Пока руководитель Центра Михаила Чехова проводит режиссёрский семинар в Шанхайской театральной академии, вспоминаем, с чего началось наше сотрудничество с китайским театральным комьюнити.
Осенью 2022 года по инициативе бывших студентов Владимира Байчера из Китая и благодаря их всесторонней поддержке были запущены два обучающих онлайн-курса, ориентированные на аудиторию из КНР, одно направление — актерское, другое — режиссёрское. Китайские выпускники Владимира Григорьевича, не так давно проходившие у него дипломную практику на режиссёрском факультете в ГИТИСе и совместно с русским мастером поставившие свои дипломные спектакли, оказались заинтересованы в продолжении сотрудничества с педагогом из России. Так появились первые русско-китайские воркшопы на базе Центра Михаила Чехова, на тот момент проводимые посредством интернет-связи.
Русская театральная школа очень ценится в Китае ещё с советских времён. Китайский театр перенял и адаптировал русский театрально-постановочный метод и систему Станиславского как основу современного сценического искусства. И если в практическом смысле китайские режиссёры освоили русскую школу и работают, опираясь на принципы и технику, заимствованные из русского театра, то в области театрального образования и передачи знаний, касающихся русского театрального метода, у них на протяжении долгого времени сохраняется острая нехватка квалифицированных кадров. Иными словами, в Китае практически отсутствуют профессиональные преподаватели, специализирующиеся на изучении русской театральной системы. Поэтому приглашение педагогов из России в театральные учебные заведения КНР было вопросом времени. И если поначалу студенты из Китая приезжали на стажировку в российские театральные ВУЗы — и долгое время это была единственная возможность перенять необходимые знания и навыки, то в 2022 году ситуация, наконец, изменилась. Российская театральная «интервенция», поддерживаемая с обеих сторон, наконец случилась, и русская театральная школа повернулась в сторону азиатского региона. Происходило это в два этапа и судьбоносно совпало с открытием Центра Михаила Чехова в Москве.
Итак, первым этапом стали упомянутые онлайн-курсы Центра Михаила Чехова для слушателей из Китая. Очень быстро были набраны группы студентов по двум профилям: режиссёрский класс и актерский. Программа обучения, ориентированная на освоение действенного анализа и актерской техники с начального уровня, была рассчитана на иностранных студентов. Преподавательский состав сформирован из российских педагогов, мастер курсов — Владимир Байчер. Занятия российско-китайской онлайн-школы стартовали в сентябре прошлого года. На данный момент оба курса успешно выпустились, защитив дипломные проекты. В режиссёрской группе разбирали и ставили шекспировского «Короля Лир», а актеры работали над инсценировкой «Преступления и наказания» Достоевского. Об авангардном китайском онлайн-спектакле по Достоевскому мы расскажем в отдельном тексте, посвящённом этому смелому эксперименту Центра Чехова.
Ну а вторым этапом закономерно стало приглашение Владимира Байчера в Китай в качестве профессора Шанхайской театральной академии. Шанхай сегодня — это средоточие театральной жизни страны. Руководитель Центра Михаила Чехова проводит там режиссёрский семинар и это, безусловно, большое театральное событие, имеющее влияние на культуру КНР в целом. 35 студентов из разных городов Китая съехались в Шанхай, чтобы пройти обучение по русской театральной системе. На отчётные открытые уроки, проводимые каждую неделю в рамках семинара, собираются полные залы зрителей. Далее в планах мастер-класс в крупнейшей пекинской киношколе и переговоры об открытии в КНР русской школы театра на базе Центра Михаила Чехова.
Российско-китайское театральное сотрудничество только начинается!
В следующих публикациях мы продолжим рассказывать о деятельности Центра Михаила Чехова. Подписывайтесь на наш канал и следите за новостями!