончился плачевно. Он был захвачен казаками Степана Разина и по одной версии сожжён ими, а по другой – разрушен и разобран на дрова. Снятые же с боевого парусного корабля «Орёл» пушки были казаками поставлены на лафеты и использовались ими в сухопутных боях.

-6

Художественное изображение первого русского боевого парусного корабля «Орёл» и его макет.

Создание же регулярного русского парусного военно-морского флота в России началось только при тогда ещё царе Петре I. Он, как известно «развернул» Россию в сторону Балтийского моря, а затем и Чёрного моря и для защиты морских рубежей на северо-западе и юге своего царства создал парусный военно-морской флот ничем ни уступавшим таким же флотам морских держав на этих морях.

Эпоха парусных судов во всём мире продолжалось до середины девятнадцатого века. Технический прогресс не стоял как говорится на одном месте. Затронул он и область судостроения. На смену парусным судам и кораблям в том девятнадцатом веке пришли так называемые паровые суда или пароходы, которые, как и парусные суда поначалу использовались для доставки в основном торговых грузов, а по мере совершенствования паровых судов и для военных целей. А парусные суда перешли в конце девятнадцатого века в состав так называемого в народе «развлекательного флота» для морских путешествий и прогулок.

Именно в то время среди моряков и проявились романтики парусных судов, те, кто остался верен парусному флоту и всеми силами не давал ему уйти в небытие.

Одним из таких романтиков парусных судов и был Дмитрий Лухманов – российский, а затем советский мореплаватель-парусник и к тому же блестящий писатель-маринист.

-7

Дмитрий Лухманов (годы жизни 1867-1946).

Из почти восьми десятков прожитых им лет шестьдесят пять лет Дмитрий Лухманов отдал беззаветному служению морю плавая большую часть из них на парусных судах.

Местом рождения Дмитрия Лухманова был Санкт-Петербург и хотя Дмитрий прожил в нём только детские годы своей жизни этого было достаточно, чтобы навсегда впитать в себя свежий чуть солоноватый запах ветров Балтийского моря и до конца жизни оставаться романтиком морской стихии.

Романтиком морской стихии в середине девятнадцатого века был, и писатель Иван Гончаров В российских журналах того времени были напечатаны его очерки о совершённом им морском путешествии в составе кругосветной экспедиции 1852-1854 годов как секретаря её руководителя адмирала Евфима Путятина на боевом парусном фрегате «Паллада». Данные очерки были восторженно приняты российской читающей публикой.

-8

Фрегат «Паллада». Маршрут фрегата «Паллада».

При этом надо сказать, что Иван Гончаров до своего морского путешествия на боевом парусном фрегате «Паллада» уже был широко известен в России как автор романа «Обломов», а после опубликования его очерков о морском путешествии на фрегате «Паллада» популярность Ивана Гончарова в России как писателя выросла ещё более.

Среди молодых поклонников очерков Ивана Гончарова о его морском путешествии на фрегате «Паллада» был и Дмитрий Лухманов, который после переезда из Санкт-Петербурга в Москву учился тогда в одной из её военных гимназий. Причиной же переезда Дмитрия из Санкт-Петербурга в Москву был развод его матери с отцом Дмитрия и создания ею в Москве новой семьи с другим мужчиной, ставшим Дмитрию отчимом.

В той военной гимназии были очень строгие порядки, к которым Дмитрий поначалу никак не мог привыкнуть, да у него и не было особого желания стать военным. Дмитрий в гимназии порой бедокурил, проказничал, плохо учился в надежде, что его исключат из неё за плохое поведение, но всё это заканчивалось лишь только очередной отправкой его на несколько суток в карцер при гимназии.

На втором году учёбы в военной гимназии на каникулах Дмитрий съездил к родственникам в Санкт-Петербург и побывал в нём в морском музее, а также побывал и в Кронштадте. Возможно посещение морского музея в Санкт-Петербурге и виды парусных судов на кронштадтском рейде, как говорится наложились на его впечатления от чтения очерков о морском путешествии писателя Ивана Гончарова на фрегате «Паллада» и Дмитрий, может быть и неосознанно понял, что море и морская служба – это именно то, что должно стать его судьбой.

По возвращению в Москву манимый морской стихией пятнадцатилетний Дмитрий совершил поступок решиться на который смог бы в его возрасте не каждый. Дмитрий в очередной раз высказал какую-то дерзость в адрес учителей гимназии и не поставив в известность никого из своих родных перестал ходить в гимназию. Отчим Дмитрия устроил ему за это настоящую домашнюю выволочку, но узнав, что Дмитрий мечтает стать моряком пошёл ему навстречу и отправил его в Керчь на обучение в Керченскую мореходную школу в которой её начальником был его старинный сослуживец. Для справедливости изложения такого событий в жизни Дмитрия надо сказать, что для поездки в Керчь на учёбу он также получил поддержку и благословение от своей матери – Надежды Александровны с которой до конца её жизни у него были тёплые, сердечные отношения.

Первый же год учёбы в Керченской мореходной школе показал Дмитрию, что он сделал правильный выбор. Но дожидаться завершения обучения в трёхлетней мореходной школе Дмитрий не стал. Причиной этому был его семнадцатилетний возраст. Несмотря на успехи Дмитрия в учёбе из-за такого возраста к завершающим экзаменам в мореходной школе его всё равно бы не допустили. Дмитрию, даже если бы он закончил трёхлетнее обучение и сдал все экзамены пришлось бы ждать ещё три года пока ему не исполнился бы двадцать один год и только после этого он смог бы получить на руки свидетельство о получении начального специального морского образования. Случайный разговор Дмитрия с одним из знакомых ему лоцманов керченского порта определил всю его дальнейшую судьбу. Дмитрий как-то рассказал ему про учёбу в мореходной школе и о том, что по её окончанию не сможет по возрасту сразу получить свидетельство моряка. Лоцман, вникнув в ситуацию предложил Дмитрию помощь в устройстве его простым матросом на один из греческих торговых пароходов и проплавать на нём те годы, которых не хватает для получения свидетельства об окончании мореходной школы.

Дмитрий согласился с предложением знакомого ему лоцмана и тот вскоре выполнил своё обещание. Так Дмитрий Лухманов вступил на палубу своего первого морского судна – торгового парохода «Николаос Вальяно» и начал свой многолетний путь служению морю. В ближайшем же итальянском порту Дмитрий уволился с этого современного торгового парохода и нанялся простым матросом на парусный двухмачтовый испанский бриг «Озама» называвшийся так в честь одной из испанских крепостей.

-9

Возрождённый в наше время бриг «Озама».

На бриге «Озама», а затем и на других парусных судах Дмитрий Лухманов за два года обошёл почти все моря омывающих берега Европы, заходил на них в порты многие европейских морских городов, а также неоднократно побывал в ряде морских портов США, Австралии, Индонезии и Африки. При этом надо сказать, что в этих морских странствиях Дмитрий Лухманов хорошо овладел и четырьмя иностранными языками. Через два года плавания по морям мира Дмитрий Лухманов возвратился в Россию для продолжения учёбы и сдачи установленных экзаменов с целью получения свидетельства морского штурмана, но уже не в Керченской мореходной школе, а Санкт-Петербургской мореходной школе. Выбор Санкт-Петербургской мореходной школы был у Дмитрий Лухманов не случайным. К тому времени из Москвы его мать Надежда Александровна вернулась в Санкт-Петербург жить и работать помощницей редактора в одной из Санкт-Петербургских газет. Дмитрий с восторгом рассказывал ей о своих морских приключениях таким живым и образным языком, что Надежда Александровна посоветовала сыну изложить все эти его воспоминания на бумаге, пообещав сыну помощь с их публикацией.

Дмитрий прислушался к советам матери и через год в журнале «Русское судоходство» появились его первые морские рассказы. Так с лёгкой руки Надежды Александровны в России появился еще один писатель-маринист – Дмитрий Лухманов. В дальнейшем он уже никогда не оставлял литературное творчество и до конца своей жизни написал пять книг рассказов, самая известная и читаемая из которых – «Жизнь моряка». Кто её не читал, то советую обязательно прочесть. Кроме рассказов Дмитрий Лухманов сочинял и стихи на морские темы, но ни одно из них он так ни разу и не опубликовывал. Кроме этого, Дмитрий Лухманов написал и издал ещё порядка двадцати разных учебных пособий по навигации, штурманскому и конечно же парусному делу.

Морская служба Дмитрия Лухманова после окончания им мореходной школы в Санкт-Петербурге складывалась интересно и своеобразно. Несколько лет он пробыл помощником капитана на волжских речных судах, плававших по всей Волге от Нижнего Новгорода до Астрахани и обратно и в такой же должности на морских торговых судах, ходивших по Каспийскому морю. А чтобы стать капитаном речного судна Дмитрию Лухманову пришлось переехать на Дальний Восток, где он получил должность вначале капитана торгово-транспортного парохода «Атаман», а затем такого же парохода под именем «Амур», входивших тогда в Амурско-Уссурийскую казачью флотилию.

-10

Пароход «Атаман» (построен в 1896 году. Он был двухколесным и однопалубным. Кстати сказать, в этот же время по Амуру ходил и ещё один пароход под таким же названием, но одноколесный. В дальнейшем данный пароход «Атаман» был переименован в «Гермоген Курбатов» в честь купца-пароходовладельца и главы амурского города Николаевска, который с 1926 года стал называться Николаевск-на-Амуре. В двадцатых годах прошлого века пароход «Атаман» переименовали в «Дальсельсоюз», а в 1930 году он получил новое имя «Сталин». Этот пароход-ветеран окончательно был выведен из строя только в конце пятидесятых годов прошлого века под своим теперь уже последним именем – «Зенит»).

Через несколько лет Дмитрию Лухманову, как уже опытному капитану речных судов предложили должность помощника начальника порта Петровск-на-Каспии, ныне это город Махачкала – столица Дагестана. Но все эти годы Дмитрий Лухманов продолжал мечтать о плавании на парусных судах. Несколько раз он обращался во все морские инстанции и наконец-то добился своей цели. В 1908 году его назначили капитаном учебного черноморского парусно-парового клипера «Великая княжна Мария Николаевна».

-11

Фотография и художественное изображение клипера «Великая княжна Мария Николаевна» (клипер назван так в честь дочери императора Николая I. Кроме парусного оснащения данный клипер имел и небольшую паровую машину, работавшую на винт. Клипер был построен на верфи английского города Глазго по заказу Русско-Американской торговой компании и спущен на воду в 1873 году. В 1892 году клипер был передан в распоряжение Одесского мореходного училища для организации морских практик его курсантов. В 1921 году клипер «Великая княжна Мария Николаевна» был продан одной из английских судоходных компаний и переименован в «Silvana». Через год в очередном рейсе по Средиземному морю данный клипер попал в сильнейший шторм и затонул недалеко от итальянского порта Генуя).

Учебным парусно-паровым клипером «Великая княжна Мария Николаевна» Дмитрий Лухманов управлял более пяти лет. За эти годы в переходах на маршруте от Одессы и обратно в Одессу с заходами в порты Геленджик, Феодосия, Евпатория, Севастополь на данном клипере прошли парусную школу и стажировку несколько сотен учеников-практикантов не только Одесского мореходного училища, но и других черноморских мореходных училищ и школ.

Затем Дмитрия Лухманова перевели в Мариуполь и назначили вначале помощником, а потом и заместителем начальника Мариупольского морского порта, в котором он и проработал до начала Первой мировой войны.

-12

На фотографии 1914 года Дмитрий Лухманов крайний справа во втором ряду среди сотрудников Мариупольского порта.

С началом Первой мировой войны Дмитрия Лухманова призвали на действительную военную службу, присвоили офицерское звание и отправили на Дальний Восток, где он и встретил февральские и октябрьские события в России семнадцатого года прошлого века. В годы Гражданской войны 1918-1920 годов Дмитрий Лухманов поддержал дальневосточных большевиков и даже успешно выполнил одно из их ответственных и важных поручений. Хорошо зная многих капитанов морских российских торговых судов Дмитрий Лухманов летом 1920 года, сорвал попытку правительства Дальневосточной республики перегнать из Владивостока за границу для продажи шестнадцать морских торговых судов существовавшего тогда коммерческого Общества «Добровольный флот». Напомню читающим эту заметку, что коммерческое Общество «Добровольный флот» вышло из Общества «Добровольный флот Российской империи», которое было создано в 1878 году по инициативе Императорского общества для содействия русскому торговому мореходству. Комитет по созданию данного общества возглавлял тогда цесаревич Александр Романов – будущий император Александр III. Предполагалось, что торговые суда такого флота в случае войны могли бы быстро переоснащаться вооружением и участвовать в военных действиях на море как вспомогательные суда. На собранные в народе деньги Общество «Добровольный флот Российской империи» в том же 1878 году приобрело и первые три парохода символически названных «Россия», «Москва» и «Санкт-Петербург». Вскоре на базе Общества «Добровольного флота Российской империи» было создано частное Общество «Добровольный флот» при Морском министерстве России, а в начале 1909 года после передачи этого частного общества в ведение Министерства торговли и промышленности России Общество «Добровольный флот» стало и коммерческим обществом. После октябрьских событий семнадцатого года прошлого века правление Общества «Добровольный флот» отказалось исполнить декрет правительства Советской России о его национализации и распродало все суда данного общества, которые в то время оказались за границей. В 1924 году на базе оставшихся в Советской России судов коммерческого общества «Добровольный флот» и советского «Госторгфлота» было создано государственное акционерное общество «Совторгфлот». Что касается Дальневосточной республики, первоначальное название которой было Дальне-Восточная республика, то она была провозглашена в апреле 1920 года Учредительным съездом трудящихся Прибайкалья в городе Верхнеудинске, ныне это город Улан-Уде – столица Республики Бурятия и просуществовала до ноября 1922 года. Она имела своё правительство, Учредительное, а в дальнейшем Народное собрание, почту и свои деньги. Советская Россия признала Дальневосточную республику как временную российскую буферную республику на Дальнем Востоке и оказала ей финансовую, дипломатическую, кадровую, хозяйственную поддержку и помощь в создании её Народно-революционной армии, которую возглавил будущий советский маршал Василий Блюхер. Создание Дальневосточной республики способствовало тогда прекращению прямого военного конфликта между Советской Россией и Японией и выводу всех иностранных войск из Дальневосточного края. После их вывода Народное собрание Дальневосточной республики в ноябре 1922 года приняло постановление о своём самороспуске и переходе Дальневосточной республики под юрисдикцию РСФСР.

После своих дальневосточных странствий Дмитрий Лухманов возвратился в родной для него город на Неве ставший к этому времени Ленинградом и с учётом своего опыта морской службы обратился в Наркомат морского флота СССР с просьбой предоставить ему работу в Ленинградском морском техникуме, основой которого была всё та же мореходная школа которую Дмитрий Лухманов когда-то закончил и получил в ней свидетельство судоводителя.

Такой выбор нового места работы был у Дмитрия Лухманова не случайным. Он знал, что к данному морскому техникуму приписан учебный четырёхмачтовый двухпалубный парусник «Товарищ», на котором учащиеся данного морского техникума ежегодно совершали в летние каникулы продолжительные плавания не только по Балтийскому морю, но и далеко за его пределами.

-13

Парусник «Товарищ» (построен на верфях ирландского города Белфаст и спущен на воду в 1892 году под названием «Lauriston». Перед началом Первой мировой войны он был куплен одной из российских морских торговых компаний, находившейся в Лондоне и приписан к лондонскому морскому порту. В 1921 году данный парусник был передан Советской России по плану репарации принятого на Парижской мирной конференции по итогам Первой мировой войны и переименован в «Товарищ». До 1927 года парусник «Товарищ» был учебным судном Ленинградского морского техникума, а после ремонта в аргентинском порту Росарио отправлен в порт Поти и использовался как учебное парусное судно для черноморских и азовских мореходных училищ и школ. Осенью 1941 года парусник «Товарищ», находившийся тогда в Мариуполе после взрыва рядом с ним фашисткой бомбы оказался наполовину корпуса затопленным. После освобождения города от фашистов, он в таком полузатопленном состоянии находился в морском порту до 1960 году и затем был утилизирован).

Неожиданно для него самого Дмитрия Лухманова назначили не преподавателем, как он просил, а сразу директором Ленинградского морского техникума и одновременно капитаном парусника «Товарищ». Через два года парусник «Товарищ» был отправлен на Чёрное море в распоряжение морского техникума в Поти, но за это время Дмитрий Лухманов на паруснике «Товарищ» с курсантами Ленинградского морского техникума успел совершить ряд морских походов, в последнем из которых парусник «Товарищ» дошёл до берегов Англии, а затем и берегов Уругвая. В этом походе парусник был изрядно потрёпан штормами и был отправлен в аргентинский порт Росарио для ремонта, а Дмитрий Лухманов с курсантами на другом судне благополучно возвратился домой.

Курсантам Ленинградского морского техникума после отправки парусника «Товарищ» на Чёрное море захотелось иметь своё учебное парусное судно. Они обратились к Дмитрию Лухманову поддержать их инициативу по постройке своими руками небольшого парусного судна и совершить на нём ни мало ни много, а целое кругосветное путешествие. Дмитрий Лухманов охотно поддержал курсантов морского техникума и предложил им построить такое парусное судно по чертежам норвежского парусного лоцманского бота.

Так в Ленинграде рядом с морским техникумом на двадцать второй линии Васильевского острова поднялся стапель, на котором курсантами морского техникума началось строительство учебной парусной яхты, названной ими «Красная звезда».

-14

Чертёж парусной яхты «Красная звезда» (после постройки яхта имела длину чуть более десяти метров и наибольшую ширину три с половиной метра. Её осадка была до двух метров, а общая площадь парусов составляла порядка ста двадцати квадратных метров).

Через год руками курсантов и приглашённых опытных строителей-корабелов яхта «Красная звезда» была построена и летом 1926 года спущена на воду, а затем и испытана в Финском заливе показав хорошие мореходные качества.

В кругосветное путешествие на яхте «Красная звезда» курсантов морского техникума конечно же не отпустили, но она ещё два года после спуска на воду верно служила обучению курсантов морского техникума парусному делу. В дальнейшем яхта «Красная звезда» была передана яхт-клубу Балтийского бассейнового комитета профсоюзов рабочих морского и речного флота. Через три года после этого из-за неумелого управления ею яхта «Красная звезда» столкнулась с дамбой Петергофской гавани, получила пробоину и затонула. После подъёма яхта «Красная звезда» до начала Великой отечественной войны служила для обучения яхтсменов на внутреннем маршруте из Балтийского моря по реке Неве в Ладожское озеро, затем по реке Свирь в Онежское озеро и обратно. Во время Великой отечественной войны эта первая в советской стране морская парусная яхта «Красная звезда» сгорела от прямого попадания в неё зажигательной бомбы.

Через пять лет работы директором Ленинградского морского техникума Дмитрий Лухманов обратился к Наркому морского флота СССР с просьбой перевести его в морской техникум города Поти, к которому после ремонта приписали парусник «Товарищ». Просьбу Дмитрия Лухманова удовлетворили, но вскоре его перевели в Москву в Наркомат морского флота, в котором Дмитрий Лухманов – Почётный работник морского флота СССР и проработал до конца своей жизни.

Заслуги российского романтика парусных судов Дмитрия Лухманова в Российской империи были отмечены двумя царскими орденами. В советской стране Дмитрию Лухманову к его шестидесятилетию в августе 1927 года одному и первых в Советском Союзе присвоили звание «Герой труда РСФСР», а к семидесятипятилетию наградили орденом Трудового Красного Знамени.

-15

Знак «Герой Труда РСФСР» (учреждён 27 июля 1927 года для награждения лиц за особые заслуги перед государством и имевших рабочий стаж не менее 35 лет. В 1938 году вместо знака «Герой труда РСФСР» в СССР была введена золотая медаль «Герой социалистического труда»).

С 1972 по 1996 год морские просторы нашей планеты бороздило советское торговое судно названное «Капитан Лухманов».

-16

Подготовленные Дмитрием Лухмановым курсанты морских техникумов со временем сами стали известными капитанами торговых, рыболовных, пассажирских и других судов, в том числе и парусных судов.

Жизнь Дмитрия Лухманова вдохновила писателя-фантаста Ивана Ефремова сделать его прототипом капитана Даниила Лихтанова – главного героя написанной им в 1943 году рассказа «Катти Сарк» про историю одноимённого парусника-клипера. Кстати сказать, после того как этот рассказ был переведён на английский язык и издан в Англии в Лондоне было создано общество сохранения парусного клипера «Катти Сарк». Парусник-клипер 1869 года постройки был отреставрирован и поставлен на вечную сухую стоянку на одной из набережных реки Темзы в Лондоне.

-17

Парусник-клипер «Катти Сарк» в море и на вечной стоянке на набережной реки Темзы в Лондоне.

Как уже сказано выше Дмитрий Лухманов был не только умелым судоводителем, но и блестящим писателем-маринистом. В разные годы и разных издательствах советской страны вышло более десяти его повестей и сборников рассказов. Среди них наиболее известными были «Жизнь моряка», «Соленый ветер», «Под парусами» и автобиографическая повесть «На палубе» в основу которой легли его личные воспоминания о морской службе.

-18

Одна из первых публикаций рассказов Дмитрия Лухманова в приложении к ленинградскому журналу «Вестник знаний» 1928 года.

В наше время в России, как и во всём мире происходит возрождение парусного флота. Сегодня курсанты всех российских высших морских училищ и морских колледжей – будущие капитаны морских судов, как и во времена жизни Дмитрия Лухманова проходят свою первую морскую практику на шести учебных парусниках «Крузенштерн», «Седов», «Паллада», «Мир», «Надежда» и «Юный Балтиец».

-19

Парусный барк «Крузенштерн».

А в одном из новых московских микрорайонов Косино, расположенного на берегу так называемого Белого озера, в 1987 году был создан детский морской яхт-клуб имени Дмитрия Лухманова. При этом надо сказать, что место создания детского морского яхт-клуба имени Дмитрия Лухманова было выбрано не случайно. Когда-то предки Дмитрия Лухманова владели землями, на которых ныне построен микрорайон Косино и обосновали на них село с таким же названием.

-20

Члены Косинского детского морского яхт-клуба ежегодно в августе проводят на Белом озере традиционные Косинские парусные регаты посвящённые памяти Дмитрия Лухманова. А в музее Косинского детского морского яхт-клуба создан и памятный уголок капитана парусных судов Дмитрия Лухманова.

Юрий Сластников. Анапа. Краснодарский край. 26 мая 2023 года.

Мои заметки выходят еженедельно по пятницам.

Набирайте в поисковых строках каналов Яндекс и Дзен мой псевдоним – Феофан грек собиратель, заходите на мою страницу и читайте все те заметки, которые уже опубликованы!

Обещаю, вас ждёт много интересного!

Подписывайтесь! Ставьте лайки! Подключайте к чтению моих заметок своих близких, знакомых и друзей! Делитесь ими в других социальных сетях, используйте для распространения их другие каналы. Комментируйте! Буду рад ответить на все ваши вопросы!

Продолжение заметок следует!