«Нет несчастнее и ближе к погибели людей, не имеющих наставника в пути Божием». Авва Дорофей
Когда духовник и его чадо, как отец и сын
Преподобный Симеон Благоговейный за свою долгую и праведную жизнь много чего узнал и познал. Он, к примеру, видел Божественные озарения с неба. И даже рассказывал, как через него беседует Бог с людьми.
Симеон Благоговейный всю свою жизнь являлся монахом Константинопольского Студийского монастыря. Он не имел никакого сана и был уже пожилым иноком, когда в его жизни появился, наконец, вдумчивый, талантливый и достойный ученик. Его имя мы все теперь знаем. Это Симеон Новый Богослов, Чудотворец. Вот ему-то Симеон Благоговейный не только с радостью передал весь свой богатый опыт, но и стал для него духовным отцом.
Надо сказать, и Симеон Новый безмерно уважал и любил своего учителя. И еще при жизни относился к нему, как к святому. И считал себя недостойным притрагиваться ни к его одежде, ни к месту, на котором молился учитель.
- Мы можем лишь догадываться, какой же степени духовной высоты и глубины веры достигли они оба - учитель, и ученик.
Симеон Благоговейный руководствовался своим методом духовного опыта. Добрый снисходительный старец любил своего ученика, как сына. И когда тот отказывался от еды ради молитвы, говорил так:
"Знай, чадо, что ни посту, ни бдению, ни телесному труду, ни какому-либо другому из правых действий не радуется Бог, но является только смиренной, нелюбопытной и доброй душе и сердцу".
Они оба видели Божественный свет
- Однажды, когда ученик стал читать по просьбе духовного отца перед сном Трисвятое, с ним случилось озарение, в котором отразился Божественный свет. И в нем он увидел своего дорогого и любимого старца.
- Позже в своих трудах Симеон говорил о глубокой мистической жизни самого старца. И подтверждал, что у него бывали видения Божественного света.
В 16-ом Огласительном cлове Евангелия Симеон-младший вспоминает о том, что часто слышал от духовного отца "о бывающих с подвижниками Божественных озарениях с неба, о множестве света и собеседованиях Бога с людьми через него".
В одном из трудов Симеон-младший пересказывает услышанное им от своего духовного отца после того, как сам впервые стал свидетелем видения света. По сути, это был диалог между чадом-учеником, впервые пережившим такое, и его духовным отцом – обладателем подобного опыта.
Приведу эпизод полностью, поскольку он чрезвычайно интересен:
«И если существует тот, кто ранее объяснял ему такие вещи, как прежде познавший Бога, он идет к нему и говорит: "Я видел!". А тот говорит: "Что ты видел, чадо?" - "Свет, о отче, сладкий-сладкий, но чтобы сказать тебе, каков он, разум мой бессилен... Явился мне, отче, этот свет. Здание келии моей исчезло, и мир миновал, убежав, как думаю, от лица Его, я же остался один, сопребывая со светом. Не знаю, было ли тело сие тогда там... Радость же была у меня невыразимая, которая и ныне со мною - любовь и великое желание, так что потоки слез полились у меня...". Итак, отвечая, (старец) говорит ему: "Это Он, чадо!"
(В статье использованы фрагменты книги монахини Евпраксии (Шиленковой) «Симеон Новый Богослов и Симеон Благоговейный»).
Не могу не привести и потрясающе позитивные строки стихотворения, автором которого является святой Симеон Новый Богослов:
Не говорите, что невозможно
принять Божественный Дух,
Не говорите, что без Него возможно спастись,
Не говорите, что кто-нибудь
причастен Ему, сам того не зная,
Не говорите, что Бог невидим людям,
Не говорите, что люди не видят
Божественного света,
Или что это невозможно в настоящие времена!
Это никогда не бывает невозможным, друзья!
Так считали два Симеона – младший и старший. И потому видели Христа, слышали его голос и были свидетелями Божественного света.
В заключение хочу сказать, что если бы Симеон Новый Богослов не рассказал о своём духовном отце Симеоне Благоговейном – о нем бы никто никогда не узнал. Духовник умер, можно сказать, у него на руках в 987 году. Дата же рождения так и осталась неизвестна. Ибо сам Симеон-старший как чрезвычайно скромный человек никакой информации о себе не оставил.