Вопрос, к какому именно жанру можно отнести песни группы Apocalyptica, является весьма спорным, ведь музыканты стали очередными новаторами, привнесшими в метал нечто новое. Самым точным, пожалуй, является определение symphonic metal.
Причем, на сегодня Apocalyptica является единственным представителем тяжелой сцены, играющим на оркестровке струнно-щипковые инструменты. Ведь все группы, похожие на Apocalyptica, в своем творчестве используют стандартные для металлистов инструменты, приправляя звучание мощными клавишными партиями.
Все парни учились в школе с музыкальным уклоном, им частенько доводилось проводить лето в детских лагерях для будущих филармонистов. Поэтому они частенько собирались, чтобы поиграть темы легендарного Джимми Хендрикса и многих других светил мирового рока. Вот только делали они это не на гитарах, а на самых настоящих виолончелях.
Группа Apocalyptica в первую очередь стала известна тем, что брутальные ребята хотят играть метал, используя для этого виолончели и ударную установку. Именно эта особенность и сделала команду уникальной в своем роде. Они являются новаторами, создавшими нечто доселе небывалое. Первыми записями были кавер-версии композиций Metallica «Plays Matallica By Four Cellos» (1997), так как музыкантов объединяет (в первую очередь) любовь к творчеству этой группы.
Коллектив назвал себя «Апокалиптика», соединив два слова: «Апокалипсис» и «Металлика». Поэтому название группы Apocalyptica перевода не имеет.
Признаюсь я изначально вообще особо не обратил на эту группу внимание. Финны дарили нам на кругляше «Plays Matallica By Four Cellos» ("Игра Металлики на четырех виолончелях", 1997) сорок минут самозабвенного пиликанья знаменитых хитов Metallica на скрипках, контрабасах и виолончелях.
Если кто из олдфагов помнит, в начале 90-х немецкая группа Die Krupps выпускала нечто подобное, но в индустриальном ключе. И, скорее всего, в силу того, что два этих релиза попались мне приблизительно в одно и то же время, немецкая версия мне понравилась даже больше, чем финская. Субьективщина, конечно же, но что есть, то есть.
Почти все любители Metallica, встреченные мной на жизненном пути, как минимум похвально отзывались об этом альбоме. В самом деле, квартет финских парней переиграл нетленки америкинских исполинов. Но на этом, как бы, и все.
Слушая «Inquisition Symphony» ("Симфония инквизиции", 1998), хотелось сказать фразой из фильма «Мы из джаза»: «меньше пилите по нотам, но не пилите мимо нот, больше импровизируйте». И на своем втором релизе, ребята, похоже, меня услышали. Правда, тут опять-таки, куча струнно-щипковых каверов, на это раз не только Metallica («For Whom The Bell Tolls», «Nothing Else Matters», «One», «Fade To Black»), но и Sepultura («Refuse / Resist», «Inquisition Symphony»), Pantera («Domination») и Faith No More («For Whom The Bell Tolls»).
Оригинальные вещи Apocalyptica. Темная, мрачная “Harmageddon” заключает в своих пяти минутах полноту и завершенность целой симфонии и вызывает в воображении целый ряд разномастных образных картин (в музыке особенно интересен переход от жесткого пиления к проблескам грустных плавных мелодий). “M.B.” не особо оригинальна, особенно с учетом 4-х минутной продолжительности, но солирующая виолончель все же заслуживает внимания. “Toreador” – здесь упор делается на тяжесть и поэтому мелодизму здесь как-то не место. Правда, с начала 3-ей минуты в музыке появляются интересные испанские мотивы (видимо, для соответствия названию).
Итак, после довольно грамотной раскрутки коллектива мы имеем «Cult» (1998) - первый альбом, полностью состоящий из собственных вещей Apocalyptica. Группа словно услышала воззвание свыше, стала пиликать собственные сочинения, да еще как! Забавляясь вовсю, пуская скрипичную музыку через синтезаторы, подключив ударные, гитары и даже литавры (правда, не всегда). Безумные Паганини оставили плавное вождение по смычком по струнам и стали рубить спидовые запилы, выжимая из скрипок и виолончелей максимальную скорость.
К выводам. Апокалиптика закончила вводить в замешательство своими каверами. Чужие вещи даны “под чертой», то есть если не бонусами, то почти бонусами. Эйкка – классный композитор, это бесспорно. Топпинен – Шостакович от метала. Его музыка столь же сложна и интеллектуальна. Хороший альбом для того, чтобы уйти в себя, очень радикальная и сложная музыка. Apocalyptica показала весьма свежий и современный взгляд на тяжелую музыку, так как они видят ее из-за виолончели. Коллектив наглядно доказывает, что классические инструменты ой как нужны тяжелой музыке.
Включите «Cult», и на вас обрушится интенсивная агрессия, поток хриплых риффов и разболтанных глиссандо, выплеснутое на палитру творческое безумие… Четыре парня перепиливают виолончели до появления на них смолы… разве это не прекрасно?
Безудержная фантазия, интересные фишки и переходы, высококлассное владение классическими инструментами, отличный звук – все на «Reflections» ("Размышления", 2003) достойно доброго слова. Вторая половина менее занимательна, и порой даже нудна, но первые пять песен настолько хороши, что затмевают собой все недочеты. Все прерасно: пианино, гитары, ударные и главенствующий над ними скрипично-смычковый драйв.
Когда хорошая футбольная команда играет на классе, то она может добиться победы, но чтобы сотворить шедевр, нужно еще и вложиться в игру. Примерно похожая история и здесь. Сил и желания апокалиптического квартета и приглашенного ударника хватило на первые пять дорожек, дальше доиграли на классе.
Всем хорошо известен феномен вундеркинда – появляется ребенок, обладающий некими уникальными способностями, о нем пишут статьи, снимают передачи, окружают всяческим вниманием. Но проходит время, и гениальный ребенок превращается во вполне заурядного взрослого. И как ни печально мне это констатировать, именно это и произошло и с финнами Apocalyptica на пятом альбоме, «Apocalyptica» (2005) которых некогда тоже (и вполне заслуженно) называли «феноменом тяжелой музыки».
К сожалению, обо всем этом теперь можно говорить лишь в прошедшем времени. Ребенок вырос, и… стал как все. Сегодняшняя Apocalyptica больше не ориентируется на виолончели, они окончательно потеряли свою роль солирующего инструмента, и превратились в слабый аккомпанемент, тонущий в грохоте ударных, синтезированном гитарном звучании и вокальных экзерсисах.
Силы для шестого альбома, «Worlds Collide» ("Миры сталкиваются", 2007) были собраны немалые: половина треков альбома исполнено с звездными гостями. Гости эти происходят из круга общения Апокалиптики: трэш-металлисты, альтернативщики, индустриальщики.
Большое количество гостей накладывается на кавер-прошлое: каждый трек с гостем получается небольшой репликой его собственного творчества, обработанной в аранжировке струнного трио. «I'm Not Jesus» с Кори Тэйлором получилась вполне в духе Slipknot - надрывная, дёрганая, с вызывающим антирелигиозным текстом. С Тилем Линдеманном (Rammstein) мог, конечно, получиться только низкий, мрачный немецкий триллер «Helden», а с Кристиной Скаббия (Lacuna Coil) - готическая баллада о любви «SOS (Anything but Love)». Впрочем, для записи альбома приглашали не только узнаваемые голоса, но и неподражаемые руки - среди приглашённых звёзд числятся гитарист Томояцу Хотей и ударник Дэйв Ломбардо, сыгравших по одной песне.
Обзаведясь четыре года назад ударником Микко Сиреном, группа продолжает курс на активное использование его способностей, которые к тому же возросли от упражнения на гастролях. Как и предыдущий, альбом имеет немалый упор на ударные. Материал вышел довольно скоростным и без сантиментов.
В остальном, это полностью альбом "новой" Апокалиптики: ритмичной, с ударником, вокалистами, стилистическое повторение предыдущего альбома. Инструментальные треки реально тут лучше песенных дорожек. Выделить следует «Grace» и «Last Hope».
На 7-й симфонии «7th Symphony» (2010) потрясла не в хорошем смысле этого слова композиция "End of Me", на которую был снят клип и отпущен на ознакомление публики с предстоящим материалом альбома. Омрачающая доза альтернативщины вылилась на ухо фанатам "настоящей" Апокалиптики. Многим, как и мне, казалось, что группа отказалась от виолончелей и взялась за гитары... К счастью, это была одна из самых худших, по моему мнению, композиций со всего альбома.
Если распилить альбом на две части, сложив в одну кучку все треки без вокала, а в другую - с вокалом, то за кучку без вокала я бы поставил 5 баллов. На кой чёрт сдались такой группе эти альтернативные голоса в их творчестве никак не пойму. Терпимым треком из кучки с вокалом можно назвать "Broken Pieces". Но опять же, это чистой воды альтернатива, которая никак не сочетается с остальным материалом и вообще с Апокалиптикой.
Немногим группам, исполняющим каверы, удается в итоге продать свое творчество, а вот Apocalyptica это удалось и они по сей день выпускают разного толка альбомы, данный из которых называется «Shadowmaker» ("Создатель теней", 2015). Пластинка хоть и 10-песенная, но долгая, и это понимаешь еще до того, как начинают звучать две последние песни "Till Death Do Us Part" и "Dead Man's Eyes", которые по продолжительности как художественный фильм "Титаник". Их бы по-хорошему вообще исключить из стандартной версии альбома, добавив в версию для экстремалов, которые могут это осилить.
«Shadowmaker» - это по большей части лишь экзотический аккомпанемент, который привлекает слишком много внимания, затмевая все и вся, как творческую составляющую, так и вокальные партии. Каждая новая песня меня приближает к идее абсолютной бессмыслицы того, что делает Apocalyptica, но основу для этой мысли заложила композиция "Shadowmaker", партии в которой звучат как имитация электрогитары. Честно говоря, это забавно и вот на такой забавности, как на трех слонах, держится весь коллектив в настоящее время.
Обидно. За этих финских парней обидно. Свой недюжинный творческий потенциал они умудрились изрядно подрастерять.
Последний на сегодняшний день, «Cell-O» (2020) - получился, прежде всего, альбомом настроения. Первое прослушивание – ну да, каждая песня – маленькая трагическая история. Чистая, незамутненная ностальгия.
Понравилась "Beyond The Stars" – действительно, слова этой песне не к чему. Вторая сильнейшая тут вещь - "Cell-0" – этакий красивый нуар и академичность сквозит во всех ее нотах. Ну, и "Catharsis" – реквием по давно ушедшим дням с «Пинк Флойдовским» настроением.
В целом, получилось неплохо. Уж точно, лучше «Shadowmaker»-а. Но вот гложат меня сомнения, что всем «Cell-O» зайдет. Ведь главная проблема тут в том, что ребята инструменталисты-то классные, но где в этом альбоме метал?
Видео по теме: