Подавляющее количество предпринимателей в России – это представители МСП (малое и среднее предпринимательство). Долгие годы, наверное, начиная с 2014 года, у нас это система не слезает с экранов телевизоров. Звучит, как раньше говорили, из любого утюга: поддержка МСП, занятость в МСП, защита МСП, МСП, МСП, МСП… К чему мы пришли?
Есть национальный проект МСП. Он очень важен, в нем есть два критерия. Это доля выручки ВВП. В 2016 году я имел смелость выступить на форуме в Санкт-Петербурге о том, что выручки-то ошибочные. 25 млн занятых в МСП – это нормально, это легко достижимый результат. Я бы его достиг за месяц даже в 2016 году. Достаточно было просто вывести из тени порядка 15 млн занятых. У нас нет чиновников не оформленных, нет сотрудников Министерства обороны, силовых ведомств не оформленных. Все неоформленные только в МСП. В крупных корпорациях все оформлены.
01.02.2016 в Российской Федерации было 5 млн 522 тысячи субъектов МСП. За семь лет их число выросло на 590 тысяч. Микробизнес вырос на 649 тысяч предприятий. Но в это время малый бизнес упал на 20%, с 267 тысяч до 211 тысяч, то есть падение 20%. Средний бизнес тоже с 20 352 компаний упал до 18 тысяч.
Малый и средний бизнес действительно, по моему мнению, ведет к нормальному развитию экономики. Это создание нормального среднего класса, повышение доходов населения. Но у нас два МСП, мы умудрились одну в телегу впрячь коня и трепетную лань. У нас есть МСП — малый и средний бизнес, и вторая часть МСП — это микробизнес и самозанятые.
Вот у нас в одну телегу впрягли самозанятых и средний бизнес. У нас на сегодняшний момент самозанятых уже более 7 млн человек. В планах Федеральной налоговой службы к 2024 году будет порядка 11-12 млн. А вот средней бизнес падает. И я вот эту ситуацию, когда в стране за семь лет добавилось 853 тысячи индивидуальных предпринимателей, когда к 2024 году будет 11 млн самозанятых, эту систему называю деградацией и примитивизацией экономики. Если мы продолжим, мягко говоря, убивать реальный малый и средний бизнес, народ весь пойдет в самозанятые и в микробизнес, ничего хорошего в экономике не случится. И это при том, что в стране убыль населения только за последние три года 2,4 млн человек. Поэтому все программы импортозамещения были провалены. Невозможно самозанятым или представителям микробизнеса создавать новые прорывные технологии.
Я люблю Германию в целом по экономике, потому что она действительно научно-производственная, мощная, и люблю Китай, потому что Китай показывает самые максимальные темпы роста ВВП практически по всем позициям. Разрыв между нами и Китаем в 20-30 раз по разным показателям.
Налоговая система Китая очень понятна и проста, там нет дырок. Весь бизнес работает с НДС, максимальный НДС 13%. При том, что когда начинался коронавирус, в Российской Федерации сделали движение по росту НДС с 18% до 20%, Китай пошел абсолютно по-другому пути. Они с 16% максимальную ставку снизили до 13%. Почему они так сделали? Потому что в Китае стоит задача, чтобы ВВП рос не меньше 7%. Причем, за эту задачу отвечают все, начиная от главного руководителя заканчивая всеми губернаторами. Как только у губернатора начинается провал, этому губернатору любой провинции могут вспомнить все его косяки за предыдущие годы, по партийной линии и по прочим линиям.
В Китае нет ОСН, нет нового режима АУСН, непонятно для чего придуманного в России в прошлом году. В Китае не было ЕНВД никогда, в Китае нет патентов, самозанятых. Все в Китае работают с НДС 13%-9%-6%, и для микробизнеса с небольшим оборотом есть НДС 3% без права зачета входящего. Рассказываю, в чем плюс. Я производитель, я работаю на режиме, допустим, 9% НДС, а мой смежник поставляет мне шнурки для обуви, он работает с НДС 3%. Велика разница между 9 и 3? Она невелика. В Российской Федерации произошел разрыв. У нас есть две экономики: одна с НДС, другая без НДС — поделили экономику. У меня 20% НДС, а мой партнер шнурки продают на ОСН 6% процентов. Я должен заплатить 20%, мой партнер тоже платит 6%, и никто ничего может зачесть. Так ведь?
Поэтому российская экономика свалилась в хаос. Нужны были миллионы однодневок, чтобы как-то все могли срастить свои интересы. В Китае и в Германии, кстати, такого нет, все работают в единой системе координат, все работают с НДС. Единственное, что у нас в России НДС есть 20%, есть 10%, есть 0%, в частности, общепит. Вторая проблема – в Российской Федерации это высокие социальные налоги. Они действительно катастрофические. Кто у нас платит полную ставку 30%, полностью все социальные налоги? В первую очередь, все промышленные предприятия, все производственные. У них просто не остается средств на развитие.
Из выступления Андрея Павлова, президента компании Zenden Group на сессии «МСП. Новый взгляд на развитие малого бизнеса» в рамках Московского экономического форума (МЭФ). Форум прошел под председательством президента ассоциации «Росспецмаш» Константина Бабкина.
Книга "Купола Кремля" здесь Книга "Три власти" здесь и здесь Книга "Встреча с жизнью" здесь