На период школьной адаптации приходится пик кризиса, так называемого кризиса 7 лет. У ребенка формируется Я-социальное, т.е. развивается социальная сторона личности. Именно в этот период становится наиболее важным для ребенка занять свое место в группе сверстников, завоевать их уважение, авторитет. В связи с этим у тех ребят, у которых плохо сформированы навыки межличностного взаимодействия, будет наблюдаться конфликтное поведение. Если у ребенка появились проблемы со сверстниками, помогите ему разобраться в ситуации, не спешите советовать: «Дай сдачи!». У ребенка ещё нет способности видеть ситуацию целостно, он видит только то, что обидели его, а как поступил сам, он ещё не может оценить.
В возрасте 6-8 лет ребенок очень зависим от внешней оценки, т.к. ему ещё трудно составить мнение о себе самом и он создает свой образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес. Они же и влияют на его самооценку. В связи с этим стоит избегать заключений о личности ребенка в целом (напр. какой нехороший мальчик и др.). Оценивать надо поведение или поступок.
Что касается познавательной сферы: от родителей иногда можно слышать такие слова: «Он может это сделать просто ленится…». Важно знать: во всем, что касается познавательной деятельности, активности, в этом возрасте ребенок не ленится. Под так называемой ленью лежит психологическая причина, её необходимо выявить, как правило это :
- Нет навыка данной деятельности,
2. Страх неудачи, несоответствовать ожиданиям взрослого.
Трудности в обучении в период адаптации к школе.
В первую очередь это общая и мелкая моторика, с этим будет связано и внимание и мышление и организация деятельности. Стоит знать ,что у каждого ребенка свой темп деятельности, свой индивидуальный стиль обучаемости, и в зависимости от этого у одного ребенка учебная деятельность будет формироваться быстрее, а у другого медленнее. Надо помочь ребенку, создать ситуацию успеха, на этом фоне желание учиться новому и потребность в познании будут расти.
В период формирования учебного навыка нежелательно создавать атмосферу конкуренции, так как у каждого ребенка свой индивидуальный темп деятельности и обучения. Не надо сравнивать ребенка ни с кем, не надо приводить никого в пример. Конкуренцией мы создаем эмоциональный дискомфорт, и как следствие повышение школьной тревожности.
Важно обратить внимание на плаксивость ребенка. Ребенок просто так не плачет. Как правило, плаксивость возникает тогда, когда ребенок не справляется с учебной ситуацией.
Если Вы видите трудности в поведении ребенка, в обучении и не знаете, как помочь, не откладывайте решение на потом, обращайтесь за консультацией к школьному психологу. Позвольте вашему ребенку быть УСПЕШНЫМ!