В этом материале предлагаю вам ознакомится с кинофильмом Кристофера Нолана "Мементо" ("Помни" в одном из вариантов перевода) и инструментами структуры повествования, выбранными режиссёром/сценаристом.
(Внимание, материал содержит спойлеры к фильму "Мементо"!)
Нолан в фильме "Мементо" манипулирует повествовательной структурой своей истории как одним из способов дать зрителям почувствовать, что такое кратковременная потеря памяти - недуг от которого страдает главный герой картины - Леонард. Нолан использует несколько приёмов, чтобы создать ощущение дезориентации во времени и месте. Один из приемов - чередование рассказа истории с начала в хронологическом порядке и с конца в обратном хронологическом порядке, пока они не встретятся в середине. Обратите внимание (см. картинку) что повествовательная "кривая" выглядит как подкова - история изогнута а зрителю так вообще представлена в разном порядке, чередуя сцены из одной половины истории и из другой, причём события из первой половины показываются в хронологическом порядке, а из второй половины - задом наперёд.
Также имеет место быть использование сквозного монтажа. Техника связывания событий и действий, происходящих одновременно: Одно и то же время, разное место. Это повествовательная техника, используемая в основном для связи параллельных множественных сюжетных линий, которые перемещаются назад и вперед между различными наборами персонажей и событий в разных местах.
Нолан использует перекрестное кадрирование между черно-белыми и цветными сегментами для достижения определённого эффекта. Первое, на что следует обратить внимание, — это то, что перебивка происходит не между разными персонажами. Леонард является центральным персонажем в обоих сегментах. Во-вторых, разрезание происходит не между событиями, происходящими одновременно. Пересечение дает нам одного и того же персонажа в разное время и в разном месте - не разных персонажей в одно и то же время, а разное пространство. Это еще одна образная манипуляция с изображением, чтобы создать максимальную дезориентацию для зрителя. Это еще одно средство заставить зрителей как бы участвовать в состоянии Леонарда. Мы никогда не знаем, где мы находимся и что происходит - как и Леонард.
Мы знаем, что эта история - история Леонарда, но мы не понимаем взаимосвязи между этими двумя эпизодами до самого конца. Мы ощущаем, что эти два отрезка - разные моменты в жизни Леонарда, но у нас нет никаких подсказок о хронологической связи между разговором Леонарда по телефону с каким-то таинственным другом о своем состоянии и беспорядочной последовательностью событий, персонажей и действий, в которые вовлечен Леонард в цветных отрезках. Даже когда мы выясняем, что цветовые последовательности идут в обратном порядке, помимо того, что мы не можем знать, что будет дальше в обратном порядке, мы не можем понять связь между этими двумя сегментами. Только в конце, когда Нолан объединяет два отрезка вместе с убийством Леонардом Джимми Гранца и получением полароида, который превращает черно-белый отрезок в цветной, мы наконец понимаем хронологическую связь между двумя отдельными периодами жизни Леонарда.
Стоит обратить внимание, что продолжительность двух сюжетных линий не одинакова. Черно-белые фрагменты намного короче. Драматический акцент фильма сделан на цветных сценах, в которых много действия и диалогов. Черно-белые сцены короче, так как:
1) основная повествовательная функция черно-белого сегмента - дать информацию в хронологической последовательности, чтобы помочь нам понять гораздо более сложное действие, происходящее в цветном сегменте. Для передачи этой информации требуется меньше времени.
2) сюжет о человеке, разговаривающем по телефону в пустой комнате, по своей сути является статичной ситуацией, которую трудно поддерживать в течение длительного периода времени. Внимание в сцене сосредоточено на том, что говорит Леонард. Его слова - самый важный элемент, потому что он объясняет свой травматический опыт и то, каким стал его мир после ужасного события.
3) частые переходы к чёрно-белым сценам выполняют важную функцию - создают перерыв между цветными сценами, рассказанными в обратном порядке. Короткие чёрно-белые сцены создают временной разрыв между цветными сценами, который позволяет зрителям забыть, где мы находились в цветной последовательности. Переход к другой сюжетной линии переключает внимание зрителя на другое время и пространство, что делает возвращение более драматичным опытом потери кратковременной памяти.
Одна из функций цветового контраста между двумя сегментами - дать зрителю визуальную подсказку, что история переходит от одного времени жизни Леонарда к другому. Нолан хочет дезориентировать зрителя, но в то же время предоставить достаточно информации, чтобы дезориентация не превратилась в полную непонятность. Цветовое кодирование служит одним из основных ориентиров. Также советую обратить внимание на то, что каждая цветная сцена, идущая задом наперёд, начинается с некого привлекающего внимание события, а каждая последующая сцена на этом событии заканчивается, повторяя его для зрителя. Это и есть те самые "обрезания" сцены, о которых мы говорили в прошлом материале - они необходимы для очерчивания конкретных сцен в структуре а в случае с этим фильмом - для ориентации зрителя в происходящем. Увидев знакомое событие, вы частично вспоминаете предыдущую сцену, что не даёт вам полностью запутаться в структуре повествования, или вообще её забыть. Обратите внимание на эти инструменты и детали сюжета, когда будете планировать и очерчивать сцены уже для своего сюжета.
Источник картинки: https://nofilmschool.com/Memento-Screenwriting-Lessons