В мае по всей стране люди выходят на субботники, и ребята из детских домов - не исключение.
Трудовые десанты детей собираются вместе, чтобы убрать и организовать территорию, помочь с генеральной уборкой.
В зависимости от погодных условий они красят бордюры, убирают территорию, высаживают цветы и даже сажают овощи на огороде, если таковой имеется.
Бывает, осенью приезжаю в учреждение, а мне предлагают чай попить с вареньем, которое дети сами приготовили из плодов и ягод, что сами собирали, соленьями различными хвастаются.
Несмотря на то, что детский труд сейчас запрещен, а в детских домах есть уборщицы и дворники, дети все равно проявляют инициативу и желание помогать. Уборка в самом здании также становится задачей во время субботника. Детям в зависимости от их возраста и способностей поручают различные задачи.
Вообще, для многих учреждений это норма, когда дети помогают регулярно: цветы поливают, дежурят, пыль протирают. Есть учреждения, где дети вместе с воспитателями даже готовят себе сами еду. У всех ребят есть свои обязанности, в основном, им это только в радость, ведь все делают для себя, в первую очередь.
Однако, ложка дегтя в бочке меда все же присутствует, не все дети в детских домах являются активными участниками не только во время субботников, но и в обычных повседневных бытовых делах. Некоторые из ребят считают, что все им должны.
Приезжаешь в некоторые учреждение, а там хаос, детям плевать на порядок, взяли вещи в одном месте, бросили в другом, и так повсеместно… По помещениям бегают уборщицы, нянечки и только успевают за детьми убирать.
В процессе интервью дети из этих учреждений на вопрос, помогают ли они, обычно отвечают: «А зачем? За нас все сделают, постирают, вещи погладят, постель заправят…»
Что их ждет после того, как они покинут стены детдома, страшно подумать. Конечно, в таких случаях педагоги детского дома работают с детьми, чтобы помочь им понять, что сотрудничество и помощь друг другу — важный аспект в жизни. Но ведь дети понимают, что они могут этого не делать, ведь закон запрещает использовать их труд, и пользуются этим.
Я считаю, что труд в детских домах — это важный аспект жизни воспитанников, помогающий им значительно расширять кругозор, вносить свой вклад в совместное дело и учиться работать в команде.
Такие мероприятия помогают детям чувствовать себя полезными и востребованными, что, в свою очередь, способствует их эмоциональному и когнитивному развитию.