Существует очень интересный вопрос из области геополитики, политологии и теории власти, волнующий широкую публику и вообще-то находящийся на виду, но зачастую по самым разным причинам игнорируемый: наличие поколений во власти, механизмы и логика их смены, ротации, периоды максимальной мощи и продуктивности руководителей. Действительно, ведь кто только, например, за последние несколько лет, погружаясь в детали и игнорируя некие общие принципы, не пробовал узреть личность преемника В.В. Путина! Для наглядности и лучшего понимания предлагаю рассмотреть составленную мной общую модель данного явления
Последние выборы в США очень наглядно и ярко подчеркнули мало отрефлексированное явление – наличие четко выраженных поколений во власти. Было много разговоров и ерничества на тот предмет, что практически все политики-тяжеловесы уже лет по 80 портят атмосферу планеты углекислым газом, а нынешние США повторяют геронтократический эксперимент позднего СССР. Много интереснее, однако, оказался тот факт, что большая часть резервистов и надежд политической системы Штатов недавно перешагнула 40-летний рубеж, а все иные возрасты фактически оказались за бортом борьбы за высшие посты. Думаете, среди 50- и 60-летних нет потенциально сильных кандидатов и профессионалов? Отнюдь, им просто не повезло – они оказались как бы безнадежно зажатыми между двумя поколениями-доминантами.
Если мы внимательно посмотрим на другие страны, то увидим, что в высших эшелонах власти первые позиции, как правило, занимают люди примерно одного возраста, вне зависимости от партийной и идеологической принадлежности. Исключения есть, но чаще всего они предстают перед нами в виде витрин с советниками-кукловодами из «правильного» поколения или каким-нибудь предвестником смены доминирующего поколения.
И, да, поколения-доминанты в мире не синхронизированы, сейчас в США это 75-80 лет, в России – 67-72. Едва ли, правда, по этому поводу стоит искать символы и знаки в китайском гороскопе.
Поколения во власти
Наличие доминирующего поколения становится особенно заметным в период выборов и ослабления верховной власти, когда начинаются разговоры о преемниках, коих по инерции начинают искать среди действующих политиков/заместителей. В государственной системе и в крупных компаниях чаще всего доминирующее положение занимают люди примерно одного возраста, образа мысли, культуры, образования, периода взросления. Эти люди имеют сходные культурные коды, хорошо понимают друг друга, обладают похожими карьерными историями, они росли и набирались опыта в одно время и пришли из одинакового детства. Разумеется, это не отрицает ни множества индивидуальных различий, ни многоликости человеческой натуры, но формирует, тем не менее, некую комфортную основу, среду.
Средний срок между поколениями – 25-30 лет, примерный диапазон внутри поколения – 5-7 лет, конкретные цифры зависят от особенностей национальной культуры, знаковых исторических и социальных изменений/переломов во времена активной социализации, которые разделяли поколения. Кто не попал в нужный временной период, вынужден мимикрировать под стиль и привычки смежных возрастов и/или довольствоваться вторичными позициями.
Через несколько лет в России с высших государственных постов будет уходить поколение 67-72-летних, на смену придут те, кому будет 45-50 лет. Схожие процессы идут в США и ряде других стран. В корпоративной среде России сейчас доминирует другое возрастное поколение, первые места занимают люди 55-60 лет, на смену им должны были бы приходить нынешние 27-33-летние, но ЕГЭ и надвигающийся обвал заставит старшее поколение выйти из комфортного графика, что, вероятно, даст шанс 35-40-летним (там, где нынешние руководители не справятся с вызовом) или, наоборот, тем, кому сейчас около 20 лет (где нынешние руководители смогут усидеть лишние лет 10).
И, да, речь сейчас идет о лицах, принимающих решения, а не о витринах и зиц-председателях и членах команды.
Феномен поколений в управлении, элите представляет больший интерес, особенно в части процессов перехода власти между ними и колебаниями, неравномерностями влияния. Максимум, пик власти совпадает с пиком силы доминирующего поколения, последнее характеризуется максимальной готовностью, потенциалом и возможностью к развитию и изменению контролируемой системы, будь то государство или компания. Года проставлены для текущего и последующего доминантных поколений в государственной власти России.
На рисунке 1 показан цикл развития и преемственности поколений в элите/руководстве. Переход власти происходит плавно, преемников и наследников готовят заранее, в понимании того, что собственные силы уходят, энергии и тестостерона все меньше, а желания спокойствия, комфорта и проблем со здоровьем с каждым годом становится все больше. Если страх старости (отказ уходить вовремя) или повышенное человеколюбие (преждевременная подготовка наследников) не застилает глаза, то развитие во времени идёт в соответствии с указанной схемой, сопровождаясь естественным падением пассионарности (помним про 4 поколения Будденброков/Ибн-Хальдуна) и снижением верхнего положения пика силы (точка 7 на рисунке 1).
Попытки нарушить естественный ход времени ведут к проблемам, так, самая распространенная ошибка – отказ от подготовки следующего поколения и выжигание вокруг себя всех сильных потенциальных учеников и/или наследников. Результат закономерен – геронтократия, а затем переход власти к антисистемным элементам или совершенно не готовым к этому людям. Вторая распространенная ошибка – начать готовить наследников слишком рано, в результате время их выхода на пик приходится на период, когда у предыдущего поколения во власти сил и энергии ещё хватает. Как правило, в таком случае начинается жёсткая, бескомпромиссная борьба, ведущая к ослаблению/уничтожению всей системы.
Держать систему на пике все время – очень опасно, посмотрите на женское фигурное катание и школу Этери Тутберидзе, где каждый год появляются новые звёздочки-чемпионки, берущие все медали, а через год-два уходящие «на пенсию». Кстати, Ирина Винер в этом плане ведет в своей художественной гимнастике более мудрую политику, не плодя обид, скандалов и напряжения. Представьте, какие бы происходили баталии, если бы места в спортивных командах распределялись без учёта последних достижений в соревнованиях, исключительно путем переговоров и интриг, как это реально происходит во власти и управлении?
В 2018 году я написал статью про преемника В.В. Путина, собственно, сейчас перед вами общая схема процесса, без привязки к конкретной ситуации.
Таким образом, примем во внимание, что для системы власти характерно наличие в ней доминирующего поколения. Забравшиеся на верх социальной пирамиды люди привыкли опираться на своих сверстников и даже близко не подпускают потенциальных конкурентов на 10 лет моложе. Лишь после приближения к завершению продуктивной деятельности начинается работа по подготовке преемников и наследников, гарантирующая передачу созданного в надежные руки и обретение защиты и спокойной старости.
Максимальная продуктивность и влияние государственного деятеля должны приходиться на 45-50 лет, когда сил и энергии еще много, а жизненного опыта и знаний уже достаточно, – ведь лишь очень немногие оказываются способными сохранить задор, интерес, гибкость мышления, адаптивность, блеск и огонь в глазах до самой старости, биология у большинства берет свое.
Регулярно возникает вопрос – почему В.В. Путин не воспитал себе преемника заранее? Ответ прост, подготовил – передавай и уходи, в ином случае придется ломать человека, которого готовил на свое место, вместе с сильной и хорошо подобранной командой, что задача очень непростая и опасная.
Жизненный путь человека власти
Если мы говорим о поколениях во власти, то имеет смысл рассмотреть варианты карьерного пути руководителей, начиная со старта трудовой деятельности и заканчивая уходом на пенсию. Оговоримся сразу, речь идет именно о руководящей работе, без учета профессиональной и творческой составляющей. В последней есть, разумеется, сходство с первой, но все-таки там немного другие временные периоды, пик творческой деятельности наступает раньше. Аналогична ситуация в научной среде: чем больше верификации и объективности, тем более «молодым» оказывается период основных открытий, излишне говорить, что лучшие специалисты по схоластике в гуманитарных науках далеко уступают в этом представителям точных наук, и потому, к примеру, тот стиль бесшабашного и залихватского поведения «вне рамок науки», который «массово» демонстрировали в 50-е гг. самые успешные наши физики (читайте воспоминания вдовы академика Л.Д. Ландау), абсолютно невообразим для успешных гуманитариев.
Путь каждого человека сугубо индивидуален, но общие закономерности выделить можно и нужно, это и представлено на рисунке 2. Расписывать каждый переход, приводить конкретные примеры считаю избыточным, все и так интуитивно понятно. Ценность представленной схемы отнюдь не в ее новизне, практически любой думающий человек преклонного возраста, живший в описываемой среде, сможет отыскать в собственных воспоминаниях массу примеров практически для каждого перехода. Много интереснее систематизация и сведение воедино.
При изучении схемы нужно помнить, что всегда есть место случаю и исключениям, встречаются, конечно, и сверхавантюрные карьеры, когда люди достигают вершин, не имея никакого опыта, бывает также и обратное: все заблокировано и человек обречен на снижение амбиций, даже если очень хочет и готов к сильному решению.
И, да, на рисунке показан управленческий путь длиною в жизнь, в упрощенном же и сокращенном виде его можно наблюдать в рамках деятельности, работы в отдельной компании или отрасли.
Таким образом, очевидно, что карьеры множества руководителей имеют общие принципы и логику построения. В течение всего жизненного пути человек будет выбирать свой маршрут, незначительно его корректировать, изменять, но очень часто это будет выбор/смена колеи, по которой он едет, без возможности перекроить систему.
Социальные законы и лежащая в их основе человеческая природа позволяют выделить основные этапы, пути и развилки, задуматься и поразмышлять над этим, а также переосмыслить свою карьеру и планы.
Резюме
Рассуждая о геополитике, мы часто говорим о смене поколений в элите и руководстве стран, но не стремимся понять, каковы же принципы данного процесса, что к чему ведет и в какие временные рамки укладывается. Между тем представленные в статье наблюдения не несут ничего сверхнового, а лишь систематизируют, обобщают, сводят воедино данный процесс. В руководстве, элитах стран зачастую присутствует доминирующее поколение, к которому принадлежит большая часть наиболее влиятельных в стране лиц. Отрыв такого поколения от последующего составляет 25-30 лет, что очень хорошо видно на примере США и России.
Существует представление, что процесс смены поколений ведет к ослаблению власти в период пересменки, а все остальное время ситуация стабильна. В реальности все вовсе не так, как кажется, пик максимальной готовности к изменениям и развитию проходит быстро, все мы люди, и с этим ничего не поделаешь.
Другой интересной моделью является карьерный путь руководителя, длиною в жизнь, надеюсь, эта схема будет полезна и интересна читателям как для рефлексии над своими ошибками, так и для предотвращения их в будущем.