Найти в Дзене

Про маторов и бельтиров и немножечко про цены.

Недавно я опубликовала статью, где рассказывала о моей Сибири 1831 года, увиденной глазами Статского Советника И. Пестова и очень поэтично описанной в его «Записках об Енисейской губернии Восточной Сибири». И мне настолько нравится и кажется необычным для настоящего времени его рассказ, что я, пожалуй, продолжу пересказ этого труда.

Фото мое
Фото мое

В первой половине 19-го века в Минусинском округе было 88 селений, в которых проживало 7035 крестьян мужского пола (сколько женщин и детей – неизвестно). Умножу на три, получу примерно 21000 человек. Посмотрела, для сравнения, данные по Минусинскому району по количеству населения в настоящее время. Очень удивилась, поскольку по состоянию на 2019 год насчитывалось всего 25660 человек. То есть, по сути, количество народу, проживающих в наших краях, не изменилось. А это целая тема для размышлений.

Фото мое
Фото мое

Но пока я ее оставлю и перечислю, что почем продавалось в царские времена.

Мука ржаная – 45 копеек за пуд (пуд - 16 килограммов), пшеничная – 70 копеек за пуд. Говядина – 1 рубль за пуд, красная рыба: стерляди и осетры – 7 рублей, а белая 4 рубля за пуд. Кубическая сажень дров – 3 рубля 75 копеек, кирпич – 8 рублей за тысячу. Сахар – 60 рублей за пуд, а фунт чаю – 6 рублей. Вроде бы, смешные деньги. Но я специально поискала сравнение цен и рубля в царской России и сейчас и пришла к выводу, что покупательная способность тогдашнего населения была очень низкой. По разным сведениям, тогдашний 1 рубль соотносится с нынешним, как 1 к 1300. Получается, что говядина стоила 1300 рублей за пуд или 81 рубль за килограмм, а красная рыба – 570 рублей. Сахар так вообще 4875 рублей за килограмм.

Фото мое
Фото мое

Теперь посмотрим, сколько платили работникам.

Мало платили: слуге – 5 рублей в месяц (6500 рублей на современные деньги). Столько же получал земледельческий работник. Плотник так вообще зарабатывал 1 рубль в месяц. И на что люди жили, спрашивается? Так и хочется показать все эти расчеты сторонникам царизма. И как никогда понимаешь актуальность Некрасовского вопроса: «Кому на Руси жить хорошо?»

Фото мое
Фото мое

Я уже писала, что народ в наших краях жил весьма разнообразный. Сегодня меня интересует коренное население или инородцы, как называет их И. Пестов.

Для сбора ясака и податей были созданы Степные иноверческие Думы или Правительства кочующих народов. К инородцам автор относит:

1. Бельтиров «по Абакану кочующих, до 800 душ народу, имеющих большие табуны конского и рогатого скота, от чего весьма зажиточных; но притом для собственного продовольствия занимающихся хлебопашеством и у них наилучший промысел звероловства. Пристрастны до горячего вина; для удовлетворения таковой страсти научились сами из молока гнать оное; но такое нетерпение имеют в сем промысле, что едва только добудут стакан или рюмку вина, ту ж минуту выпивают, и потом опять продолжают свою добывку вина, доколь своим лакомством насытятся допьяна и тогда уже оставляют свое дело». Крещены в православии. Интересен обряд захоронения. По словам Пестова, бельтиры хоронили своих усопших, подвешивая на высоких деревьях в укромных местах. (По-видимому, из-за суровой зимы и невозможности продолбить землю). И еще, они очень честны, воровства нет совершенно, «меж тем как по соседству в прочих улусах сей промысел в наивысшей степени».

2. Тубинцев или Самоедов, обитающих около реки Тубы и насчитывающих до 900 душ мужского пола, платящих ясак. Никаких интересных подробностей о житье-бытье этой народности автор не приводит, поэтому переходим к следующим.

3. Кайбалов, коренного населения, упражняющегося больше в скотоводстве, а зимой работающих в русских хозяйствах. Исконная их религия – шаманизм, но в настоящее время почти все православные. Наряду с юртами, подражая русским, кайбалы строят деревянные дома и, соответственно, уже не кочуют.

4. Маторов, самой малочисленной народности. Вот как автор описывает перипетии их жизни: «В давния времена они подвластны были Хану Золотой Орды; дань же платить России начали с 1609 года; в последующие времена бывали они в подданстве у Киргизцев, и по сему обстоятельству, избавляясь чужой власти, племя их ощутительно перевелось; также и оспа свирепством своим опустошила сей народ. При бывшей в 1760 году переписи положено было их в подушный оклад только 30 душ; но в последствии времени они размножились».

Из всего сказанного автор делает вывод: «На Сагайской степи множество улусов и юрт Татар кочующих: но между всеми ними, какогоб они наименования себе не присвояли, приметно в виде их и обычаях между собою великое сходство, а потому и следует почитать их союзными поколениями, сродными Татарам и Калмыкам».

Фото мое
Фото мое

Я обратила внимание, что во всем этом многостраничном труде ни разу не упоминается слово «хакасы». А ведь наша Республика называется Хакасией и коренным населением считаются именно хакасы. Оказалось, постановление об общем для всех наименовании «хакасы» было принято на первом съезде коренного населения, который проходил 6 марта 1917 года. Для меня это явилось удивительным открытием.

Продолжение следует…

P.S. Ошибки, допущенные в тексте, это не потому что я такая неграмотная, а для передачи колоритности языка 19-го века.