Два рейса в Токио
Начало смотри здесь
После возвращения из рейса «Русская Америка - 1991» постояли 2,5 недели во Владивостоке, из которых мне удалось побывать дома 2,5 выходных. Только что списав переменный состав — курсантов, начали оформлять московских детей (еще пионеров и комсомольцев), организованных газетой «Комсомольская правда» для поездки в Японию.
И вот в конце октября, приняв на борт ораву неорганизованных орущих от восторга молодых пионеров, непонятно по какому критерию отобранных из всего количества москвичей, около сотни курсантов (чтобы было кому «веревки дергать» — паруса поднимать-спускать, ставить-убирать), красавица «Паллада», плавно отойдя от причала, взяла курс на Сангарский пролив.
Неторопливо, «по-хозяйски», пробежав по северной части Японского моря под всеми парусами курсом в левый галфвинд, через двое суток экипаж услышал объявление капитана: «Поздравляю экипаж и команду - последний пролив Японского моря пройден нами под парусами»! В ответ раздалось нестройное «Ура-а-а-а» приходящих в себя молодых шалопаев, которые только сейчас начали понимать, куда они попали.
Пройдя пролив, «Паллада» повернула на юг вдоль восточного побережья Японии, держа курс в столицу страны восходящего солнца Токио. Кругом одни красоты — по левому борту Великий Океан, который Магеллан назвал Тихий, по правому борту берега самого большого японского острова Хонсю, на мачтах и реях вывешена вся парусина, кораблик бежит себе в волнах «на раздутых парусах» «не терзая винтами воды!» … Юнги, получившие уже это высокое первое морское звание, занимаются по планам своих руководителей и штурманов. Изучают устройство судна, его парусное вооружение, привыкают к ранее непонятным терминам: рангоут, такелаж, бушприт, ванты, штаги и бакштаги… а уж когда зазвучит по громкой: «Аврал, все наверх, реи брасопить, паруса поднимать, ставить!», тут уж совсем мозги у молодых наперекосяк. Команды с мостика летят одна за другой: «Фок, грот ставить! Гитовы, гордени отдать, шкоты выбирать, галсы травить...» «На бом-брам-стаксели фалы и ниралы стоять!» «Трави нирал, пошел фал!»… И так до тех пор, пока корабль не оденется во все свое белоснежное облако парусов. Не зря еще древние говорили: в мире есть три прекрасные вещи: лошадь, несущаяся на всем скаку, женщина, танцующая на столе и корабль, идущий под всеми парусами!
Пришли в Токио, оформили приход у доброжелательных еще в то время японских властей, так как визит был согласован через МИД обеих стран. «Выгрузили» мореманов - юнг, вахта заступила по швартовному расписанию и свободные члены экипажа, и курсанты тоже побрели знакомиться с таинственной японской столицей.
Можно многое описывать из красот и чудес этой далекой страны «восходящего солнца», но из опасения утомить читателя подробностями, описанными многими описателями японских культуры, традиций, обычаев… мы здесь не будем повторяться. Самыми запомнившимися объектами Токио оказались, конечно же, императорский дворец, висячие сады…
Взаимные приемы, экскурсии, банкеты, фуршеты… занимали все дни пребывания в порту. Вахты экипажа и курсантов менялись согласно расписаний, увольнения на берег проводились еще по советским нормам: курсанты — пятерками, рядовой состав команды — тройками под руководством членов комсостава. Но тем не менее, успели многое посмотреть, во многих интересных местах побывать, попить знаменитого фирменного пивка «Асахи».
Вдоволь нагулявшись, всего японского насмотревшись, собрались отплывать в родную сторонку, нагрузившись подарками, сувенирами, японскими чудесами электроники, особо видеотехники.
Вернувшись в родной порт Владивосток, наконец то списали всех пионеров, курсантов, некоторых членов экипажа — в отпуск, отгулы и… на борту наступила непривычная тишина. Впереди кругосветное плавание, регата «COLUMBUS REIS-92-500», посвященная 500-летию открытия Американского континента Христофором Колумбом! По сему поводу, оставив за 2 года по корме 7 рейсов и десятки тысяч морских миль, Паллада встала в судоремонтный завод на послегарантийный и текущий навигационный ремонт.
Полтора месяца, до Нового 1992-го года, жизнь корабля протекала размеренно и спокойно. За всю мою службу на фрегате это был самый длительный междурейсовый перестой. Вахты сменялись по графику, выходные и праздничные дни проводились в семьях, ремонтные работы производились в рабочее время… Но все-таки ближе к Новому году в воздухе «запахло морем»! Все уже начинали понимать, что скоро уйдем далеко и надолго и старались закончить все земные дела на берегу.
И ваш покорный жизнеописатель тоже закончил наконец-то свою службу в ВМФ СССР! Приказом министра обороны СССР № … от 02.11.1991 капитан 2 ранга Сегаль Л.Е. был уволен в запас по ст. 59 п. «в» с правом ношения военной формы одежды! И 14.12.1991 исключен из списка личного состава части и… бегом в военкомат оформлять пенсию, которую надо было успеть оставить семье на долгие месяцы кругосветного плавания. И ведь успел же!
Но проводив старый и встретив Новый год, 2 января весь экипаж собрался на борту «Паллады» и капитан объявил, что следующий рейс мы делаем дубль 2 — Токио! Но теперь везем уже своих дальневосточных детей — отряд из лагеря Океан и (совсем неофициально, почти шепотом) нескольких детей членов экипажа. Повезло и моей дочери Веронике, которая вернувшись с рейса и опоздав с зимних каникул в школу на третью четверть, долго доказывала учителям, что она с папой была в Японии… в Токио. В школу вызвали родителей и пришлось доказывать, что ребенок говорит правду. И поверили только после документального подтверждения — групповой фотографией наших и японских детей на фоне борта корабля с надписью: «Паллада».
Сбегали знакомой дорогой, вернулись, загрузили снабжение — продукты на почти 200 человек, пресную воду, топливо… и 3-го февраля 1992-го года «Паллада», под ставший уже традиционным марш «Прощание славянки», скромно отошла в более чем полугодовой рейс. Этот день стал последним бритвенным днем вашего покорного жизнеописателя — больше я уже не брил свою шкиперскую бороду.