79 подписчиков

Уровень зрелости бизнес-процессов в жизненном цикле компании

В статье рассмотрены ключевые уровни зрелости бизнес-процессов. Проведен анализ основных атрибутов соответствующего уровня зрелости процессов при развитии компании согласно жизненному циклу И. Адизеза.

В статье рассмотрены ключевые уровни зрелости бизнес-процессов. Проведен анализ основных атрибутов соответствующего уровня зрелости процессов при развитии компании согласно жизненному циклу И. Адизеза.

Котятки, всем привет!

Сегодня затронем очень важную тему — классификация уровней зрелости бизнес-процессов. Также рассмотрим влияние уровня зрелости процессов на развитие компании согласно ее жизненному циклу. Итак, для начала вспомним основные этапы развития процессного управления (уровни зрелости)

Уровни зрелости бизнес-процессов

  • Бессистемный. Характеризуется хаотичностью видов деятельности компании. Все процессы не связаны друг с другом, спонтанно возникают новые бизнес-процессы, направление бизнеса может изменяться в зависимости от конъюнктуры рынка.
  • Системный. В компании четко выделены ключевые виды деятельности, сформирована организационная структура и ролевая модель. Управление компанией осуществляется через призму взаимосвязанных бизнес-процессов. Существует карта процессов, модели процессов и нормативная документация.
  • Измеряемый. Для всех основных процессов определены входы/выходы. В компании построена система управления операционной эффективностью, основанная на ключевых показателях эффективности основных бизнес-процессов. Регулярно осуществляется мониторинг КПЭ процессов и принимаются корректирующие меры.
  • Совершенствуемый. В компании четко сформулирована долгосрочная и краткосрочная стратегия развития, сформированы и согласованы ожидаемые конечные результаты и КПЭ проектов развития. Конечные результаты проектов интегрируются в процессную модель компании и корпоративную культуру.

Более подробно об этапах внедрения процессного управления написано здесь.

Жизненный цикл компании

Теперь пришло время рассмотреть жизненный цикл компании и его ключевые этапы.

Жизненный цикл компании по Адизесу
Жизненный цикл компании по Адизесу

Рассмотрим стадии роста компании:

  • Ухаживание (Увлечение). Зарождение компании. У основателя есть идея, которую он планирует воплотить в жизнь.
  • Младенчество. Начало работы бизнеса. Нет четкой организационной структуры и ролевой модели. Полный аврал, возникает много рисков и ошибок из-за действий новых сотрудников и собственника. Возможна корректировка первоначальной идеи направления бизнеса.
  • Вперед-Вперед (Давай-Давай). Компания закрепилась на рынке и начинает приносить прибыль. Главная цель — продать как можно больше, даже в убыток. Отсутствует эффективный менеджмент, все зациклено на собственнике и его решениях. Четкой структуры и ролевой модели еще нет, сотрудников набирают спонтанно.
  • Юность. Бизнес расширяется, обороты увеличиваются. Формируются зачатки организационной структуры компании. Акцент с продаж смещается на прибыль. Появляется делегирование ответственности на менеджмент.
  • Расцвет. Четкая организационная структура. В компанию привлекаются эффективные менеджеры. Компания начинает менять фокус продукции на проблемы клиентов. Начинается формирование новых товаров и расширение ассортиментной матрицы (в противном случае, компания сразу переходит в фазу старения).

Стадии старения:

  • Стабильность (переломный момент в компании). Компания продолжает пытаться развивать продукты, но уже куда медленнее из-за отсутствия гибкости. В организации начинают появляться жесткие правила, положения и регламенты. Все изменения в компании забюрократизированы и требуют долгих совещаний и процедур. Контролируемая креативность.
  • Аристократизм. Компания перестает развиваться. Рост административного аппарата. Избыточная формальная регламентация всех операций в компании. Отсутствие или заморозка всех инновационных проектов развития. Сотрудников душат правилами работы и они становятся пассивными.
  • Салем Сити (Охота на ведьм). Компания перестает приносить прибыль. Менеджеры перекладывают ответственность друг на друга, постоянные конфликты все ищут виноватых в проблемах компании. Зачастую начинается сокращение рядового персонала, как попытка выйти из кризиса.
  • Бюрократия. Компания полностью погружена в собственные проблемы и поиск путей выхода из кризиса. Формируются контролирующие органы, антикризисные комитеты и прочее. Вводятся жесткие рамки бюджетирования. Отсутствие любых изменений в компании в виду их длительного бюрократизированного цикла. Сотрудники начинают покидать компанию.
  • Гибель. Банкротство компании. В некоторых случаях в зависимости от масштабов компании может длиться несколько лет.

Корреляция уровня зрелости бизнес-процессов с этапами жизненного цикла компании

Итак, исходя из диаграммы жизненного цикла становится ясно, что для успешного и эффективного бизнеса менеджменту компании необходимо балансировать между двумя стадиями — расцвет и стабильность. Так как же этого добиться? Давайте рассмотрим какие атрибуты процессного управления должны быть на каждом из этапов жизненного цикла организации.

Ухаживание и младенчество

Бессистемный уровень

На данных этапах формирования компании говорить о полноценном процессном управлении бессмысленно. Анализ и детализация неустоявшихся процессов, а уж тем более их регламентация скорее навредит бизнесу. Однако, на этих этапах поможет выделение основных процессов компании (карта процессов) и инструменты адаптивного кейс-менеджмента. Адаптивный кейс-менеджмент — методология управления бизнес-процессами, предполагающая отсутствие четкой последовательности реализации процесса, основанная на постоянно совершенствующемся пользовательском опыте при решении кейса (задачи). Другими словами, при реализации нового проекта в компании на этапе младенчества формируется база знаний, в которой внесена вся информация по проекту (стадии, шаблоны, инструкции и т.д.). При последующей реализации подобного проекта сотрудники обращаются к этой базе знаний и дополняются ее "лучшими практиками".

Вперед-Вперед и Юность

Системный, измеряемый уровень

Для этих фаз роста компании уже необходимы атрибуты систематизации бизнес-процессов, которые позволят контролировать операционный бизнес и своевременно реагировать на возникающие угрозы. Должна быть сформирована карта процессов, с учетом взаимосвязи входов-выходов основных процессов. Разработана система управления операционной эффективностью, на основе КПЭ процессов. Разработаны модели бизнес-процессов, позволяющие оперативно проводить анализ и корректировку видов деятельности. Разработана и согласована ролевая модель.

Расцвет

Совершенствуемый уровень

Для фазы расцвета в компании должна быть четко сформирована стратегия развития, выделены и согласованы стратегические проекты. На мой взгляд, лучше чем система сбалансированных показателей (ССП) инструмента управления стратегией компании до сих пор не придумали. Более подробно о формировании ССП и проектах развития здесь.

Стабильность

На данном этапе в компании внедрено процессное управление. Однако, процессный менеджмент не спасет компанию от перехода к стадии "Аристократизм". Если у вас активно не используются инструменты управления проектами и управления изменениями, а менеджмент пытается избавиться от проблем регламентируя каждый шаг, то старение компании неизбежно.

Разумеется, все стадии старения (за исключением гибели) еще не приговор и можно откатить до стадии стабильности используя современные инструменты процессного управления и управления изменениями. Однако, это потребует необходимости менеджмента признать свои ошибки и измениться, либо полностью обновить управленческий состав. Жизненный цикл компании за более чем 30 лет уже показал свою правоту, поэтому можете смело определять фазу своей компании и планировать пути развития или выхода из кризиса. Спасибо всем кто прочитал эту статью :)