Эстония возглавит грандиозный проекта в рамках "зеленого курса" ЕС. Не постигнет ли его участь злополучной Rail Baltica?
Финский инновационный центр Clic Innovation сообщил о запуске проекта по созданию трансграничной "водородной долины" на Балтике – BalticSeaH2. В проекте будут участвовать девять стран – Финляндия, Эстония, Германия, Дания, Норвегия, Швеция Польша, Латвия и Литва. Однако ключевые обязанности возьмут на себя Таллин и Хельсинки.
Официальная цель проекта – обеспечить энергетическую самодостаточность региона и минимизировать выбросы углерода в рамках политики декарбонизации Евросоюза. Ожидается, что ежегодное производство H2 в "водородной долине" достигнет 100 тыс. тонн.
Запуск строительства назначен на начало июня. По информации Clic Innovation, вся необходимая инфраструктура, включающая газопроводы, электросети и развитую сеть морского транспорта, уже имеется в Финском заливе. А вот средства на строительство объекта Таллин и Хельсинки возьмут из фондов ЕС – на реализацию проекта выделено 25 млн евро.
Подобные грандиозные проекты уже пытались реализовать в странах Балтии – увы, совсем не успешно. Разрекламированную высокоскоростную колею Rail Baltica не могут достроить уже 15 год. Завершение проекта неоднократно переносилось, на него то и дело не хватало средств – выделенных Евросоюзом 7 млрд оказалось мало.
Вот и "водородная долина" нужна Эстонии ради пиара. Ключевую роль в строительстве объекта сыграют совсем другие страны, заявил Baltnews руководитель центра белорусских исследований Института Европы РАН, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич.
"Наработки Финляндии, Швеции, безусловно, Дании, в этом вопросе весьма существенны. А вот роль Эстонии, Латвии и Литвы здесь минимальна: под их участие в проекте выделяют дополнительные деньги, но технологически там нет никаких оснований для прорывных технологий. Поэтому это все бессмысленный разговор. Эстонцы [в этом проекте] могут быть на субподряде, на каких-то даже вторых, а может даже и третьих ролях", – сказал Межевич.
По мнению эксперта, Эстонии (и в каком-то смысле Финляндии), просто нечем похвастаться, поэтому она с таким воодушевлением заявляет о своем участии в очередном "престижном" проекте, тем более, что он находится в русле "зеленой повестки" ЕС. А таких проектов в ее "послужном списке" много.
"Речь идет не только о Rail Baltica, строительство которого затянулось уже даже не на несколько лет, а на несколько десятилетий. Одновременно с "водородной долиной", в Эстонии обсуждается проект атомной станции или, как они говорят, "проект атомной станции малой мощности". Эта идея периодически возникает и исчезает в местных СМИ в течение 20 лет. Но если присмотреться к динамике процесса – почему она возникает и исчезает, мы увидим, что это напрямую связано с политическими циклами [в Эстонии] и экономикой. То есть, когда жить становится плохо, падает рынок недвижимости и растут цены на продукты питания, тогда население нужно чем-то отвлечь. Ну а чем отвлечь? Вот таким вот безумным проектом. Полет в космос, осушение Тихого океана – что-то в этом роде. Кстати, в соседней Финляндии ситуация примерно такая же, поэтому они работают на одну линию", – заключил Межевич.