О работе с тревожными детьми следует говорить обязательно, хотя эти дети и не доставляют хлопот взрослым. Именно поэтому на них редко обращают внимание, и они могут остаться в тени, даже обладая недюжинными способностями.
В современной литературе часто смешиваются понятия «тревожность» и «тревога». Однако это совсем неидентичные термины, и не следует их подменять друг с другом.
Под «тревогой» понимается эпизодическое проявление беспокойства и волнения.
И она не всегда носит отрицательный характер: иногда тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей человека.
А вот термин «тревожность» трактуется как индивидуально-психологическая особенность человека, проявляющаяся в склонности к частым интенсивным переживаниям состояния тревоги. Часто эта особеннность является препятствием для гармоничного развития личности ребёнка, его социализации и адаптации в коллективе сверстников.
Исследования А.И. Захарова выявили, что в дошкольном возрасте более тревожны мальчики.
И. Рангбург: «Чем выше интеллект ребёнка, тем больше он испытывает страхов и тревоги»
Причины тревожности дошкольника:
- негативные требования, предъявляемые к ребенку, которые могут унизить его и поставить в зависимое положение
- неадекватные, чаще всего, завышенные требования к ребенку
- противоречивые требования, которые предъявляют ребенку родители или дошкольное учреждение
- высокая тревожность у родителей
Критерии выявления тревожного ребёнка:
- испытывает постоянное беспокойство
- испытывает трудности( иногда невозможность) при концентрации внимания на чем-либо
- испытывает мускульное напряжение(в области лица, глаз, шеи)
- раздражителен
- имеет нарушение сна
Для того, чтобы было основание предположить, что ребенок, за которым вы наблюдаете, тревожен, необходимо, чтобы хотя бы два из перечисленных критериев постоянно проявлялись в его поведении.
Признаки тревожности по Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М.
- не может долго работать не уставая
- ему трудно сосредоточиться на чем-то
- любое задание выполняет с беспокойством
- во время выполнения задания очень напряжен, скован
- смущается чаще других
- часто говорит о напряженных ситуациях
- краснеет в незнакомой обстановке
- жалуется, что ему часто снятся страшные сны
- руки обычно холодные и влажные
- нередко бывает расстройство стула
- сильно потеет когда волнуется
- не обладает хорошим аппетитом
- спит беспокойно, засыпает с трудом
- пуглив, многое вызывает у него страх
- обычно беспокоен, легко расстраивается
- часто не может сдержать слезы
- плохо переносит ожидание
- не любит браться за новое дело
- не уверен в себе, в своих силах
- боится сталкиваться с трудностями
Перечисленные критерии можно использовать как экспресс-тест по тревожности в дошкольном возрасте( родители и педагоги ДОУ).
Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности:
- высокая тревожность-15-20 баллов
- средняя-7-14 баллов
- низкая-1-6 баллов.