Сегодня 06 июня (только 1912 года) родился мой дед Леонид Николаевич. То есть, сегодня ему могло бы исполниться 111 лет. Понятно, что, возможно, он дожил бы и до сейчас, если бы не был в числе первых комсомольцев, не участвовал в коллективизации, не был бы тяжело ранен в ВОВ, не болел бы душой за дело на каждой своей должности после войны, в связи с чем не получил бы два инфаркта и инсульт, который и привёл к печальному исходу в 1988-м.
Понятно, что свыше 100 лет прожить – это мало кому выпадает. Мне кажется, что все такие люди – ужасно крепки психологически!
Мой дед был не таким. Уже и горбачёвская «перестройка» очень сильно его нервировала, даже сильнее, чем разоблачение «культа личности». Мне кажется, что даже хорошо, что он не дожил до развала СССР – умер, думая, что это очередная «компанейщина», то есть - ненадолго.
О детстве и молодости моего деда
Его отец, его дед, его прадед – все были агрономами. Ну и землемерами, конечно, когда была нужда. Что интересно, в основном – на Северном Кавказе. Все выслуживали себе личное дворянство, а отец деда (мой прадед) - даже и потомственное, но там уже вовсю гремела революшн.
Мой дед был младшим ребёнком в семье. Любимчиком мамы и в целом «инфант террибль», как мне рассказывала его старшая сестра Августа. Старший брат воевал в Гражданку за «белых», его никто не репрессировал (понятно, что он тоже был по профессии – агроном), но мой дед никогда потом с ним не общался.
Мой дед всё равно почти что стал агрономом, но его с третьего курса уже советского учебного заведения комсомол выдернул в 1931-м на «коллективизацию». А там, конечно, он уже стал и агрономом, и землемером, и кулачным бойцом, и стрелком, практически – снайпером! Похоже, что это у нас в генах, в смысле – умение точно стрелять в цель. Быть снайпером = это совсем-совсем-совсем другое…
Потом он служил «срочную» на польской границе. Потом работал по специальности в ЗаготЗерно, был призван в октябре 1941-го. Вы спросите – да почему так поздно? Да потому, что не только сам Сталин, но и все чиновники при нём думали на несколько шагов вперёд! Пока не стало понятно в 1941-м, что урожая с западных областей СССР нам уже не получить, всех специалистов по «загот-зерно» не призывали.
По факту дед попал на наш наступ под Москвой, а вот потом он попал подо Ржев. Он там выжил, после чего был направлен в офицерское «противохимическое». В конце фронтовой карьеры – штурм Кёнигсберга, тяжёлое ранение и инвалидность.
Дед всю жизнь командовал людьми
Так просто по факту получалось. Он не стремился, и даже тяготился, но такие были времена, огромные массы нашего народа были очень малообразованны. Соответственно, любой человек с образованием, тем более фронтовик и коммунист, неизбежно становился «номенклатурой» среднего звена.
И я прекрасно помню с каким удовольствием он ушёл на пенсию – не в 1972-м (а мог бы и раньше из-за инвалидности), а в 1978-м – просто не отпускали! Но он наконец-то сбросил с себя этот груз ответственности за сотни других людей!
Правда, тут нам с сестрой стало несколько напряжённее жить – дед решил, что теперь он ответственен за нас!
Про «властолюбцев»
Мне трудно про них рассуждать, поскольку сам с раннего детства видел на примере деда, что власть – это всегда ответственность, причём ответственность на порядок сильнее «власти». Казалось бы, всё сильно изменилось с 1990-х, но это только на поверхности. На самом деле люди по-прежнему чувствуют, кто может быть ответственным, а кто – ждесь мимо проходил!
Про смысл жизни, раз уж обещал
Всем понятно, что у каждого он свой. Более того – теперь он сильно меняется с возрастом. Особенно смешно слушать дискурс на эту тему, когда в наличии особи от 20 до 40 возрастом.
Ни у кого из них, конечно же не значится в «смыслах жизни» - наиболее полно решить поставленную задачу.