Сценарий короткометражного фильма 30 мин.
2023
1. ИНТ.ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ И СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА.БОЛЬШОЙ ЗАЛ ГАЛЕРЕИ.ДЕНЬ.
ЭДУАРД, АССИСТЕНТЫ ИЗ ЯКУТИИ,РАБОТНИК КУЛЬТУРЫ- ЗОЯ СЕМЕНОВНА. ЭРЖЕН - МОЛОДОЙ ХУДОЖНИК
Светлое большое помещение с пустыми стенами, разные картины стоят вдоль стен.Руководитель "Лучшей Галереи Москвы" Эдуард и ассистенты развешивают картины современных художников и готовятся к открытию выставки искусства в столице Якутии. Он постоянно недоволен и кричит на ассистентов, которые предлагают развеску картин, а ему все не нравится.
ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ЭДУАРД –45 ЛЕТ ДИРЕКТОР "ЛУЧШЕЙ ГАЛЕРЕИ МОСКВЫ". ВЫСОКИЙ, ХУДОЩАВЫЙ,ЦЕПКИЕ ГЛАЗА И УЗКИЕ ГУБЫ,РЕЗКИЙ ГОЛОС, ОДЕТ ВО ВСЕ БРЕНДОВОЕ, НАЧИЩЕННЫЕ БОТИНКИ, КОСТЮМ КЛАССИКА, МЕТРОСЕКСУАЛ. ЭГОИСТ, ПРОНЫРА. ЗА ПЛЕЧАМИ ХУД. ВУЗ, РАБОТЫ В РАЗНЫХ ГАЛЕРЕЯХ МИРА, ГДЕ НАРАБАТЫВАЛ ОПЫТ И ЗНАНИЯ КАК АРТ КРИТИК. ЕГО ГЛАВНЫЕ УМЕНИЯ – ЛОВКИЙ ПРОДАЖНИК И ВРУН, ОСТРЫЙ УМ. ГЛАВНОЕ ОРУЖИЕ - ОСТРЫЙ ЯЗЫК, КОТОРЫЙ ГОТОВ УНИЧТОЖИТЬ КАЖДОГО КТО НЕ СОГЛАСЕН С НИМ, БЕСКОМПРОМИСНЫЕ ЖЕСТКИЕ СУЖДЕНИЯ О ЛЮДЯХ, О МИРЕ, МОГУТ СИЛЬНО РАНИТЬ. ГЛАВНАЯ ЭМОЦИЯ – НЕДОВОЛЬСТВО. ОН ВСЕЙ СВОЕЙ ВЫСОКОЙ ХУДОЩАВОЙ ФИГУРОЙ, МАНЕРОЙ ДВИГАТЬСЯ И ГОВОРИТЬ ДЕМОНСТРИРУЕТ ВЕРШИНУ ПАФОСА (ЭГО), ГОТОВНОСТЬ УНИЧТОЖИТЬ ВСЕ ВОКРУГ ОДНИМ ВЗГЛЯДОМ ПРЕЗРЕНИЯ.
АССИСТЕНТЫ ИЗ ЯКУТИИ ( ДВА МОЛОДЫХ ЧЕЛОВЕКА 20 ЛЕТ, ОДИН В СТАРОМОДНЫХ ОЧКАХ, ВТОРОЙ БЕЗ НИХ, ОДИНАКОВО ОДЕТЫХ: БЕЛАЯ РУБАШКА, ВЫГЛАЖЕННЫЕ БРЮКИ С ГОТОВНОСТЬЮ БЫСТРО МЕТНУТЬСЯ И ВСЕ ПРИНЕСТИ) ПРЕДАННЫЕ ГЛАЗА, БЫСТРЫЕ ЛОВКИЕ ДВИЖЕНИЯ, МАКСИМАЛЬНАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ.
Ассистент1 Вот посмотрите какая динамика,может сюда?
Эдуард- Ну как это можно сюда? Бездарность! (на ассистента 1)
Ассистент2 Какой изумительный свет – посмотрите, примерят другую картину напротив окна
Эдуард ( выходя из себя пыхтит)
- Ну сколько можно повторять на серый свет не должен ложиться!
(выпучивая глаза)
Ассистенты в мыле носятся с картинами, а Эдуард все машет, не туда, и дело медленно движется
РАБОТНИК КУЛЬТУРЫ - ЗОЯ СЕМЕНОВНА, 50 ЛЕТ, РОБКАЯ, неуверенная, КУЛЬТУРОВЕД, ВЫРАЖАЕТСЯ ОЧЕНЬ СЛОЖНЫМИ СЛОВАМИ, ПЫТАЯСЬ ПРОИЗВЕСТИ ВПЕЧАТЛЕНИЕ НАЧИТАННОЙ. Одета в белую блузку, черные жилетку и юбку, немного старомодно
Зоя Семеновна: Эдуард, прошу прощения, через час уже открытие выставки и придут люди. А мне еще сориентироваться надо где и что будет висеть, понимаете?
Эдуард. Уважаемая, Вы видите, процесс идет, это Вам не пирожки печь, тут особое видение нужно!
Зоя Семеновна: Да, да понимаю, но ведь люди...
Эдуард: слушайте, Ваши оленеводам может все равно, как тут все развешано, но эта коллекция стоит 50 миллионов и мое имя стоит не меньше, так что не отвлекайте меня от процесса!
Не дав ей сказать что либо, Эдуард выпроваживает Зою Семеновну из зала, показывая, что ему надо работать. Эдаурд снова машет ассистентам, куда что ставить, а они предлагают ему картины и бегают, пытаясь угодить. Вдруг дверь в зал снова открывается, приходит молодой местный художник Эржен ос своей работой в стиле пуантизм "Яркость жизни". Из-за того, что работа большая 2 на 2 м художник неловко пытался поздороваться, из-за картины вышло комично, потом решил передать работу ассистенту.
ЭРЖЕН- МОЛОДОЙ ХУДОЖНИК ЯКУТИИ 22ГОДА. ВЕСЕЛЫЙ, НАИВНЫЙ, ТАЛАНТЛИВЫЙ.Одет в молодежную яркую одежду
ЭРЖЕН. Здравствуйте, я тут услышал, что Вы из Самой Лучшей Галереи Москвы, возьмите мою работу, я победитель многих конкурсов, и зовут меня Эржен, а мою работу "Яркость жизни".
Галерист опять вспыхивает из за того, что его отрывают от дела, но сдерживается, всматривается в работу с разных сторон обходит, затем гневно вспыхивает на ассистента, жестами показывая уйти, затем одевает маску ментора, надменно говорит.
ЭДУАРД. Вы знаете, Вам, наверное, рано в большое искусство. Сейчас мода и спрос диктует, что художнику рисовать - графитовый куббизм.
(показывая на работы)
Или вот это. Но что-то в этом есть,
(показывая на большое белое пятно в центре)
хотя...нет, пожалуй, нет.
(он разочарован и машет ассистену – убрать. Эдуард отворачивается от Эржена, дав понять, что разговор окончен уходит в другой конец зала)
ЭРЖЕН Ну, нет так нет
(расстроен, разводит руками и выносит свою работу комично.)
2. ИНТ.ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ И СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА- ВХОД.ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ.ДЕНЬ.
ЭДУАРД, ЗОЯ СЕМЕНОВНА, НАРЯДНО ОДЕТЫЕ ЛЮДИ -МАССОВКА
Эдуард с шармом акулы улыбается, с горящими глазами и энтузиазмом встречая гостей, предвкушая продажи. Нарядно одетые люди и массовка рассаживаются в фойе и им читает лекцию Зоя Семеновна.
ЗОЯ СЕМЕНОВНА. В 2019 году принята Концепция развития креативной экономики Республики Саха до 2025 года и утвержден план по ее реализации. В основе концепции лежат задачи по наращиванию собственной креативной интенсивности и созданию системы креативной экономики. Сегодня художественное творчество является одним из самых популярных видов творчества, где соединяются воображение, фантазия, техника и современные инновационные, креативные технологии. Аксиологический (ценностный) подход к культуре носит более узкий характер, обусловленный, в первую очередь, ценностями этического характера. Один из ярких представителей этого подхода Н.Чавчавадзе провозглашал, что "культура это есть идеал, реализованный в жизнь, это должное, которое стало явным". В данном случае к культуре относится не все, а только то, что представляет собой безусловную ценность для людей. Поэтому наряду с культурой здесь выделяется такие кластеры как бескультурье, антикультура, контркультура и т.д. В контексте исследования феномена культурной политики совершенно очевидно, что государство заинтересовано в повышении культуры своих граждан и общества в целом...
Массовка теряет радостный вид и начинает скучать от заумных долгих слов культуроведа. Эдуард уходит в свой выставочный зал. Вслед за ним уходит дед 70 лет и стильная деловая женщина 40 лет.
3. ИНТ.ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ И СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА.БОЛЬШОЙ ЗАЛ ГАЛЕРЕИ.ДЕНЬ.
ЭДУАРД, ДЕД - МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ, АЙААНА - БИЗНЕСВУМЕН
Эдуард смотрит в окно, стоит спиной к залу. Дед Михаил Михайлович рассматривает с интересом картины. Близко рассматривает, качает головой, переходит от картины к картине, причмокивает. Этим звуком заставляет Эдуарда повернуться в зал и наблюдать за дедом. Айяяна, бизнес - вумен идет по своему маршруту, рассматривает картины.
ДЕД МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ, 70 ЛЕТ, ПРОЗОРЛИВЫЙ, С ЦЕПКИМИ КАРИМИ ГЛАЗАМИ, ВИДИТ БОЛЬШЕ ДРУГИХ. ИЗ УСТЬ-АЛДА́НСКОГО УЛУ́СА.Одет в повседневную одежду с традиционными элеменами
ДЕД М.М. Интересно, и сколько же стоят такие картины?
ЭДУАРД А Вы что купить хотите?
(оживляясь, но потом видит деда и ухмыляется)
ДЕД М.М. Нет сынок, такое нельзя в дом, это все мертвое, здесь света нет.
ЭДУАРД И что Вы в этом понимаете?
ДЕД М.М. Да кое-что, в нашем улусе среди борогонцев много талантливых людей родилось и предводитель якутской интеллигенции начала XX века Кюлюмнюр, и один из зачинателей якутской литературы и театра, и народный художник Якутии, живописец Артур Дмитриевич Васильев, видели его картину "Несущие свет"? Рекомендую.
ЭДУАРД не слышал, но обязательно посмотрю
(отделываясь вежливо отворачивается)
ДЕД М.М. проходит к другой картине и всматриваясь и так и эдак, Айаана, стоит рядом рассматривая соседнюю картину
ДЕД М.М. Не, мертвое!
( машет рукой)
АЙААНА - БИЗНЕСВУМЕН, 40 ЛЕТ, УСПЕШНАЯ, СТИЛЬНАЯ, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНАЯ, ПОДТЯНУТАЯ, одета в деловой костюм с традиционными орнаментами.
АЙААНА. Дедушка, а что мертвое? Духов что-ли много неупокоенных? Может шамана вызвать, чтобы место почистил?
ДЕД М.М. Нет дочка, дело не в месте, дело в картинах, их бы сжечь надо по хорошему. Они только вред их владельцу приносят, потому, что живое не несут и его морочат ( кивая на Эдуарда).
ЭДУАРД Вы в своем уме? Да я за эту коллекцию 50 миллионов отдал!
ДЕД М.М. Что отдал все потеряешь, суетишься зря. Ты же сам ничего не делаешь, купи-продай! Твоя жизнь - борьба с ветром, одни долги! Если не одумаешься, худо будет! Приезжай к нам жизни учиться, здоровье поправишь и смысл жизни обретешь!
ЭДУАРД Ну вот еще, только этого мне не хватало проклятий и предсказаний, шли бы Вы дедушка!
АЙАННА Вы знаете, у нас так нельзя со старшими разговаривать, Вы бы прислушались, он верные вещи говорит.
Эдуард гневно отворачивается к окну, Дед и Айаана выходят из этого зала.
ДЕД М.М. Спасибо дочка за то, что заступилась, я ведь не против него и не против картин, мне ему просто послание надо было передать и растормошить его немного.
АЙААНА А, поняла.
(хотя не поняла)
3. ИНТ.ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ И СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА- ВХОД.ДЕНЬ.
ДЕД М.М., АЙААНА ЗОЯ СЕМЕНОВНА, НАРЯДНО ОДЕТЫЕ ЛЮДИ -МАССОВКА
Все стоят общаются после лекции, легкий фуршет, музыка. Айаана, остается общаться с коллегами. Зоя Семеновная видит Деда М.М. идущего к выходу.
Зоя Семеновна. Михаил Михайлович, Вы уже уходите?
Дед М.М. Я уже все посмотрел. Вы передайте этому галеристу-зазнайке, что если он не одумается, а времени у него осталось месяц, то будет совсем худо.
Душа светлая, а мозгов ноль, жалко парня, тяжелую ношу предков несет. И дайте ему телефон шамана Хагыстая, пожалуйста.
Зоя Семеновна. О, не беспокойтесь, все передам, но боюсь, он меня не послушает.
Дед М.М. Тогда судьба распорядится как надо.
Дед М.М. Уходит.
4. ЭКСТ. МОСКВА (ИЛИ ЛЮБОЙ ДРУГОЙ ГОРОД). СОВРЕМЕННАЯ УЛИЦА ДЕНЬ.
ЭДУАРД. МАССОВКА ПРОХОЖИЕ.
Ранняя осень в Москве, моросит небольшой дождик. Эдуард возвращается с выставки в Манеже и идет по узкому тротуару под зонтом, не пропуская прохожих, на что они ругаются либо оборачиваются в след недоброжелательно. Переходит дорогу в неположенном месте, сокращая путь ко входу в свою Галерею, не обращая внимание на машины, он главный на дороге.
5. ИНТ.БОЛЬШОЙ ЗАЛ ЛУЧШЕЙ ГАЛЕРЕИ МОСКВЫ.ДЕНЬ.
ЭДУАРД, АССИСТЕНТЫ ИЗ МОСКВЫ, МОЛОДОЙ ХУДОЖНИК ЛЕОНИД.
Светлое большое помещение с пустыми стенами, разные картины стоят вдоль стен. Эдуард приходит в свою галерею, отбирает картины для главной выставки в Манеже. С порога Ассистенты радостно с горящими от энтузиазма глазами демонстрируют новые работы, которые они отобрали.
АССИСТЕНТЫ ИЗ МОСКВЫ ( ДВА МОЛОДЫХ ЧЕЛОВЕКА 20 ЛЕТ, ОДИН В СТАРОМОДНЫХ ОЧКАХ, ВТОРОЙ БЕЗ НИХ, ОДИНАКОВО ОДЕТЫХ: БЕЛАЯ РУБАШКА, ВЫГЛАЖЕННЫЕ БРЮКИ С ГОТОВНОСТЬЮ БЫСТРО МЕТНУТЬСЯ И ВСЕ ПРИНЕСТИ ХОЗЯИНУ) ПРЕДАННЫЕ ГЛАЗА, БЫСТРЫЕ ЛОВКИЕ ДВИЖЕНИЯ, МАКСИМАЛЬНАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ.
Ассистент1 Вот, посмотрите какая динамика,
Эдуард Бездарность –
(отмахиваясь)
Ассистент2 Какой изумительный свет – посмотрите!
Эдуард - Скукотища
(с презрительной мимикой)
Ассистент1 А этот выставлялся в Европе?
Эдуард ( чуть пристальней посмотрел на картину с аляпистыми пятнами) Не в нашем стиле, убрать.
(И тут вдруг останавливается, замечая молодого художника со своими работами у входа)
ЛЕОНИД, МОЛОДОЙ ХУДОЖНИК (25 ЛЕТ, СКРОМНО ОДЕТЫЙ, НЕ УВЕРЕННЫЙ), ПРИНЕС КАРТИНЫ ДЛЯ ОТБОРА: НА ОДНОЙ ИЗОБРАЖЕНЫ ГЛАЗА НА ТЕМНОМ ФОНЕ, А НА ВТОРОЙ ЧАСЫ И ГЛАЗА.
МОЛОДОЙ ХУДОЖНИК- Леонид, приятно познакомиться, слышал, что у вас отбор идет.
ЭДУАРД – Да-да, приятно
(мимоходом в задумчивости)
Эдуард вдумчиво смотрит на картины, ему понравились работы молодого художника. Он уже предвкушает заработок и его глаза азартно зажигаются, но вида не подает и старается скрыть свою реакцию. Говорит растягивая слова, как бы раздумывая.
ЭДУАРД Ну могу взять эти две работы для разбавления экспозиции, хотя, конечно, это не Малевич, сам понимаешь, имя надо зарабатывать. Куплю за 7000р. обе, согласен?
(сначала панибратски, затем видя недоумение и конфуз на лице Леонида, перехватывает его инициативу что-либо сказать)
Щедрое предложение. Сам понимаешь, было бы имя, стоило бы дороже.
Молодой художник мнется, пытается возразить и в тоже время упустить хоть какой-то заработок). Не дав художнику опомниться, Эдуард всовывает ему деньги в руки и выпроваживает из зала, показывая, что ему надо уходить.
ЛЕОНИД Хотелось бы больше. Ну ладно, может в следующий раз.
(почесывая макушку,уходит немного огорошенный с деньгами в руке)
Эдуард выходит на улицу, на ланч, переходит дорогу в неположенном месте не реагируя на сигналящие машины, гордо переходит дорогу, звонит знакомой Леночке с приглашением посетить его галерею.
ЭДУАРД Приезжай срочно, есть кое-что интересное в вашу коллекцию, могу до выставки продать. Жду. ( интригующе с энтузиазмом)
6. ИНТ.КОРИДОР ЛУЧШЕЙ ГАЛЕРЕИ МОСКВЫ.ДЕНЬ
Узкий коридор, вдоль стены 3-6 стульев, не яркое освещение.
ЭДУАРД. ХУДОЖНИК ФЕДОР ТИМОФЕЕВИЧ, ХУДОЖНИК ЗЭРО, ХУДОЖНИЦА БЛИНОВА
Несколько художников сидят в коридоре со своими картинами. Они лично решили продемонстрировать свои работы и пришли как им было назначено и ожидают уже какое-то время.
ХУДОЖНИК ФЕДОР ТИМОФЕЕВИЧ (60, ПОЛНЫЙ, С СЕДОЙ БОРОДКОЙ И ПЕЙЗАЖЕМ В КЛАССИЧЕСКОЙ МАНЕРЕ), одет неопрятно, в поношеный вильветовый пиджак, темного цвета рубашку и брюки.
ЗЭРО (25,МОЛОДОЙ ПАНК, ЯРКО и с вызовом ОДЕТЫЙ, ХУДОЙ, ВЫСОКИЙ, НЕ СЛИШКОМ ЛОВКИЙ, С ОБЪЕМНОЙ РАБОТОЙ «ПЯТНА»),
ХУДОЖНИЦА-ПРИМИТИВИСТКА- БЛИНОВА 45, КОЛОРИТНАЯ СТАТНАЯ ЖЕНЩИНА С НЕБОЛЬШОЙ РАСКОСОТЬЮ В ГЛАЗАХ, ЛУЧАЩИХСЯ РАДОСТЬЮ, ОДЕЖДА, С ШАМАНСКИМИ БОЛЬШИМИ УКРАШЕНИЯМИ, в платье с традиционным орнаментом или цветами С КАРТИНОЙ «БЕЛЫЙ КОНЬ»
Эдуард приходит в галерею после обеда, проходит по коридору в кабинет, не поздоровавшись с художниками – на пафосе, проявляет неуважение к творцам. При виде Эдуарда художники оживляются, Федор Тимофеевич привстает, пытается поздороваться, но Эдуард проходит не поздоровавшись, машет - мол все позже- делая вид что сильно занят.
7. ИНТ.КАБИНЕТ ЭДУАРДА.ДЕНЬ.
ХУДОЖНИКИ: ФЕДОР ТИМОФЕЕВИЧ, ЗЕРО, БЛИНОВА. АССИСТЕНТ2. ЭДУАРД.
Эдуард сидит в кресле. Ассистент2 стучится в кабинет и протискивает лицо.
АССИСТЕНТ2 художники уже час ждут и просят принять. Можно?
Эдуард снисходительно кивает. Ассистент впускает в кабинет Эдуарда первого художника - Федора Тимофеевича.
АССИСТЕНТ2
Художник Федор Тимофеевич, Московский союз художников, классическая манера.
(Эдуард скривил кислую физиономию, машет - впускай)
В кабинет протискивается полный мужчина преклонных лет, с пейзажем в классической манере – потеет и часто дышит. Эдуард встает и всей своей высокой худощавой фигурой, манерой двигаться и говорить демонстрирует вершину пафоса и готовность уничтожить все вокруг одним взглядом презрения и вечного недовольства говорит так, чтобы не сильно обидеть, но еле сдерживается от прямых оскорблений.
ЭДУАРД Федор Тимофеевич, давно не виделись, дорогой!
(язвительно)
Федор Тимофеевич И вам не хворать (добродушно, с надеждой показывает пейзаж)
ЭДУАРД (еле взглянув на работу) Ну Вы же знаете, мы не торгуем классикой, поберегли бы свое время, сейчас в тренде все серо-графичное, знаете те ли – веяние времени...не модно это сейчас. А мода знаете ли диктует...
(еле сдерживаясь выпроваживает старика)
Художник с недовольным лицом уходит и кому-то звонит из коридора. Он досадует, что не продал картину. Ассистент 2 впускает в кабинет второго художника.
АССИСТЕНТ2 Зэро - Питерский союз художников, абстракционизм.
В кабинет Эдуарда входит молодой панк с работой «Пятна». Из-за того, что работа большая 1,5 на 2 м художник неловко пытался поздороваться, из-за картины вышло комично, потом решил передать работу ассистенту. Галерист всматривается в работу с разных сторон обходит, затем гневно вспыхивает на ассистента, жестами показывая, "что - ты залип, иди работай", затем одевает маску ментора, надменно говорит ( практически повторение сцены в Якутии).
ЭДУАРД Вы знаете, Вам наверное рано в большое искусство. Ну что то в этом есть,(показывая на предмет в центре) хотя...нет, пожалуй нет.
(он разочарован и машет ассистенту – убрать. Эдуард отворачивается от Зеро, наливает себе виски, смотрит в окно. )
Зэро Ну нет, так нет.
(Зэро разводит руками и выносит свою работу.)
Эдуард выходит из кабинета в Большой Зал.
8. ИНТ.БОЛЬШОЙ ЗАЛ ЛУЧШЕЙ ГАЛЕРЕИ МОСКВЫ.ДЕНЬ.
ЭДУАРД.АССИСТЕНТЫ.
Они берут одну за другой работы, показывают Эдуарду под разным светом, чтобы он получше мог ее рассмотреть. Эдуард не в духе, ему ничего не нравится.
Ассистенты в мыле, уже час пытаются ему угодить, но его настроение только ухудшается.
ЭДУАРД Отстой! Где вы вообще это откопали?
В главный вход в большой зал с улицы входит жена олигарха с Рублевки Леночка, к которой на встречу ко входу в зал мчится Эдуард с широчайшей улыбкой.
ЛЕНОЧКА,30, ЖЕНА ОЛИГАРХА С РУБЛЕВКИ, ВЫСОКАЯ БЛОНДИНКА С ИДЕАЛЬНОЙ ВНЕШНОСТЬЮ, НЕ ПОШЛАЯ (БЕЗ БОЛЬШИХ НАКАЧЕНЫХ ГУБ), не сильно умная, но стремящаяся выглядеть таковой, не имеет собственного мнения. Одета в светлый модный костюм.
Эдуард с шармом улыбается, жеманно обнимает Леночку, восхищенно льстит жестом тому как она выглядит.
Эдуард Молодец, что приехала, пройдем в кабинет. Ты не поверишь, что мне удалось раздобыть!
(ассистенты выдыхают, ставят картины на пол)
9. ИНТ.КОРИДОР "ЛГМ".ДЕНЬ.
ЭДУАРД.ЛЕНОЧКА.БЛИНОВА.
Эдуард что то на ухо шепча Леночке, отчего она хохочет, выходит из главного зала галереи, проходит вместе с ней по коридору к кабинету. Блинова пытается обратить на себя внимание, но Эдуард делает вид, что очень сильно занят диалогом с важной клиенткой и пока не до них. Блинова прищуривается.
10. ИНТ.КАБИНЕТ ЭДУАРДА.ДЕНЬ.
ЭДУАРД.ЛЕНОЧКА.АССИСТЕНТ1.
Эдуард проходит в кабинет, с горящими глазами показывает Леночке работу, только что купленную у молодого художника, на которой изображены часы и глаза.
ЭДУАРД Ну, что ты скажешь?
(не дожидаясь ответа и реакции Леночки выплескивает информацию с напором и заговорчески)
Только из уважения к твоему мужу, отдаю лучшую работу в вашу частную коллекцию до выставки, даже никому еще не показывал, прямо из Европы, очень крутой голландский мастер.
ЛЕНОЧКА Ох, Эдуард, ну какой же ты душка, сколько стоит?
(в полном восторге)
ЭДУАРД для вас всего 500 тысяч. Если бы я это выставил в Манеже, там она стоила бы все полтора миллиона, но ты же знаешь, как я вас уважаю.
ЛЕНОЧКА Ну конечно-конечно, ты-лучший!
(выкладывает из сумочки наличку, Эдуард не пересчитывая, быстро кладет в ящик стола пачку денег)
ЭДУАРД Ну и славненько!
(Зовет ассистента кнопкой вызова. Ассистент 1 входит в кабинет)
ЭДУАРД Упакуйте пожалуйста в лучшем виде.
(держит радостную гримасу, хотя уже подустал. Как только она выходит, он снимает с себя гримасу «душки». Закуривает сигару, и разворачивается к окну.)
ЭДУАРД Вот дура!
Ассистент2 робко стучится в кабинет просовывая лицо в проем.
АССИСТЕНТ2 Можно?
ЭДУАРД Давай
не поворачиваясь
АССИСТЕНТ2 Художница-примитивистка Анастасия Блинова. Это лучшая из лучших. Этника сейчас в тренде.(к концу фразы голос почти затихает)
Ассистент понимает, что сейчас будет буря, хотя Эдуард стоит лицом к окну, его плечи поднимаются.
В кабинет входит Блинова улыбаясь. Эдуард как взвинченная пружина, резко разворачивается на каблуках проходит взглядом по картине, видит коня, горы и не обращая внимание на женщину извергает яростную тираду.
ЭДУАРД Да что же это! Вы с ума сошли?! Мне это предлагать?! Вы со своими помазушками лезете в лучший проект года!
ХУДОЖНИЦА БЛИНОВА
(Глаза художницы- шаманки утрачивают радость, она серьезно смотрит на галериста, без испуга прямо в глаза)
Ну вот и посмотрим сошла ли Я (акцент) с ума. Тебя уже предупреждали. Время тебе самому по-творить.
Блинова гордо уходит на улицу. Эдуард делает вид ассистентам, что он не понял о чем она, чокнутая говорит.
11. ЭКСТ. МОСКВА. СОВРЕМЕННАЯ УЛИЦА.ДЕНЬ.
БЛИНОВА. МАССОВКА ПРОХОЖИЕ.
Блинова выходит из галереи и разговаривает по телефону.
Блинова. Я честно пыталась достучаться, но похоже, все тщетно, он не слышит и не видит.
Блинова уходит вдоль по улице со своей картиной.
12. ИНТ.БОЛЬШОЙ ЗАЛ ГАЛЕРЕИ.ДЕНЬ.
ЭДУАРД, АССИСТЕНТ1, АССИСТЕНТ2.
Эдуард высказывает Ассистенту1 про выбор работ.
ЭДУАРД Ну сколько раз уже было сказано, что на работах нашей галереи строится трэнд всей Москвы. Мы формируем зрительские симпатии. Мы говорим какого художника покупать, а какого нет...
(Ассистент1 молча кивает, делая серьезный вид, полностью разделяя мнение Эдуарда)
Его речь прерывает другой ассистент, входя в зал.
АССИСТЕНТ 2
Простите, здесь коллекционер Галкин привез интересную работу и готов уже сейчас до выставки продать ее.
Эдуард с энтузиазмом выходит из большого зала в кабинет.
13. ИНТ.КАБИНЕТ.ДЕНЬ.
ЭДУАРД.КОЛЛЕКЦИОНЕР ГАЛКИН.
Эдуард встречает коллекционера Галкина
ГАЛКИН (55, ЛЫСОВАТЫЙ ПРОЙДОХА, СКРОМНО ОДЕТ, СУТУЛЫЙ, В КРУГЛЫХ ОЧОЧКАХ, ПОТЕРТОМ ПИДЖАКЕ)
ЭДУАРД О, какими судьбами?
ГАЛКИН Да вот прослышал что Вы графичную работу ищите, а у меня как раз такая есть, из Берлина привез еще в прошлом году. Работа немецкого мастера, мало известного.
Галкин распаковывает работу. На черном фоне серый треугольник. Галерист в восхищении.
ЭДУАРД За сколько отдали бы?
ГАЛКИН За полмиллиона, работа редкая, сами видите.
Эдуард молча из ящика стола достает деньги не торгуясь протягивает Галкину.
(Тот немного удивленно, не веря, что так легко все пройдет, засовывает деньги во внутренний карман пиджака)
ГАЛКИН С Вами приятно иметь дело.
Галкин довольный уходит.
14. ИНТ.ПИВНУШКА.НОЧЬ.
ХУДОЖНИК ФЕДОР ТИМОФЕЕВИЧ, КОЛЛЕКЦИОНЕР ГАЛКИН
Пивнушка. Маленькая дешевая забегаловка без стульев. Высокий стол, не слишком чисто. Вечером в пивнушке Галкин встречает художника Федора Тимофеевича, отдает ему деньги и, попивая пиво, они чокаются за то, что дело сделано и прошло на «ура».
ГАЛКИН Иду я по выставке и щелкаю все работы подряд, вдруг вижу молодой парень лет 16 дает интервью у своей работы, присматриваюсь - ничего так, сфоткал и дома решил скопировать, вспомнить так сказать былые навыки. И видишь, пригодилось. Главное, как все гладко прошло!
ХУДОЖНИЙ ФЕДОР ТИМОФЕЕВИЧ А мне то этого на полгода хватит, и кисти, и холсты куплю новые!
(радостно)
15. ЭКСТ. СОВРЕМЕННАЯ УЛИЦА.ДЕНЬ.
Утро. На улице осенний ливень. Мы видим дорогие магазины, бары, старинные здания. Эдуард идет по тротуару. Держа широкий черный зонт с портфелем в одной руке и телефон в другой, Эдуард приглашает на довыставочную продажу клиента.
ЭДУАРД Евгений Анатольевич, ну конечно, только для Вас, эксклюзивная работа из Европы, по снисходительной цене и до выставки.
Он, протискиваясь между припаркованных машин, собирается переходить дорогу, но настолько увлекается разговором, что наступает своим крайне дорогим ботинком в глубокую лужу и коротко ругается, продолжает говорить.
ЭДУАРД Шит
(отворачиваясь от телефона, чтобы клиент не слышал)
Ну Вы же знаете, у нас только оригинальные работы, никаких копий.
Затем проезжающая машина обливает Эдуарда водой, он в немой ярости, т.к. клиент еще на трубке. И вместо того, чтобы отступить на сухую часть дороги назад, и разъяренно ударяет по луже второй ногой, и идет вперед через дорогу, не смотря по сторонам, как всегда. Посреди проезжей части машина (спортивный Порш) на высокой скорости сбивает его и едет дальше. Эдуард остается лежать неподвижно под проливным дождем в луже, головой ударившись о тротуарный бордюр.
16. ИНТ.БЕЛЫЙ КОРИДОР ИЗ СВЕТА.ДЕНЬ.
ЭДУАРД. БЛИНОВА.
Яркий белый Свет. В этот свет вплывает почему-то лицо художницы Блиновой, она, улыбаясь с ним говорит из этого света с любовью, как мама в детстве.
БЛИНОВА Эдик проснись, дарю тебе белый – это цвет жизни. Это последний шанс. Надо творить!
Эдуард отмахивается от художницы.
ЭДУАРД Да Вы просто бездарность, Ваш белый свет никому не нужен, нужен графитный серый… только серый… Я сам писать больше не буду, хватило мне в детстве критиков...
Идет по коридору, где через мягкие стены сверкает множество лампочек белого света, видит Маляра.
МАЛЯР (МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК ПРИМЕРНО 30 ЛЕТ В БЕЛОМ КОМБИНЕЗОНЕ, С БЕЛЫМ ВАЛИКОМ, РАДОСТНО С ЭНТУЗИАЗМОМ КРАСИТ БЕЛЫЕ СТЕНЫ, ПРИДАВАЯ ИМ СВЕРКАЮЩИЙ ВИД).
Белый свет поглощает внимание Эдуарда, манит, но Эдуард, помня о выставке, недовольно ищет выход.
ЭДУАРД Где выход? Где я?
(недовольный, непонимающий)
Маляр улыбаясь машет, что ему дальше по коридору.
Эдуард идет по коридору и видит, что свет вокруг него меняется с белого на серый.
ЭДУАРД Ну что за хрень, где тут выход?! У меня выставка на носу, а вы шутки шутить!
Он начинает терять терпение и яростно пинает серую стену ногами, но поскальзывается падает. Свет меркнет.
17. ИНТ.БОЛЬНИчная палата.НОЧЬ.
ЭДУАРД. БЛИНОВА
Больничная палата на одного человека, светло серые стены. Кровать, стул, тумбочка. Много приборов, показывающих сердечный ритм, помогающих дышать-ИВЛ, аппараты жизнеобеспечения. Приборы в палате начинают пищать и показывать остановку сердца.
Мы видим руки (Блиновой) в шаманский браслетах на голове у Эдуарда. Сердце Эдуарда вновь начинает биться, приборы это подтверждают. Блинова сидит рядом с кроватью Эдуарда на стуле, берет по-матерински его руку, накрывает второй рукой, дует в эту сцепку рук воздух.
БЛИНОВА Эдик, живи новой жизнью. Не трать время на ветер, твои потомки просят. Тебе еще многое надо успеть.
18. ИНТ.БЕЛЫЙ КОРИДОР ИЗ СВЕТА.ДЕНЬ.
ЭДУАРД В ОБРАЗЕ РЕБЕНКА.
ЭДУАРД В ВОЗРАСТЕ 7 ЛЕТ, ОДЕТ В ТОТ ЖЕ ДЕЛОВОЙ КОСТЮМ, ЧТО И ГГ. ЭТО ДОБРЫЙ, ПРОЯВЛЯЮЩИЙ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ МАЛЬЧИК.
Эдуард в образе ребенка идет в белом коридоре, проявляет любознательность - трогает стены наощупь, удивляется, улыбается - ему все нравится. Он идет вперед, свет вокруг него меняется на зеленый и он начинает более отчетливо уже видеть в конце коридора природные пейзажи – горы и озеро, к которому он выходит.
19. ЭКСТ.ГОРНОЕ ОЗЕРО. ДЕНЬ.
ЭДУАРД В ОБРАЗЕ РЕБЕНКА. БЛИНОВА
Летнее Высокогорье - зелено. Озеро перед горами. Пустынно, на берегу озера стоят два мольберта с яркими красками. День. Солнечно.
На берегу озера стоит художница Блинова знаками приглашающая Эдуарда-ребенка порисовать вместе с ней. Он подходит и разглядывает с любопытством ее шаманский костюм и два мольберта с яркими красками. Блинова улыбается.
ЭДУАРД В ОБРАЗЕ РЕБЕНКА А что такое цвет жизни? А сколько их всего цветов? И откуда они светят? И каково их действие? И как это применить в жизни?
БЛИНОВА Хватит перескакивать с одного на другое, возьми что то одно и сделай до конца, будь мастером! Ты можешь творить живое! Ты художник!
ЭДУАРД В ОБРАЗЕ РЕБЕНКА А что значит живое?
БЛИНОВА Это, когда созданное тобой оживает, служит во благо людям, привносит развитие, новые смыслы и ценности для потомков.
Блинова загадочно улыбаясь молча начинает рисовать на своем мольберте белого коня в горах. Эдуард берет кисти, и начинает вместе с художницей, немного повторяя ее движения рисовать на своем мольберте белого кота в том же пейзаже, что и у художницы. Он ставит кисть на холст, смотрит на гору –т.е. что хочет нарисовать – форму и цвет, который ему нужен -и он сам появлялся на палитре, он кистью добавляет только штрихи. Блинова нарисовала белого коня у себя на холсте, подула на него, и он появился в этом мире. Мы видим белого коня, бегущего в гору. Эдуард делает тоже самое дует на картину и белый котик спрыгивает вниз и садится у его ног. Он удивленно смотрит на Блинову
ЭДУАРД В ОБРАЗЕ РЕБЕНКА Как оказывается радостно и легко! Как я раньше не додумался? Так я могу создавать что угодно!
БЛИНОВА Да. Только живое. Все, что нарисуешь будет появляться в настоящем и начнет жить. Научишь людей так творить?
Эдуард-ребенок восторженно закивал головой.
БЛИНОВА Просыпайся. Живи заново и не спеши.
20. ИНТ.БОЛЬНИчная палата.ДЕНЬ.
ЭДУАРД
Эдуард просыпается после комы в своей палате, лицо более не отображает недовольства. Взгляд фокусируется на всем белом: белое белье, белые шторы, луч солнца за окном – все вселяет оптимизм. Он начинает одеваться, встает с кровати. Раздается звонок мобильного. Голос Ассистента 1.
Ассистент 1. Эдуард, даже не знаю, как Вам сказать, в нашей галерее ночью был пожар и все сгорело. Все, и работы, и кабинет. Полиция работает уже.
ЭДУАРД Все понятно. Отменяйте выставку. Я еду.
(сухо, кладя трубку)
Да, говорил мне тот дед, что все потеряю, так и случилось.
21. ИНТ.БОЛЬШОЙ ЗАЛ ГАЛЕРЕИ ЛГМ.ДЕНЬ.
ЭДУАРД, АССИСТЕНТ1, ПОЛИЦЕЙСКИЙ.
Все обгорело, главный зал залит водой и пеной, кабинет взломан, сейфа нет, за столом полицейский пишет рапорт.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ.35 ЛЕТ, В ФОРМЕ, ДЕЛОВОЙ, ПРАГМАТИЧНЫЙ ЦИНИК
Полицейский Это Вы директор и владелец галереи?
Эдуард. Да я.
Полицейский Ознакомьтесь и распишитесь. Какой примерно урон? Застрахованы хоть?
ЭДУАРД. Нет. Да уже и не важно.
( не глядя подписывает протокол)
Это все уже не важно.
Эдуард садится в такси и уезжает. Достает из кармана визитку. По дороге вспоминая окончание командировки в Якутию.
22. ИНТ.ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ И СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА- ВХОД.ДЕНЬ.
ЗОЯ СЕМЕНОВНА, ЭДУАРД.
Флешбэк. Зоя Семеновна пытается объяснить почему не было продаж картин и дать Эдуарду телефон шамана.
ЗОЯ СЕМЕНОВНА Эдуард, Вы не расстраивайтесь так, у нас публика особенная, мы за модой не очень следим, вот и не было продаж, но я уверена, что в другом городе обязательно будет все хорошо.
ЭДУАРД Это уж непременно!
(зло)
ЗОЯ СЕМЕНОВНА И еще, знаете что, меня просили Вам передать вот этот контакт
(протягивает телефон на бумажке)
Это очень хороший шаман, он Вам поможет и с успехом, и со здоровьем разобраться, Вы бы поехали к нему подлечиться?
ЭДУАРД Да у меня все хорошо, и никакие шаманы мне не нужны! Дело в продажах и в критиках и все тут! Просто технология продаж и никакой магии!
(раздраженно, еле сдерживая гнев выходит из здания)
Садится в такси и уезжает в аэропорт.
23. ЭКСТ.ЭДУАРД ЕДЕТ В ТАКСИ В АЭРОПОРТ. ВЕЧЕР. ОСЕНЬ.
ЭДУАРД
ЭДУАРД Слушай да, не знаю на сколько.
( пауза)
Да, все закрыл. Мне наверное и в правду нужен отдых.
( пауза)
Ну и на Севере он тоже есть. Не волнуйся мам. Я дам тебе знать, как доберусь.
24. ЭКСТ. ЯКУТИЯ. ОЛЬТЕХСКИЙ НАСЛЕГ. ДЕНЬ.
ЭДУАРД. Шаман Хагыстай.
Эдуард едет на такси в Ольтехский наслег очень уставший, - виды по дороге: https://yandex.ru/maps/?l=sat%2Cskl%2Cstv%2Csta&ll=130.279689%2C62.163460&mode=routes&rtext=62.036239%2C129.735672~62.390283%2C131.020039&rtt=auto&ruri=~ymapsbm1%3A%2F%2Fgeo%3Fdata%3DCgo0MzE2NzYxNTI4ErUB0KDQvtGB0YHQuNGPLCDQoNC10YHQv9GD0LHQu9C40LrQsCDQodCw0YXQsCAo0K_QutGD0YLQuNGPKSwg0KPRgdGC0Ywt0JDQu9C00LDQvdGB0LrQuNC5INGD0LvRg9GBLCDQvNGD0L3QuNGG0LjQv9Cw0LvRjNC90L7QtSDQvtCx0YDQsNC30L7QstCw0L3QuNC1INCe0LvRjNGC0ZHRhdGB0LrQuNC5INC90LDRgdC70LXQsyIKDSEFA0MVp495Qg%2C%2C&z=7 . В малонаселенном поселке на берегу озера, выходя из своего бревенчатого дома его встречает Шаман Хагыстай. ( *Шаман Хабыстай жил в середине XIX в. во II Ольтёхском наслеге Боро- гонского улуса, ныне Усть-Алданского района. https://spetsialny.livejournal.com/567587.html - Легенда)
ШАМАН ХАГЫСТАЙ. 50 ЛЕТ, КРУПНЫЙ, ПЛОТНОГО ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ, СЕРЬЕЗНЫЙ, С ДОБРЫМИ ГЛАЗАМИ Одет в повседневную шаманскую одежду
Шаман Хагыстай. С приездом! Ты правильно сделал, что решился.
Эдуард. ( еще уворачиваясь от объятий и закрываясь от открытости шамана) Я честно пока не понимаю, как я решился и что я буду тут делать, но понимаю, что надо было что то менять в своей жизни. Надеюсь, что Вы мне поможете.
Шаман Хагыстай. Для этого я тебя и позвал. Все не просто.
Эдуард. Позвали? У меня никогда не было все просто, так что…
( улыбаясь)
Шаман Хагыстай. Отдохни с дороги, а я пока чаю поставлю.
25. ИНТ.ИЗБА ШАМАНА ХАГЫСТАЯ.ВЕЧЕР
ШАМАН ХАГЫСТАЙ. ЭДУАРД. СТАРАЯ ШАМАНКА ЁТЕХ, ЧЕРНЫЙ ШАМАН ЛЕОНТИЙ БЕХСЮЛЮЙ, ВОИНЫ ТАТТЫ ( 4)
Эдуард переодевается в свитер и садится к столу.Шаман Хагыстай наливает заботливо травяной чай.
Шаман Хагыстай. Мне нужно рассказать тебе одну древнюю историю. Когда то, когда еще предки якутов не дошли до реки Лены, в этой стране жило чужекровное племя хара сагыл.
Можно решить по разному: 1. Если есть бюджет – снять как историческое погружение. 2. Если нет бюджета, оставить как разговор за столом. 1 вариант: Мы видим происходящее. 10 век, старуху-шаманку, воровавшую еду с помощью вихревого ветра, ловившую рыбу на озере и воинов, поджегших ее дом и старика шамана, с красными от алкоголя глазами и дядя рассказчика, который пришел к старику, черному шаману домой и выплеснул на него воду, от которой старик вскоре зачах и умер. Голос ШАМАНА за кадром. 2 вариант: история за столом:
Шаман Хагыстай. Племя хара сагыл было малочисленное и особенно не увеличивалось, не размножалось. Они соединились и смешались с якутскими родами, и потомки их, очень немногочисленные люди, до недавнего времени вели кочевую жизнь, занимались охотой, а затем и вовсе уехали из этих мест. Тогдашние якуты называли эти поколения «ставшие ветром», или «развеянные ветром». В близи озера Балыктаах Эбэ жила одна старуха — шаманка из этого племени с девятью сыновьями. Эта шаманка тем жила и питалась зимой, что силою волшебства у проезжающих путников похищала на расстоянии вьюки и еду. А летом имела обыкновение ловить рыбу сетями па озере и этим кормилась. Однажды пришли из Татты воины и без малейшего промедления стали обстреливать горящими стрелами ее жилище. Когда они вошли в балаган, то там никого не оказалось. Тогда сказав: «Это они волшебством своим должно быть превратились в деревья, травы и разные вещи», — изрубили все начисто, что было в балагане с возгласом: «Победили, изрубили и уничтожили!» — сожгли до тла ее жилище и все, что было, а пепел развеяли. Только самому младшему из сыновей удалось убежать на восток в страну Лаамы. С тех пор разорение путников той шаманкой совсем прекратилось. Так, воины начали преследовать и истреблять племя «ставших ветром».
Спустя некоторое время этот бежавший сын вернулся опять в Ольтекский наслег, поселился там, народил детей. От него произошло потомство. Одного из его потомков, старика Леонтия Бехсюлюйэ, видел мой дядя примерно лет пятьдесят тому назад.
Тогда все говорили о нем: «Этот старик родовитый, потомок хара сагыл из старинного рода “ставших ветром”; он черный шаман-губитель.
С худыми, тяжкими словами, с огненными глазами, как только начнет камлать, так и виднеются огни его глаз; Мстя людям за разорение его рода, он шаманил для вреда людям и скоту и все боялись его. Возненавидев этого старика, мой дядя (старший брат отца) шаман Хагыстай, в честь которого меня и назвали, выплеснул на него «воду болезни и смерти» после чего тот ослаб, изнемог и, наконец, умер. А потомки его уже успели уехать и не переняли его дар. После его смерти от потомков «ставших ветром» в наших местах никого не осталось, как мы думали. Пока ты не появился в Якутске и духи не сказали мне, что в твоих жилах течет кровь хара сагыл. Теперь ты понимаешь, почему ты все теряешь?
Эдуард. Честно говоря пока не совсем.
Шаман Хагыстай. Смотри. Все в мире сбалансированно. Твои предки воровали чужое и приносили вред людям, а тебе приходится расплачиваться, неся эту трудную ношу. Поэтому у тебя не складывается все, ты один, ты много растрачиваешь, а главное, ты теряешь драгоценное время жизни, носясь за химерами. Это как борьба с ветром- бесполезно. Чтобы ты ни делал, ветер все унесет.
Эдуард. Вот интересно, и сколько же мне еще расплачиваться?
Шаман Хагыстай. Вот это мы завтра с тобой узнаем, когда пойдем к озеру на обряд. А пока ложись вон там, я тебе уже постелил.
Шаман тяжело вздыхает. Выключает свет и выходит из комнаты.
26. ИНТ. КОМНАТА ШАМАНА. НОЧЬ.
ШАМАН ХАГЫСТАЙ
Комната шамана полна различных предметов для его ремесла. Горит свеча ( тусклый свет). Шаман Хагыстай садится за свой стол и раскидывает камни. Читает их. Качает головой, понимая, что завтра тяжело видимо будет.
Шаман Хагыстай. Да, непросто будет, но это пора сделать, мне это бремя нести за дядю уже хватит, а то потомству не успею все передать.
Задувает свечу и ложится спать.
27. ЭКСТ. РАННЕЕ УТРО, БЕРЕГ ОЗЕРА.
ШАМАН ХАГЫСТАЙ, ЭДУАРД, СТАРАЯ ШАМАНКА ЁТЕХ, ЧЕРНЫЙ ШАМАН ЛЕОНТИЙ БЕХСЮЛЮЙ
Первый снег, берег озера Балыктаах Эбэ, где раньше обитала шаманка-старуха. Выкладывает несколько поленьев, подносит лучину, но она гаснет от ветра. Он кружится на месте, обрисовывая круд над костром. Снова пытается зажешь костер, но снова ветер задувает лучину. Шаман подходит к озеру и зовет дух шаманки-старухи. Он начинает бить в бубен и кричать ее имя. Эдуард стоит тихо рядом.
Шаман Хагыстай. Ётех. Ётех. Ётех.
(кричит - зовет шаманку в такт ударов бубна)
Шаман Хагыстай падает на колени перед озером, замолкает, плачет в трансе, громко кричит, плещет молоко в воду, подкармливая духов. ( Можем дать музыку).Затем встает и продолжает камлать, заходит за спину Эдуарда и начинает бить его колотушкой. Тот сначала съежился и обернулся в ужасе. Но увидел, что шаман в трансе и принял все как есть.
Шаман Хагыстай. Кричит. Ётех, мы пришли, чтобы простить друг друга, хватить воевать уже, прости нас, мы уже за это заплатили, и помоги твоему потомку и его потомкам перестать нести эту ношу. Достаточно! Хватит вражды! Хватит потерь. Ты слышишь?
Ветер поднимается на озере, показывая, что она слышит. Шаман Хагыстай снова зажигает лучину и на этот раз костер разгорается костер, камлает, Эдуард стоит возле костра. Костер взвивается вверх сильно. Внутри костра мы видим, как будто старуха шаманка Ётех утихомиривает своего потомка черного шамана ЛЕОНТИЯ БЕХСЮЛЮЙЭ- бьет по спине колотушкой, выгоняет бесов и потом обнимает. Затем оба исчезают. Костер опускается. Шаман в это время учащенно бьет в бубен. Затем все стихает. Он льет в костер молоко, дает Эдуарду вылить молока в костер и бросить туда мясо и печенье - задобрить предков.
Шаман Хагыстай. Мой дядя навлек на нас беду и я начал вместе с твоим родом нести потери. Нашим обоим родам пора пришла закрыть эту старую историю, мы сполна заплатили и пока у нас еще есть время, и мы сможем завести потомство, не передавая им этот тяжкий груз, я решил действовать. Но я совсем не предполагал, что, приехав сюда ты ускорил течение времени, и сама земля запустила механизм балансировки и ты с усиленной скоростью начнешь все терять. Понимаешь теперь, почему ты мне был нужен? Без тебя бы я не справился.
Эдуард. Да, понимаю. У меня много видений прошло перед глазами, когда я смотрел на костер, я все видел, я все понял. Благодарю Вас.
Шаман Хагыстай. Не мудрено, что ты видел, у тебя есть определенные способности, коль ты из этого рода. И если захочешь, ты можешь их развить.
Эдуард. Ну уж нет. Хватит в нашем роду шаманов. Мне как-то еще со своей жизнью разобраться надо и жить научиться по-другому. Я ведь, действительно, не жил, все суетился, перескакивал с темы на тему, с одного события на другое и ничего не заканчивал. И потерь было столько, что и не сосчитать.
И женщины меня не любили, и никогда я не их любил и не был счастлив. Словно какой-то замороженный, бесчувственный был. Но теперь я свободен, как ветер.
Шаман Хагыстай. Если ты оседлаешь энергию ветра, унесешься далеко вперед, дерзай! А главное твори!
Энергия. Столько планов, столько идей!
28. ИНТ.ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ И СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА.БОЛЬШОЙ ЗАЛ ГАЛЕРЕИ.ДЕНЬ.
ЭДУАРД, МАССОВКА - НАРЯДНО ОДЕТЫЕ ЛЮДИ, РАБОТНИК КУЛЬТУРЫ- ЗОЯ СЕМЕНОВНА, ЭРЖЕН - МОЛОДОЙ ХУДОЖНИК
Многолюдная художественная выставка, участники - разные галереи. Отсек выставочной площади: высокая белая стена с работами художников. Вывеска: Лучшая Галерея Москвы. В углу небольшой столик и ваза с синими большими цветами, над ним инсталляция: фото Эдуарда, часы и надпись: "время творить жизнь". Ходят фотографы, репортеры, люди разных возрастов. Красивая девушка с голубыми глазами. Мы видим работу питерского художника Зэро - «Пятна», где в центре белое большое пятно, и затем на работу Блиновой – «Белый Конь» - ту самую, которую она рисовала в коме Эдуарда и работа Эржена, который стоит рядом с ней довольный.
Эдуард в новом облике кежуал, рядом у ног - белый кот. Эдуард общается с посетителями его экспозиции, наставляя молодежь. Галерист без прежнего пафоса рассказывает молодым посетителям о работах.
ЭДУАРД Белый – это цвет жизни! Он символизирует свет творца. (показывая рукой на работу питерского художника Зэро- «Пятна»)
Где-то звучит музыка. Он пританцовывает, он счастлив, на него смотрит молодая красивая посетительница и он продолжает:
Тема моей работы (показывая на свою инсталляцию)- живое искусство. Оно оживает, когда художник живет ярко и вносит новые смыслы для потомков, чтобы они дальше развивали тему и привносили свои идеи!
Девушка улыбается Эдуарду, а он ей. Началась новая история.