#sensoryProcessingDisorder #нормотипичныедети #сенсорнаярегуляция
Итак у человека есть две составляющие нервной системы: одна симпатическая ее часть, а другая парасимпатическая (детали в предыдущей публикации). Одна отвечает за возбуждение нервных импульсов в теле, а другая за торможение, успокоение. Более того : эти две части равнозначны. Это значит что если произошел в системе всплеск, то обязательно за ним последует спад. Это нормальная регуляция деятельности нервной системы человека. (Один раз я спросила у своей наставницы почему так получилось что я попала в ДТП и она мне ответила: у тебя был включен режим парасимпатической нервной системы, по человечески - типа ты нормально не отдохнула перед тем как сесть за руль..)
Второе: допустим что симпатическая нервная система сбоит, то есть начинает бить тревогу там, где ее вроде бы и не должно быть?. Например, ребенку с повышеной тактильной чувствительностью предложили надеть джинсы и он чувствует и ошущает при одевании как будто по телу наждачной бумагой скребут. Или дали бутер с горчицей (но горчички чуть-чуть) и деть ощущает это чуть-чуть как если бы нормальный человек без подготовки пытался есть чили перец, то есть чуть чуть горчички подается нервной системе как очень, чрезмерно много и она дает в ответ отклик ! Опасность"! Или лопнул воздушный шар, а человек с гиперчувствительным слухом ощутил его настолько громко, что заболело ухо ( например, у моего сына в возрасте 4-5 лет случился отит, после того как он прошел в переходе подземном где громко играла музыка.) Вобщем на вход нервной системы со сбоем подается либо слишком сильный импульс или слишком слабый, и система в ответ влючает реакцию "опасность"! И ребенка становится не узнать: он плачет, хочет поскорее уйти из места где громко, снять ненавистные джинсы или выплюнуть горчицу. Если ребенка не поддержать и не понять, начинается даже паника и истерика. Изначально генно заложенная в нас реакция в случае опасности: дерись-убегай-или-замри. И она также в таких казалось бы простых случаях у детей с нетипичным откликом срабатывает. Ребенку физически плохо и он не может себя контролировать. Нужна помощь и адекватная поддержка взрослого. Вы помните как люди могут вести себя при пожаре в торговом центре? Просто стоять и смотреть(замереть), или бегать в панике по холу потому что внутри включен режим чрезвучайной ситуации (симпатическая нерная система перехватила управление и заблокировала логику напрочь). То же самое и у детей.
Мы часто оцениваем такую реакцию "из мухи слона" непонимая при этом что ребенок в режиме чрезвычайной ситуации и не способен думать и слышать и анализировать кхоть что.
Более того есть режим "до ребенка не достучаться" - он просто сидит и качается из стороны в сторону(или ходит туда-сюда, повторяет какие-то монотонные дествия). И часто пока за руку не возьмешь, не "услышит". Вот это как раз принцип равнозначности включился. Какое-то время назад нервная система работала в чрезвычайном режиме и тепе-ерь срочно требуется отдых! Получаем ребенка "в отключке". Родитель знай, это парасимпатическая нерная система взяла контроль в свои руки и нужно нежно выводить дите из этого медетативного состояния, и если нужно срочно куда-то идти - можно везти за руку, но требовать решения математической задачи = бесполезно!
По мотивам книги "Помочь своему ребенку с сенсорной регуляцией" (Сьюзан Моушн Одум, Рут Голдфингер Голомб)