«Яблоко от яблони», «хочешь узнать, какой будет жена, посмотри на тещу» и еще масса родовых предрассудков. В этих установках есть доля правды, однако они работают далеко не всегда. Существует огромное количество примеров, когда людям удается переиграть генетику. А вот установленные в детстве программы исправить или ликвидировать дано не всем. Хотя бы потому, что о существовании таких вшитых в нас кодов мы даже не подозреваем, не видим их. Обличить этот парадокс на себя взяли смелость актрисы театра «Арлекиниада» под чутким руководством режиссера Анны Зари в спектакле «Бездна». Постановка полностью оправдывает свое название, потому что с каждой сценой погружает зрителя все глубже, на самое «дно», к истокам, в бездну женской природы, откуда вернуться прежним уже не получится.
Четыре дивы (как их кокетливо и абсолютно справедливо называет художественный руководитель «Арлекиниады» Вадим Демчог) разворачивают перед аудиторией женскую вселенную во всей ее естественности, парадоксальности, наготе и блеске. Капризная бизнес-вумен, женщина-боец, которая все тащит на себе, просвященная или леди-достигатор — пьеса не просто дает характеристику дам, но показывает, как, а главное, почему они стали такими. Здесь оказывается, что яблоко вполне может далеко упасть от яблони. Вот только с какими повреждениями будет оно и как далеко укатится — зависит и от яблони, и от ее семечка, и от окружения и еще множества факторов.
Актрисы в голос твердят — мы разучились жить в женском мире и больше не можем обеспечить друг другу необходимую поддержку. Исходя из добрых побуждений, матери, сами того не замечая, ломают судьбы своим дочерям то гиперопекой, то ее отсутствием. Одни пытаются поднять детей на пьедестал, другие — напротив, сбить «мнимую корону», уменьшить градус нарциссизма, третьи — самоутвердиться за счет своего же чада, четвертые — контролировать каждую мелочь в жизни ребенка, стараясь уберечь от всех невзгод, принимая за них решения и совершая ошибки. В результате мы либо живем не своей жизнью, либо наступаем на те же грабли, на которые в свое время напоролись наши мамы и бабушки. А все потому, что изучать ошибки некого, связь с предками утрачена.
Родовые травмы, наследственность и семейные расстановки — такая модная сегодня тема. Однако актрисы спектакля «Бездна» предлагают не просто говорить об этих проблемах, а проживать их. Это не постановка в формате пришел, увидел, отдохнул. Это настоящий спектакль-терапия, который заменяет поход к психоаналитику и сотни женских тренингов и сессий. Все проблемы — из детства. С этим утверждением создатели не спорят. Однако советуют исправлять наработанные давно комплексы и прорабатывать травмы не путем выяснения отношений с родителями, а зрелой рефлексией — почему некогда казавшиеся нам взрослые мамы и папы принимали то или иное решение. Дело в том, что зачастую родители сами не знали, какой шаг будет верным, боялись, сомневались, притом, что принимали решения не только за себя, но и за детей. Попробовать примерить их роль и понять мотивы решений — задача нелегкая, но необходимая.
«Бездна» — невероятно живой, яркий спектакль, в котором каждая зрительница узнает себя. Независимо от того, каким делом мы зарабатываем на жизнь, чем увлекаемся, в какой семье воспитывались и какие отношения строим со второй половинкой, всех объединяет одно — сущность женщины. Одна из актрис Маргарита Быстрякова называет дам не просто существами женского пола, а настоящим явлением. Она подчеркивает, что это половина всего сущего, всего живого и неживого, это настоящий феномен, который сильному полу понять не всегда под силу. Например, почему раздражает, когда он не дарит цветы, или не читает сообщения, или убирает в холодильник один надкушенный картофель. С такими ситуациями хотя бы раз в жизни сталкивалась каждая женщина.
Актриса Юлия Лазерсон отмечает, что сценарий родился из женской гримерки. В определенный момент участницы театрального проекта «Арлекиниада» поняли, что, то, что они обсуждают ежедневно перед спектаклями важно не только для них, но для всех женщин. Именно поэтому постановка отличается документальностью и в то же время архетипичностью персонажей, ведь практически все сцены списаны из жизни. Кстати, спектакль советуют смотреть не только дамам, но и мужчинам. Поскольку после такого погружения в женский мир мотивы многих поступков прекрасной половины человечества становятся понятнее.
«Я считаю, что самый лучший отзыв мы получили от мужчины. После одного из спектаклей наш монтировщик прибежал в гримерку и с горящими глазами сказал: «Теперь я понимаю, как у вас это устроено», — отмечает Юлия Лазерсон.
Интересно, что устроено у каждого поколения это все одинаково. Хотя исторически с каждым годом, столетием, тысячелетием женский мир обрастал все большим количеством условностей и предрассудков. Только подумайте, скольких женщин мы осуждаем за поступки, за которые на мужчину посмотреть «косо» никто бы не подумал. Потому что автоматически с детства девочка как будто больше должна, чтобы подготовиться ко всем тяготам жизни.
Не зря второй акт спектакля разворачивает перед зрителем настоящую женскую вселенную, обнажает весь накопленный разными поколениями женщин опыт. Вместе с актрисами спектакля аудитория путешествует по разным эпохам, территориям и населенным пунктам, в которых своя культура и традиции. Создательницы постановки уверяют, мы забыли времена, когда все делали вместе, сообща, хотя такая модель существования в женском обществе сохранялась в селах вплоть до начала XX столетия и реформирования русской деревни.
Героинь спектакля то и дело преследует дежавю. Однако это совсем не ошибка в системе памяти, а наоборот, процесс «вспоминания». Именно таким термином персонажи называют некоторые сцены, когда стараются повернуть время вспять и вернуть коллективную память женскому обществу. Апогеем действа становится появление богинь судьбы. Это Мойры. В древнегреческой мифологии, в зависимости от периода развития, мнения о существовании божеств разнятся. Сначала на Олимпе считалось, что своя мойра есть у каждого, позже появилось наиболее распространенная теория о трех сестрах, вершащих судьбу человечества. Героини спектакля «Бездна» придерживаются первой концепции, объясняя, что каждая женщина — мойра сама для себя. Они говорят, что не следует распутывать чужие узелки на полотне судьбы, нужно плести свои. Иными словами, никто не ответственен за ошибки мам или бабушек. Их опыт необходимо принимать во внимание, но ни в коем случае не пытаться переписать безукоризненно.
И вот в финале спектакля зритель уже оказывается между мирами Яви (материальный мир людей) и Нави (мир мертвых, где живут бабушки, прабабушки и все пра-пра-пра после ухода). На глазах аудитории исчезают непреодолимые границы, триединый мир, в который верили славянские предки, становится единым. Эта сцена демонстрирует неразрывную связь поколений женщин, вне зависимости, в каком мире они находятся. Существование циклично, а значит, ситуации, которые мы проживаем сегодня, уже были в нашей многовековой жизни. Подобная мысль придает уверенности, не так ли? Получается, со всеми проблемами и невзгодами мы с легкостью справимся, если вспомним… как наши бабушки и прабабушки переживали этот опыт, даже если он был в другой эпохе или на иной территории. Дело в том, что в едином мире Прави, Нави и Яви нет времени и пространства, а значит, условностей.
«Мне хочется, чтобы максимальное количество женщин на земле были счастливы и гордились тем, что они женщины, чувствовали возможности и открывали новые грани себя», — отмечает режиссер спектакля Анна Заря.
Создатели постановки уверены, что многие, совершив путешествие к своим корням, навсегда изменят свою жизнь.