Пророк Наум был одним из авторов Ветхого Завета. Написал он не так много - только одну "книгу" (часть) и вся она посвящена гибели столицы Ассирийского царства города Ниневия. Разрушение города Ниневии происходило в 612 году до нашей эры - ее захватило и сожгло объединённое войско вавилонян, мидян и скифов. Руины древней столицы в настоящее время расположены на территории 1,5-миллионного города Мосул - на севере Ирака. Сам пророк Наум жил в городке Алькош - это в 30 км к северу от Мосула. В отличие от Ниневии Алькош никто не разрушал и он по-прежнему стоит на своем месте.
Наум восторгался уничтожению Ниневии. Он писал в своей Книге: «мститель Господь и страшен в гневе». По вероисповеданию Наум являлся иудеем. В Ассирии поклонялись в то время богине Иштар - покровительнице плодородия и плотской любви, а также войны и распри. За поклонение Иштар Наум обзывал Ниневию «развратницей приятной наружности».
В чем причина ненависти Наума к Ниневии? Ассирийское царство завоевало иудейское государство Израиль в 750-х годах до нашей эры. Ассирийские правители, видимо, понимали, что восстаний в только что присоединенных областях можно избежать, если заменить в них население на более покорное. Поэтому устроили – сейчас бы выразились – массовую депортацию иудеев с родных территорий на исконно ассирийские земли, возле Ниневии. Кстати, довольно гуманное решение – в те времена непокорные племена в Месопотамии обычно просто вырезали до последнего мужчины, а женщин воины разбирали в рабыни. Земли бывшего Израиля заселили колонисты-ассирийцы. Таким образом, предки пророка Наума попали в Алькош. 150 лет депортированные иудеи не забывали обид. И вот вавилоняне, подступившие в 612-м году к стенам Ниневии, вызвали дикий восторг у живших возле ассирийской столицы иудеев. Среди собравшихся оказался умеющий писать Наум, благодаря чему попал в число ветхозаветных пророков.
Умер этот библейский пророк, по преданию, в 45 лет – в античные времена в 45 лет человек являлся пожилым – жизнь была тяжелой и полной опасностей, разрушающих здоровье.
Наума захоронили в родном Алькоше. До наших дней сохранилась его гробница, которая считается одной из самых почитаемых для иудеев и христиан. И вот коллизия: хранителями гробницы являются потомки тех самых ассирийцев, которых Наум считал своими заклятыми врагами. Дело в том, что ассирийцы был первым народом на Ближнем Востоке, который стал массово принимать христианство в первых веках нашей эры. Древнейшие церкви и монастыри на Ближнем Востоке построены в междуречье великих ближневосточных рек Тигра и Евфрата именно ассирийцами.
После появления государства Израиль в 1948-м году иудеи стали мигрировать туда из появившегося к тому времени независимого государства Ирак. Таким образом вся иудейская община покинула Алькош и там остались только ассирийцы-христиане. Они и стали основными хранителями гробницы древней гробницы пророка Наума, куда время от времени наведываются паломники-иудеи.
Гробница пророка Наума не единственная святыня в Алькоше. В горе над городом расположен один из древнейших христианских монастырей Ирака. Монастырь Раббана Хормизда.
В VII веке нашей эры 65-летний монах по имени Раббан Хормизд поселился в пещере на горном склоне над Алькошем. На стене пещеры он потихоньку ежедневно вырезал крест. Между делом спорил с монахами других монастырей возле Мосула. Христианство распадалось на разные течения из-за подобных споров. У Хормизда появлялись последователи – они населяли соседние пещеры и строили стены вокруг них. Таким образом появился целый монастырь, названный в честь его основателя.
С середины XVI века монастырь стал официальной резиденцией патриархов Ассирийской церкви Востока. В тот период в этой церкви произошел раскол - и новообразовавшаяся Халдейская церковь перешла под покровительство Ватикана, то есть стала частью католического мира. Девять могил ассирийских патриархов, живших в период с 1497 по 1804 год, до сих пор находятся в коридоре, ведущем к келье Раббана Хормизда.
В начале XIX века монастырь пришел в запустение из-за эпидемии и нападений банд курдов-мусульман. Во второй половине XIX века при финансовой поддержке Ватикана Халдейская церковь возродила монастырь. Были построены новый храм и помещения для монахов на равнине - в километре от старого пещерного комплекса. В старом комплексе обретались лишь некоторые монахи - основные службы проводились в новом храме, а большая часть монахов жила в кельях в новом здании. В наши дни новый монастырь Раббана Хормизда является основным монастырем Халдейской церкви в Ираке.
В пещерном комплексе не живет ни один монах, а службы там проводятся очень редко. Тем не менее древний монастырский комплекс может посетить любой желающий паломник или турист. В 2014-м монастырь и Алькош пытались захватить террористы из группировки "Исламское государство Ирака и Леванта" (запрещена в России), но местные ополченцы при поддержки федеральной полиции Ирака смогли отбить нападения. Алькош - единственный ассирийский город, который не был разорен террористами в период с 2014 по 2017 год, когда они контролировали большую часть северного Ирака. И сегодня это - один из основных оплотов христианства на Ближнем Востоке.
Спасибо, что дочитали эту статью до конца. Если она вам понравилась, то нажмите на значок "нравится" внизу.
А чтобы не пропустить наши новые материалы, подписывайтесь на наш канал!
Вам также могут быть интересны другие наши материалы - о христианах в Египте:
И Турции: