Может ли инженер воссоздать сварочную технологию по короткой заметке в иностранном журнале? Может, если он специалист высочайшей квалификации, если его фамилия Дятлов...
В 1936 году американская фирма «Линде» разработала метод автоматической сварки под слоем флюса и запатентовала его под названием «Юниомелт». Известно, что в Советском Союзе новая технология была воссоздана, усовершенствована и подготовлена к промышленному производству Институтом электросварки АН УССР.
Конечно, у новинки был разработчик, его имя сохранилось в архивных материалах и воспоминаниях современников. «Владимир Иванович Дятлов с 1935 года заведовал у нас отделом технологии. Это был образованный и энергичный человек, талантливый ученый, большой специалист по металлургии сварки. Он быстро завоевал авторитет и уважение в институте своим глубоким и часто оригинальным подходом к каждому исследованию», – читаем мы в воспоминаниях директора ИЭС Евгения Патона.
Технологический отдел под руководством Владимира Дятлова занимался совершенствованием технологии сварки и разработкой сварочных материалов. Основным предвоенным достижением стало создание отечественного способа автоматической дуговой сварки голым электродом под слоем флюса. Впервые о нем Дятлов рассказал в своем докладе на Всесоюзной конференции по автосварке в июне 1940 года, на которую были приглашены и представители Уралвагонзавода.
Летом 1940 года началось освоение новой технологии на ряде заводов страны. 20 декабря был издан приказ о внедрении нового метода на УВЗ, а весной 1941 года начали работу первые автоматы для сварки под слоем флюса продольных балок большегрузных платформ. В военные годы это событие имело решающее значение для сотрудничества Уралвагонзавода и эвакуировавшегося на его площадку Института электросварки.
Осенью 1941 года Уралвагонзавод был преобразован в Уральский танковый завод № 183. В его состав влился эвакуированный Харьковский завод № 183 – разработчик и производитель танков Т-34-76. Они стали частью большой системы, объединившей крупные машиностроительные заводы и НИИ для разработки технологий массового производства среднего танка Т-34 – основной ударной силы Красной Армии.
«Сил у нас в то время было мало: всего лишь восемь старших научных сотрудников, столько же младших и два инженера… Из четырех заведующих отделами на месте был только один Дятлов… Нужно было научиться варить броню нашими автоматами под флюсом, полностью разработать новую технологию. Задача не из легких, ведь мы не имели никакого опыта и фактически приступали к делу впервые…», – вспоминал академик Патон. В лаборатории института ученые вели упорную борьбу с трещинами в броне. Накопленный опыт привел Владимира Дятлова и его коллегу Бориса Иванова к идее использования присадочной проволоки при автоматической сварке бронеконструкций. Новый метод, наконец, позволил устранить трещины в броне.
6 ноября 1941 года нарком танковой промышленности Вячеслав Малышев подписал приказ о применении автоматической сварки для изготовления танковых корпусов. В бронекорпусном производстве УТЗ в то время шло налаживание конвейера сборки танковых корпусов. Как ускорить их выпуск? Внедрить новую «дятловскую» технологию и заменить ручную сварку автоматической. Так и было сделано совместными усилиями ученых и заводчан. С июля 1942 года конвейер бронекорпусов был отлажен и работал бесперебойно. В том же году Владимир Дятлов сделал важнейшее научное открытие – явление саморегулирования электрической дуги при постоянной скорости подачи электродной проволоки. Оно вскоре нашло применение в прозводстве. Сложная и недостаточно надежная двухмоторная сварочная головка А-66 с автоматическим регулированием скорости подачи электрода была заменена одномоторной головкой А-80 с постоянной скоростью подачи электрической проволоки. Простота ее конструкции значительно облегчила эксплуатацию автоматов и позволила наладить их выпуск с ноября 1942 года в механической мастерской института, обеспечившей новинками все танковые заводы страны.
Так родилась уникальная сварочная технология, которая стала одним из главных секретов массового выпуска Т-34. Ее внедрение в конвейерное производство бронекорпусов стало настоящей революцией. Любопытно, что в США автоматическая сварка под слоем флюса была применена в броневом производстве в 1944 году, в Германии автосваркой занялись в самом конце войны.
Свершившись на Уральском танковом заводе, технологическая революция охватила все заводы Наркомтанкпрома. А ее главный герой, Владимир Дятлов, в октябре 1943 года был переведен в Свердловск на УЗТМ, где возглавил лабораторию сварки. Он продолжил развивать технологию автосварки под слоем флюса уже для производства тяжелых танков КВ, ИС и самоходных артиллерийских установок. В 1944 году Владимир Иванович переехал в Ленинград и встал во главе отдела сварки ЦНИИ-48 (после 1947 года – ЦНИИ Технологии судостроения). В городе на Неве Дятлов занимался освоением новых материалов для инженерных конструкций, работающих в экстремальных условиях.
Текст: Оксана Серебрякова заведующая отделом Выставочного комплекса
Уралвагонзавода.
Фото: из архива Выставочного комплекса Уралвагонзавода.