Найти тему
НЕскучная психология

Психология детства. Тревожный ли у меня ребенок?

Оглавление

О работе с тревожными детьми следует говорить обязательно, хотя эти дети и не доставляют хлопот взрослым. Именно поэтому на них редко обращают внимание, и они могут остаться в тени, даже обладая недюжинными способностями.

В современной литературе часто смешиваются понятия «тревожность» и «тревога». Однако это совсем неидентичные термины, и не следует их подменять друг с другом.

Под «тревогой» понимается эпизодическое проявление беспокойства и волнения.

И она не всегда носит отрицательный характер: иногда тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей человека.

А вот термин «тревожность» трактуется как индивидуально-психологическая особенность человека, проявляющаяся в склонности к частым интенсивным переживаниям состояния тревоги. Часто эта особеннность является препятствием для гармоничного развития личности ребёнка, его социализации и адаптации в коллективе сверстников.

Исследования А.И. Захарова выявили, что в дошкольном возрасте более тревожны мальчики.

И. Рангбург: «Чем выше интеллект ребёнка, тем больше он испытывает страхов и тревоги»

Причины тревожности дошкольника:

  1. негативные требования, предъявляемые к ребенку, которые могут унизить его и поставить в зависимое положение
  2. неадекватные, чаще всего, завышенные требования к ребенку
  3. противоречивые требования, которые предъявляют ребенку родители или дошкольное учреждение
  4. высокая тревожность у родителей

Критерии выявления тревожного ребёнка:

  • испытывает постоянное беспокойство
  • испытывает трудности( иногда невозможность) при концентрации внимания на чем-либо
  • испытывает мускульное напряжение(в области лица, глаз, шеи)
  • раздражителен
  • имеет нарушение сна
Для того, чтобы было основание предположить, что ребенок, за которым вы наблюдаете, тревожен, необходимо, чтобы хотя бы два из перечисленных критериев постоянно проявлялись в его поведении.

Признаки тревожности по Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М.

  • не может долго работать не уставая
  • ему трудно сосредоточиться на чем-то
  • любое задание выполняет с беспокойством
  • во время выполнения задания очень напряжен, скован
  • смущается чаще других
  • часто говорит о напряженных ситуациях
  • краснеет в незнакомой обстановке
  • жалуется, что ему часто снятся страшные сны
  • руки обычно холодные и влажные
  • нередко бывает расстройство стула
  • сильно потеет когда волнуется
  • не обладает хорошим аппетитом
  • спит беспокойно, засыпает с трудом
  • пуглив, многое вызывает у него страх
  • обычно беспокоен, легко расстраивается
  • часто не может сдержать слезы
  • плохо переносит ожидание
  • не любит браться за новое дело
  • не уверен в себе, в своих силах
  • боится сталкиваться с трудностями
Перечисленные критерии можно использовать как экспресс-тест по тревожности в дошкольном возрасте( родители и педагоги ДОУ).

Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности:

  • высокая тревожность-15-20 баллов
  • средняя-7-14 баллов
  • низкая-1-6 баллов.