Автобус притормозил на перекрёстке двух дорог у немного покосившейся остановки и распахнул свои двери. Сошедший мужчина поставил на землю две дорожные сумки, затем помог спрыгнуть со ступенек маленькой девочке и подал руку молодой женщине с заметно выпирающим животом. Затем он оглянулся по сторонам и вздохнул полной грудью.
-Вот мы и приехали.
-Да, приехали. Только неизвестно, как встретят нас там,-без особой радости ответила ему Ольга.
-Ты не волнуйся, родители у меня добрые и отзывчивые люди. Все будет хорошо.- Улыбнулся жене Павел, чтобы хоть как-то ее подбодрить. Хотя в душе сам волновался не меньше от мысли, как примут его дома после того, как он сбежал оттуда пять лет тому назад.
Насчет отца сомнений у него не было. Он знал, что тот давно уже его простил. По своему характеру отец был добродушным человеком. Получая открытки от старшего сына на день рождения и другие праздники, он благодарил его через сестру и брата, с которыми Павел переписывался. Сам отец писать письма не любил.
А вот у матери характер был жесткий. Даша оставляла ей на столе открытки, но мать никогда их не читала и сразу выбрасывала или в печь или в мусорное ведро. Если Федор или его сестра начинали говорить при ней о старшем брате, разговор сразу пресекался на корню.
Ирине не хотелось ничего слышать о Павле, и она не была готова прощать его. Рана, нанесенная ей сыном, была очень глубока и до сих пор не зажила. Наверное, это все потому, что самой ужасной болью является душевная боль от предательства близкого человека, равнодушно разбивающего твое сердце на тысячи осколков.
Павел стал успокаивать жену, и они медленно пошли по проселочной дороге, направляясь в деревню.
-Пап, а дедушка будет меня брать на прогулку с собой?-прищурив глаза от ярких солнечных лучей, спросила маленькая Поля.
-Конечно. Еще будем вместе с дедом на речку ходить. Я думаю, что водичка уже теплая и можно будет купаться. А знаешь, какую вкусную уху готовит твой дедушка? Мы пойдем с ним рано утром на рыбалку и поймаем большущую щуку, а потом он приготовит нам уху. Никто не умеет ее готовить так вкусно, как дедушка Семен.-Улыбаясь дочери, проговорил Павел.
-Даже мама не умеет?-Недоверчиво спросила девочка.
-Не то, что мама, даже бабушка не умеет готовить уху так, как он. Хотя бабушка у нас на все блюда мастерица.-Ответил дочери Павел.
По дороге они встретили кое-кого из сельчан и поздоровались с ними. Остановившись, те долго смотрели им вслед. За разговорами они незаметно дошли до родительского дома.
Первой, кого они встретили во дворе, была Даша. С ней была еще какая-то маленькая девочка. Как оказалось позже, это была внучка соседей. С радостным криком кинулась Даша брату на шею. Они постояли, обнявшись, несколько минут.
-Выросла, сестренка, меня догнала уже,-ласково потрепал Павел сестру по щеке.
-О, ты Федьку не видел еще. Он из армии вернулся таким богатырем! Позже сам увидишь, когда он вернется с работы,-ответила ему Даша.
Обнявшись с Ольгой, Даша затем прижала к себе племянницу и закружилась с ней по двору.
-Посмотри, это Люся, она пришла ко мне в гости,-подвела она к Поле худенькую девочку с маленькими короткими хвостиками.
Услышав радостные визги дочери, на крыльце появился отец. С Павлом они сначала обменялись рукопожатием, а затем заключили друг друга в крепкие объятия.
После того, как отец поздоровался с Ольгой, все вместе присели на скамью во дворе. Завязался разговор.
-Пойдемте. Я вам кое-что покажу,-Даша взяла племянницу и Люсю за руки и отправилась с ними в сад.
-А когда мать вернется?-Спросил Павел, пройдясь по двору.
-Скоро придет. Она в это время обычно возвращается,-ответил отец.
Прошло немного времени. Вскоре калитка открылась, и во дворе появилась Ирина. Увидев сына, стоявшего посреди двора, она сначала остолбенела.
Наверное, не один раз представляла она себе эту встречу, представляла, как поведет себя в эту минуту, что скажет. Руки ее внезапно задрожали. Положив сумку на скамью, она выпрямилась и посмотрела на сына и на живот приподнявшейся со скамьи Ольги.
-Здравствуй, мама,-хриплым от волнения голосом произнес Павел.
-Вспомнил все-таки о родителях. Что мы существуем на белом свете, что нужно считаться с нами, прислушиваться к нашему мнению. Хотя какое тебе дело до нас? Ты в свое время подумал только о себе. А… а зачем теперь-то мы тебе понадобились?
Ее голос предательски дрожал. Ирина еле сдерживала готовые хлынуть рекой слезы.
В эту минуту из сада появилась Даша с девочками. Поля держала в руках букет одуванчиков.
Даша замерла, увидев мать. По ее лицу она поняла, что обстановка накаленная. Наклонившись, Даша прошептала что-то племяннице на ухо. Та с цветами осторожно направилась к Ирине.
-Ты вот где, оказывается? Там Гриша дочку свою на улице искал, говорил, что только перед домом играла. Видать, зашла к нам. Он приехал к родителям погостить. Частенько приезжает. У нормальных людей так... Пойдем, девочка, отведу тебя к твоему папке. А вы тут ...
Взяв девочку за руку, она сделала несколько шагов к калитке. Стоявшие во дворе посмотрели друг на друга, не зная, как себя повести в этой ситуации. Опасаясь вспышки гнева матери, дети не решались что-либо ей сказать.
-Ира… -Не выдержав, начал было Семен, но продолжить не спел.
-Семен, не надо меня останавливать, пожалуйста! Если наш сын наплевал на наши чувства и сбежал из дома, если ему было хорошо без своей семьи эти пять лет, не стоило и сейчас здесь появляться. Я смогу и дальше как-нибудь пережить это.-Остановившись на несколько секунд, выпалила женщина, еле сдерживая слезы, и снова рванула к калитке.
Тут Поля вытащила свою маленькую ладошку из руки раскрасневшейся Ирины и удивленным голосом произнесла:
-Бабуля, я не хочу туда, к соседям, я ведь к вам приехала в гости.
Пораженная Ирина остановилась, решив, что ослышалась.
- Это ты мне сказала? Какая я тебе бабуля? Разве я твоя бабушка?-Удивленно спросила она девочку.
Та посмотрела на нее снизу вверх своими синими, как небо глазами, и улыбка обнажила ее маленькие зубки.
Сердце Ирины вдруг бешено заколотилось. Глаза точь-в-точь, как у Павла. И волосы такого же цвета. Точная копия Павла в детстве.
Девочка протянула ей букет желтых одуванчиков, которые прижимала к себе.
-Это тебе, бабуля.-Произнесла Поля и улыбнулась своей очаровательной детской улыбкой.
И тут Ирина не выдержала. Из груди ее вырвался громкий возглас. Сначала она прижала девочку к себе, затем подняла на руки и, рыдая, стала целовать ее, приговаривая:
-Господи! Золотце мое! Девочка моя любимая. До чего же на своего папу похожа. А бабушка тебя сначала и не узнала.
К ней подошли Павел с женой. Ирина одной рукой обняла сына, продолжая плакать. Затем Павел взял у нее дочь, и мать, так же плача, обняла и Ольгу.
-Что же это я! Да пропади все, что было, пропадом. Главное, что у вас все хорошо. К чему ворошить прошлое? -Все так же сквозь слезы продолжала причитать Ирина.
Даша отвела соседскую внучку и вернулась. Увидев, как мать обнимает по очереди брата и его жену, она прослезилась, стоя рядом с отцом. Потом она приняла это как знак к тому, что пора накрывать на стол. Стряхнув какие-то крошки со стола, отправилась в дом и стала там суетиться. Чуть позже к ней присоединилась и Ольга.
Ирина сидела за столом на скамье, рядом с мужем, посадив к себе на колени внучку и, все еще не веря глазам, гладила ее по волосам и без конца целовала. Сидевший рядом Павел рассказывал о жизни в городе и о своей работе.
Было уже поздно, когда разошлись и гости, и родственники, пришедшие увидеть Павла и его семью. Полю давно уже уложили спать. За столом остались только свои, и Ирина сказала, обращаясь к детям:
-Спасибо вам за внучку. На сердце стало так легко, прямо отдушина появилась, которая придала мне сил. Забудем о том, что было. Но…-И тут она посмотрела на Ольгу,- родителей твоих, Оля, у себя в доме я видеть не желаю. Ты уж на меня не обижайся. Вы ходите к ним, навещайте их. Я не могу вам этого запретить. Отец пусть поступает, как считает нужным, а мне они родственниками никогда не станут. Может быть, когда-нибудь настанет такой день, и будем мы сидеть с ними за одним столом, но когда это произойдет, сейчас не могу вам сказать.
Забегая вперед, скажу, что до самой своей смерти так и не простила Ирина родителей Ольги. Семен поддержал жену. Это было ее право. Встретившись где-нибудь на людях, они кивком головы приветствовали нежеланных родственников, и это было их общением.
Отпуск Павла уже подходил к концу. В скором времени он должен был уже уехать вместе со своей семьей. После удачного улова решили они с отцом разжечь на берегу реки костер и сварить в котле уху. Разложив продукты на раскладном столике, дружно взялись за приготовление ужина. Вся семья была в сборе, только Федор где-то припозднился.
Неожиданно из-за нескольких ив, опустивших свои ветви почти до самой воды, он появился вместе с девушкой. Они несколько раз остановились. Парень горячо о чем-то просил ее. Девушка что-то отвечала ему. Было заметно, что идти дальше она не хочет.
-Что за концерт у них там?-С недоумением произнесла Ирина.
Ольга, стоявшая ближе всех к паре, направилась к ним. За ней побежала и Поля. Несколько минут они о чем-то говорили, затем все вместе стали приближаться к костру. Поля взяла девушку за руку и шагала рядом с ней.
Когда подошли поближе, Федор, покашливая в кулак, представил свою спутницу:
-Раз мы все вместе собрались сегодня, хочу познакомить вас с моей девушкой. Вы все ее знаете, она живет на нашей улице.
-А тетю зовут Ксения,-объявила с довольным видом Поля, все еще продолжая держать гостью за руку.
Ирина встала с раскладного стульчика и приблизилась к молодежи.
-Ну, я уже в курсе ваших амурных дел, Ксения. -Ирина улыбнулась смущенной девушке, а затем обратилась к остальным. -Тетя ее работает со мной в садике. Она мне и рассказала на днях, с кем встречается мой Федя. Ну что ж, Ксюша, милости просим в нашу дружную компанию.
-Спасибо.-Девушка покраснела.-Он меня обхитрил. Сказал, что погуляем на реке, и привел сюда.
-Ну и правильно, Ксюша, когда бы ты еще смогла познакомиться сразу со всей его семьей.-Приветливо улыбнулся Павел, вставая от костра, куда он подкидывал сухие ветки.
-Деда, а это правда, что ты готовишь уху лучше, чем бабушка?-Спросила любознательная Поля.
-Ну-ка, признавайтесь, кто это за моей спиной распускает слухи, что я готовить не умею?-Шутливым тоном поинтересовалась Ирина.
-Это папка говорит. Никто не умеет готовить так, как бабушка. Но лучше деда уху не готовит никто.-Хитро прищурила свои глазенки девочка.
-Мое золотце! Твой папка говорит правду. Никто не умеет так вкусно готовить еду на костре, как дед Семен.
Все дружно засмеялись и захлопали деду, который артистично поклонился. Испугавшись шума, из ближайших тростников по воде метнулись дикие утки.
После ухи долго еще сидели у костра. Близился закат, когда стали собираться домой.
Каждому досталось что-то нести. Федор и Ксюша шли, держась за руки. Парень что-то рассказывал девушке, показывая рукой на противоположный берег реки. Павел обнял Ольгу, и они о чем-то переговаривались, изредка поглядывая в сторону Поли, которая не могла спокойно идти. Девочка то хватала за руку свою тетю, или мчалась почти вприпрыжку к родителям.
Ирина и Семен шли позади всех и с любовью наблюдали за своими детьми.
-Сема, а ты знаешь, о чем я сейчас подумала?-Неожиданно обратилась к мужу Ирина.
-И о чем же?-Спросил ее Семен.
-Я подумала о том, какие мы счастливые с тобой. Наши дети живы и здоровы. То, что произошло с Пашей, осталось в прошлом. Теперь он, пока не уехал, рядом с нами со своей женой. И, знаешь, мне даже представить страшно, а если бы он поступил так, как сказал тогда, заупрямившись, что если не на Ольге, то не женится совсем. Ведь тогда не было бы у нас с тобой нашей Полюшки. А тут глядишь, возможно, скоро и внук родится.
Муж посмотрел на Ирину.
-Ты права, Ириша, а знаешь, почему это все так? Потому что ты воспитала их с любовью и заботой. Ты научила их быть справедливыми, добрыми и ответственными. Своим примером ты показала детям, что в первую очередь для человека важна его семья и близкие люди. У нас такая дружная семья, благодаря тебе. И я очень горд, что у моих детей такая прекрасная мать.
Сказав эти проникновенные слова, Семен обнял одной рукой жену. Ирина повернулась к нему и, улыбнувшись, теснее прижалась к его плечу. В ответ Семен поцеловал ее.
Во время заката природа неожиданно преобразилась. Солнце, прощаясь с летним днем, ласково дарило последние теплые лучи. Незаметно стих легкий ветерок. Птицы, активные в дневное время, удобно устроились в своих гнездах и готовились ко сну. Дневная жизнь делала передышку на какое-то время, чтобы продолжить свое течение вновь уже утром, с первыми лучами восходящего солнца.
Ирина смотрела на идущих впереди детей, и в этот миг она мысленно поблагодарила бога за то, что он дал ей возможность стать самой счастливой на свете матерью и женой.