Найти тему
Zаписки журналистки

Из жизни: про "потерянное поколение" родом из 90-х

Вот говорят: дети, родившиеся в 90-е - потерянное поколение. Росли, мол, овощами, кого-то недолюбили, а кого-то, наоборот, залюбили. И детство у них было неправильное, плейстейшно-сериальное, и ценности у них неправильные, и выросли неженками и тупо потребителями, и ничего-то их больше не интересует, ничего-то они не хотят и ни к чему не стремятся, хотят только найти для своей задницы шею покрепче и ничего не делать, и вообще они жертвы ЕГЭ необразованные и безграмотные.

Ну фиг знает. Конечно, в этом - моём - поколении хватает и таких. Как, собственно, и в любом другом.

Я вот родилась и выросла в обычной семье. Детство было как детство - с компанией друзей-подруг носились по двору, играли в прятки, мячик и казаки-разбойники, лазили по деревьям, гаражам, заборам и стройкам, наживая себе ссадины, синяки, шишки, а иногда и переломы. Мы взрывали в кострах всё, что могло взорваться, покупали у бабулек семечки в газетных кулёчках, собирали фишки и вкладыши от рублёвой жвачки, а по утрам залипали в мультики про супергероев-спасателей мира и вдохновлялись ими.

Нас не водили за ручку до совершеннолетия, с 6-7 лет мы спокойно гуляли одни, изредка прибегая под свои балконы на оклики мам, чтобы показаться им на глаза и спокойно гулять дальше. Мы знали, чем, извиняюсь, вытереть попу, когда приспичило на улице, а домой идти стрёмно - загонят. Мы не бежали домой после первой же царапины, а прикладывали подорожник к ранке и приматывали чем придётся - иногда даже длинным травяным стебельком. Мы лопали зелёную "китайку", просто протерев её майкой, пили воду из колонок, строили шалаши из фуфла и палок, знали, как развести костёр стёклышком от разбитой бутылки, а на стройках среди груды всяческих обломков безошибочно находили камушки, которыми можно рисовать, как мелками, чтобы опять же не тащиться домой за оными, ибо загонят.

Мы не втягивали взрослых в наши детские разборки с дворовыми и школьными недругами, за очень редким исключением, когда был причинён уже серьёзный вред здоровью или взрослые сами становились свидетелями. Мы знали, что всё достигается и зарабатывается только своим трудом и стараниями. Мы не были избалованными барчуками и твёрдо усвоили: если хочется чего-то большего - это нужно заслужить. Забрать себе сдачу можно только после похода в магазин.

А ещё мы прекрасно знали, что такое дружба и взаимовыручка, честь и совесть, и рано научились отличать подлость от ошибки, а слабость от благородства. Мы не знали всяких модных слов вроде "буллинга", могли постоять за себя сами, а при необходимости и заступиться за слабого.
Помню, ещё в первом или втором классе я разбила нос одному избалованному, обнаглевшему однокласснику. Уверенный в своей вседозволенности, он задирал почти всех девчонок, но чаще всего от него доставалось одной самой слабой, худенькой девочке. Когда он начал грубо её толкать, я не выдержала. Получив от меня удар в лицо, он разревелся и побежал жаловаться. Помню, прибегала истерить его мамаша, вызвали и моих родителей. В итоге дело быстро замялось, ибо на этого пацана часто жаловались, а я в остальное время отличалась примерным поведением. Пацан с тех пор притих, а меня и мою новую подругу обходил за километр.

Я и мои друзья учились хорошо, а по любимым предметам - ещё и больше школьной программы. У меня это были русский язык, литература, немецкий язык, география (особенно - России) и математика/алгебра. Мы увлечённо забегали вперёд по программе, смотрели познавательные передачи, брали дополнительную литературу, а я в принципе всегда любила читать. А если получали по какому-то предмету двойки-тройки - то не жаловались родителям на "злого и несправедливого учителя", зная, что ещё и дома влетит, потому что надо было лучше учить уроки. Мы не боялись сложностей, и в девятом классе большинство из нас сдавали экзамены (тогда ещё по билетам, а не ОГЭ) по любимым предметам, а не самым лёгким. Не знаю, как у кого, а мои баллы на ЕГЭ в одиннадцатом классе были абсолютно справедливы. Ну, не учила я все эти правила по русскому языку - на кой они мне, если у меня и так с грамотностью всё хорошо? Что в школе получала 5 за все письменные работы и 2-3 за правила, что на ЕГЭ - 71 балл...

Почти у всех нас были увлечения. Кто-то занимался музыкой, кто-то изобразительным искусством, кто-то танцами, кто-то спортом, кто-то рукоделием, кто-то коллекционированием чего-нибудь. Мы мечтали, когда вырастем, получить достойные профессии - медика, учителя, квалифицированного рабочего, инженера, железнодорожника, юриста. Я, например, с моей дотошностью, вечной тягой к справедливости и насмотренностью новостями про Беслан и теракты с детства мечтала быть следователем или спасателем. У некоторых моих друзей их мечты сбылись. У меня, к сожалению, нет - в школу милиции меня не взяли по причине слабой физической подготовки. Я нередко болела и бОльшую часть каждого учебного года была освобождена от физкультуры. Короче, пошла на информатика. Моя же дотошность позже нашла себе достойное применение в моей работе, а тяга к спасательству - на поисках без вести пропавших. Конечно, можно осуществить свои детские мечты сейчас, но во взрослой жизни появились новые интересы, изменились приоритеты, и сейчас понимаю: главное - не профессия, главное - что способности и стремления реализованы.

А что же та самая "потерянная" часть моего поколения? Кто её, такую неправильную, вырастил? Не те ли самые "правильные" старшие, теперь ругающие всю молодёжь на все корки?

Кто растил ребёнка в тепличных условиях и сдувал с него пылинки? Кто покупал ему плейстейшны и не гнал от телевизора при начале очередной мыльной оперы про "красивую жизнь", а сам глядел во всех глаза и рассуждал в духе "вот как жить надо!"? Кто не объяснил ребёнку понятия добра и зла? Кто потакал всем детским хотелкам просто потому, что "ну вот у меня в детстве этого не было, пусть хоть детки ни в чём не знают отказа"? Кто бегал в школу скандалить с учителями из-за оценок, кто совал деньги преподам в вузах за сессии?

Да. Те самые старшие, которые, как дети на конфетку, повелись на кока-колу, джинсы и всевозможные свободы. Старшие, которые и создали этот культ потребительства. Старшие, которые гнались за иномаркой подороже и коттеджем повыше. Старшие, которые учились продавать подороже свою внешность, а не мозги. Старшие, которые через своих детей реализовали всё то, чего были лишены, но о чём страстно мечтали в своём детстве. Настолько, что так и не выросли из своих детских обид.

Как мудро сказал Борис Васильев - прежде чем воспитывать детей, надо воспитать себя.