Найти тему
ANF на русском | ANF Russia

Эрдоган мечтает о третьем десятилетии власти

Воскресные выборы привели ко второму туру между Эрдоганом и претендентом от оппозиции Кемалем Кылычдароглу. Президент выйдет во второй тур 28 мая, оптимистично оценивая свои шансы. Большую надежду ему внушают параллельные парламентские выборы, на которых правящая коалиция во главе с его партией ПСР (Партия справедливости и развития) сохранила свое большинство. А в борьбе за первое место его соперник не нанес ему серьезных ударов.

Кемалю Кылычдароглу не хватило около 5% до большинства, необходимого для того, чтобы помешать Эрдогану продлить свое правление на третье десятилетие. Со своей стороны, президент не дотянул до цели считанные доли процентного пункта. Во втором туре, на котором будут конкурировать два лидера, Эрдоган рассчитывает получить много голосов, которые достались кандидату, занявшему третье место, Синану Огану, чья ультранационалистическая платформа гораздо ближе к правящей коалиции, чем к либеральному оппозиционному блоку.

Надежды Кылычдароглу – и они невелики – заключаются в том, что сторонники Огана останутся [дома] во втором туре, а некоторые из сторонников Эрдогана позволят себе самоуспокоиться. Но вполне возможно, что именно сторонники оппозиции, разочарованные результатами воскресного голосования, останутся дома 28 мая.

Рынки уже падают в обморок от перспективы еще пяти лет правления Эрдогана и его неортодоксальной монетарной политики. Это не сулит ничего хорошего США и Европе, которые годами терпят риторические нападки со стороны турецкого лидера, а также его склонность вставлять гаечный ключ в консенсус НАТО, направленный против президента России. Победивший Эрдоган будет чувствовать себя полностью оправданным в том, что касается его экономических и внешнеполитических мер. Победа сделает его еще менее склонным к компромиссам.

Если у него все получится, победа станет самой выдающейся в долгой карьере Эрдогана. Ведь это будет победа, одержанная на фоне самых серьезных проблем, с которыми он когда-либо сталкивался. Перед воскресным голосованием многие опросы показывали, что он отстает от Кылычдароглу. Считалось, что турки устали от своего лидера после 20 лет правления, не в последнюю очередь из-за тяжелых последствий его экономической бесхозяйственности. Оппозиция в большинстве своем объединилась вокруг единого кандидата, консолидировав голоса противников действующего президента. Широко распространен гнев по поводу плохой реакции правительства на двойное землетрясение, разрушившее юго-восточную Турцию в феврале.

В преддверии выборов Эрдоган проявил признаки паники. Он объявил о множестве подачек, чтобы успокоить избирателей, напал на оппозицию, обвинив ее в мягком отношении к терроризму, и обвинил Запад в заговоре против него. Он также говорил о своем статусе мирового лидера, который поднял международный престиж Турции.

Кылычдароглу, который вступил в борьбу, имея дефицит харизмы, надеялся восполнить его, продемонстрировав редкостное единство оппозиции и пообещав возвращение к парламентской демократии. (Эрдоган организовал переход к президентской форме правления через референдум 2017 года). Он также рассчитывал, что экономический кризис подорвет привлекательность Эрдогана.

Но этих факторов оказалось недостаточно: в пропорциональном отношении Кылычдароглу значительно уступил совокупному числу оппозиционных кандидатов в президенты в 2018 году. В ближайшие дни оппозиционерам предстоит многое переосмыслить в связи с этой неудачей. Когда они будут разбирать результаты голосования в парламенте, они будут возмущены успехами, которых добились националистические партии, что указывает на правый крен турецкой политики в целом.

Эрдоган, не склонный к самоанализу, скорее всего, удвоит усилия в рамках своей прежней политики. Это означает низкие процентные ставки, несмотря на высокую инфляцию. Это также означает, что Турция будет продолжать отдаляться от Запада. (Швеции не стоит задерживать дыхание по поводу скорого вступления в НАТО).

Бобби Гош – обозреватель Bloomberg Opinion, освещающий вопросы внешней политики. Ранее он был главным редактором Hindustan Times, управляющим редактором Quartz и международным редактором Time.

Источник: anfnews.ru