Найти в Дзене
Газета Солидарность

“Безобразие полное”: труженики села встретились с главой Совфеда

Оглавление
Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"
Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"

16 мая прошла встреча председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко с тружениками социальной сферы села. Таково официальное название мероприятия, хотя там были и другие сенаторы, и представители правительства. Но гостей из регионов порой можно было слышать куда отчетливей, чем федеральных служащих: на селе по-прежнему некому работать, как говорят даже молодые спецы.

НЕГАТИВ КАДРА

- Отдельно хочу отметить, что в сегодняшней встрече принимают участие и представители новых субъектов Федерации. И, конечно, наша задача - сделать все, чтобы качество жизни в селах Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей соответствовало общероссийскому уровню, - говорила, открывая встречу с социальными тружениками села, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Тем самым, пусть и не очень заметно, заострив отличный вопрос: чтобы жителям новых регионов в итоге было комфортней и, не поскупимся на слова, жилось богаче, чем при прежней власти. Но соответствует ли этому критерию тот самый общероссийский уровень? Впрочем, забегая как вперед (к выступлениям представителей из “старых” регионов), так и назад (к некоторым прежним публикациям “Солидарности”), в России в среднем жилось действительно побогаче, чем на Украине. Но так у нас и регионов побольше, есть из чего составлять статистику…

В общем же, все были солидарны: все у нас получится. А сама встреча, к чести организаторов, была больше похожа на рабочее совещание, чем на паркетное мероприятие. Но говорили на самом деле и о проблемах - в основном гости из российской глубинки.

- Каждая встреча с сельскими тружениками для нас - это всегда огромная радость и возможность встретиться с вами, - не могла, видимо, не сказать Матвиенко. Но быстро перешла к конкретике: - В прошлый раз мы поднимали вопрос об увеличении финансирования госпрограммы комплексного развития сельских территорий. В этом году в федеральном бюджете на эти цели предусмотрено почти 60 млрд рублей - на 19 млрд больше, чем годом ранее.

Но будем иметь в виду, что планы властей по развитию села - это не одна целевая программа: глава Минсельхоза упомянул о еще 14, за которые отвечают разные ведомства. И всё пригодилось бы, учитывая, например, комментарий той же Матвиенко: “В одном из фельдшерско-акушерских пунктов люди, чтобы в него попасть (не хватает ступенек на крыльце), заходят, подставляя стул”. И слабо верится, что только в одном.

Согласно презентации от замминистра сельского хозяйства Оксаны Лут, в рамках госпрограммы развития села с 2020 года “по всей стране возводится комфортное жилье, объекты образования и здравоохранения, культуры и спорта, появляются качественные дороги и коммунальная инфраструктура, приобретается транспорт, благоустраиваются общественные пространства”. Построено “или приобретено” (чего сколько?) больше 6 млн кв. м жилья, проведен интернет, “люди получили парки, спортивные площадки”. А новых рабочих мест появилось за три года примерно 65 тысяч (правда, обещают до конца года дотянуть до 95 тысяч) - при плюс-минус 35 млн сельских жителей. Но непосредственно к сельскому хозяйству относится только около половины рабочих мест, пояснила Лут. Впрочем, и это понятно: инфраструктуру для аграриев создают люди других профессий - те же работники культуры, медицины, образования… И, кстати, в целом - все друг для друга. Но при этом:

- У молодежи снижается интерес к труду на земле, это подтверждают контрольные цифры приема в сельскохозяйственный вуз региона. А потребность в кадрах в АПК остается очень высокой, - говорит Елена Митыпова, замдиректора Ресурсно-биологического комплекса Бурятии.

НИ СДАТЬ, НИ ВЗЯТЬ

Ни на что особо при этом не жалуется семья молодых медиков - Алексей и Анастасия Попковы. Они в 2018 году приняли участие в программе “Земский доктор” и переехали с Рязанщины в Гусь-Хрустальный Владимирской области. Сейчас Алексей заведует фельдшерско-акушерским пунктом в деревне Семеновка в том же районе, а его жена - акушер там же. В Семеновке, говорит Алексей, есть все необходимое для его и коллег работы: оборудование, медикаменты, интернет. По переписи населения 2010 года, в деревне жили 595 человек. С 2018 года, уточняет Анастасия, родились еще восемь, но теперь “мы обслуживаем, вместе с приписным населением, 548 человек”.

- А чего еще не хватает на селе, на ваш взгляд, чтобы молодежь оставалась? - спрашивала Матвиенко Анастасию на четвертом году работы госпрограммы развития села.

- Ну, наверное, не хватает работы, - отвечала та.

Балетмейстер Таловского хореографического ансамбля “Калейдоскоп” (Воронежская область) Мария Смышникова жаловалась на то, что не хватает денег вывозить детей на соревнования. Проще говоря, им бы свой автобус иметь.

- Второй вопрос (первый же? - П.О.) - кадровый: с каждым годом специалистов в сельской местности в сфере культуры становится все меньше, - продолжала она. - Талантливые воспитанники в сфере культуры редко возвращаются в сельскую местность. Из-за отсутствия жилья и из-за невысокой зарплаты.

Выступил глава Добровского муниципального района Липецкой области Анатолий Попов (“Один из самых динамично развивающихся районов региона, где и федеральные деньги умеют привлечь. Поделитесь опытом, будем помогать, тиражировать”, - представила Матвиенко):

- Когда я возглавил муниципалитет [в 2019 году], бюджет района составлял 480 млн рублей. На сегодня благодаря участию в региональных, федеральных программах - 1,79 млрд, плюс значительно выросла собственная доходная база за счет привлечения инвесторов, создания новых рабочих мест. Но есть и проблемы: в прошлом году началось строительство нового поликлинического корпуса, которого наши люди ждали более тридцати лет. В связи с введенными санкциями на [поставку] оборудования… есть опасения, что мы не сможем его сдать, потому что не будет хватать денежных средств.

Надо сказать, Валентина Матвиенко - против тиражирования именно этого опыта, по части медицинского недостроя. И чем хороши эти ежегодные встречи, на них действительно поднимаются предельно конкретные вопросы. Но как (неизбежный?) результат, решаются они в режиме ручного управления: приказать одному министру, попросить другого, нажать на губернатора. Вот, например, Генрих Немчинов, блогер из Коми, говорит: у них, в Ижемском районе, старики зимой ходят за семь километров зимой по дрова, а иного топлива нет. И Матвиенко согласна: это “полное безобразие”, и “власти должны привезти в это село необходимый объем дров”.

Но почему-то - не газа.

Комментарий

Галина Юрова, зампред профсоюза работников агропромышленного комплекса РФ:

- Только на гранты в 2022 году в сельской местности было создано 4170 рабочих мест, а в малое и среднее предпринимательство привлечено 17 410 человек. Может быть, если посчитать с 2020 года, то такая цифра (65 тысяч новых рабочих мест. - П.О.) и выйдет. Плюс, по данным Росстата, в 2022 году было зарегистрировано 14,5 тысячи новых крестьянско-фермерских хозяйств и 308 хозяйственных сельскопроизводственных кооперативов.

Другое дело - рабочие места создаются, но, по статистике, количество занятых в организациях сельского хозяйства каждый год сокращается. То есть можно говорить только о том, что растет уровень какой-нибудь самозанятости или предпринимательства. Но по организациям - что пищевой промышленности, что в сельском хозяйстве - мы каждый год видим снижение количества занятых. И это большие организации. Вопрос даже не в том, что они ликвидируются, а в том, что проходит “оптимизация”. Работодатель не будет сообщать, что он привлек, допустим, 30 работников на сезон; он будет сообщать, что у него 30 работников в штате, а по факту - привлечет больше. То же происходит и в пищевой промышленности, где вроде бы круглогодичный цикл.

Зарплаты в отрасли растут темпами выше, чем рост в среднем по стране. Но другое дело, что у нас зарплаты по крупным организациям по-прежнему составляют 61 - 64% от средней по экономике. Я понимаю, что говорю о “средней температуре по больнице”, но есть такие регионы, как, например, Тува, где зарплаты по 13 тысяч рублей - меньше даже прожиточного минимума в РФ. При этом разрыв по зарплатам в отрасли между регионами достигает девяти раз. А так зарплаты растут, да…

Павел Осипов, корреспондент "Солидарности"