Найти в Дзене
MR7.ru — Мой район

Перехватывающие парковки. Почему пустуют те, что есть — и нужно ли их Петербургу ещё больше

Оглавление
   Перехватывающая парковка у ж/д станции «Царское Село». Фото: Анна Мотовилова / MR7
Перехватывающая парковка у ж/д станции «Царское Село». Фото: Анна Мотовилова / MR7

СПРАВКА

Перехватывающая парковка бесплатна, если водитель в конце дня подтвердит, что как минимум дважды пользовался общественным транспортом. Для этого необходимо приложить к паркомату «Подорожник», БСК или «Единую карту петербуржца». Бесплатный режим действует при въезде с 6:01 до 20:00 и выезде до 23:59. Во всех остальных случаях парковка автомобиля на «перехвате» обойдётся в 25 рублей в час.

На таких парковках есть места для велосипедистов и людей с инвалидностью, которые бесплатны всегда.

Петербургские «перехваты» сегодня

Сейчас в Петербурге 20 перехватывающих стоянок в девяти районах города: Выборгском, Калининском, Кировском, Красногвардейском, Московском, Невском, Пушкинском, Приморском и Фрунзенском. А могло бы быть уже не меньше 40, если бы планы городской администрации сбывались.

Новые перехватывающие стоянки открывались зимой 2022-го — рядом с метро «Рыбацкое» и «Старая деревня», а также рядом с ж/д станцией «Царское Село». И ещё одну запустили в январе 2023-го, у метро «Шушары», рядом с выездами на КАД и Софийскую улицу.

На вторую половину 2023-го запланировано открытие дополнительного «перехвата» у метро «Шушары». Кроме этого, «Центр управления парковками» рассказал о проектировании ещё нескольких стоянок: у метро «Проспект Большевиков», «Пушкинская», «Рыбацкое», «Удельная» и на проспекте Энергетиков. У «Рыбацкого» планируют создать целых два новых «перехвата» — их проектирование должно завершиться к ноябрю 2023.

На сегодня под новые перехватывающие парковки зарезервировано 50 земельных участков — сообщили в Центре управления парковками MR7.

Перехватывающая парковка у м. «Волковская». Фото: Анна Мотовилова / MR7
Перехватывающая парковка у м. «Волковская». Фото: Анна Мотовилова / MR7

Обзор перехватывающих стоянок

Корреспондент MR7 объехала шесть адресов с перехватывающими парковками у четырёх станций метро и у вокзала в Пушкине.

На старте эксперимента мы пользовались «Яндекс Картами», сделав запрос «перехватывающие парковки». Но первый же адрес (у метро «Проспект Славы») оказался недостоверным: вместо парковки мы нашли там девственное поле зелёной травы. Поэтому дальше пришлось пользоваться таблицей и картой «Центра управления парковками», которые представлены в не самом удобном формате.

Поначалу все парковки мы обнаруживали буквально пустыми. Бывало и так, что коммерческая парковка по соседству забита, а перехватывающая пуста. Или десятки машин — плотным строем стоят вдоль дороги, а на «перехвате» — никого.

Автоэксперты вовремя подсказали, что имеет смысл проверять такие парковки утром и в полдень: вечером они не так актуальны для горожан. Действительно, днём нам удалось найти и очень востребованные адреса.

Далее — читайте обзор от MR7 и экспертную оценку ситуации в целом. Среди узких мест, которые мы выявили: неудобное расположение, разночтения в картах, одни парковки переполнены, другие пусты.

Станция «Царское Село»

5 минут пешком без учёта ожидания на ж/д переезде

«Перехват» в Пушкине. Фото: Анна Мотовилова / MR7
«Перехват» в Пушкине. Фото: Анна Мотовилова / MR7

В целом наш интерес к перехватывающим парковкам начался с ситуации в Пушкине, на которую нам пожаловались местные жители. Парковка у станции «Царское Село» рассчитана на жителей Пушкина, Славянки, Тярлево, Павловска и других населённых пунктов в округе. Но по факту она пуста. Почему?

„«Хочется в суд подать за разбазаривание денег (метафора — ред.) на тех, кто перехватывающую парковку там сделал. Чтобы до неё доехать из Славянки, надо сначала простоять в пробке, потом сделать сложный поворот налево: без светофора, сквозь встречку и автобусы справа.

Потом ещё пройти обратно, пешеходного перехода нет.

Чтобы доехать из Пушкина — нужно миновать ж/д переезд. Электрички ходят иногда раз в 10 минут, это только в одну сторону. Каждый раз переезд закрывается, скапливаются десятки машин. Эта парковка — деньги в ничто! Мерзкое место», — написала нам жительница Пушкина Ольга Левичева.

Автомобильный маршрут к "перехвату" со стороны Пушкина. Скриншот 2gis.ru
Автомобильный маршрут к "перехвату" со стороны Пушкина. Скриншот 2gis.ru

Побывав на месте, мы увидели и оценили проблему. Парковка расположена через ж/д переезд от вокзала. То есть если человек из Пушкина — ему нужно сначала переехать через пути, а потом вернуться пешком обратно, чтобы купить билет и сесть на электричку — возможно, пропуская поезда.

Нет ни одного пешеходного перехода к этой парковке — необходимо перебегать дорогу перед машинами и автобусами.

Мы пришли к ней около 20:00 и увидели только один автомобиль. Местные говорят, что такая картина здесь примерно всегда.

Очередь у ж/д переезда со стороны Славянки. Фото: Анна Мотовилова / MR7
Очередь у ж/д переезда со стороны Славянки. Фото: Анна Мотовилова / MR7

Ещё один нюанс, который раздражает пушкинцев, которые пробовали пользоваться «перехватом»: поездки на электричке не считаются, нужно подтверждать, что ездил на автобусе или метро.

В Центре управления парковками развели руками: «в Петербурге электричка не является городским видом транспорта».

Волковская

2 минуты пешком до метро (напротив дома на ул. Касимовской, 10).

С точки зрения пешехода расположена очень удобно. Автомобилистам в зависимости от того, откуда они добираются, может быть необходимо сделать крюк. Рядом несколько линий ж/д путей, но машины проезжают мимо них под мостом, ждать ничего не нужно.

Тем не менее парковка пуста даже в разгар дня. Мы нашли на ней всего один автомобиль.

Скриншот 2gis.ru. Фото: Анна Мотовилова / MR7

«Купчино»

Здесь расположен востребованный транспортный узел: это и станция метро, и станция электричек, и остановки других видов транспорта, и съезд с КАД. Утром тут проходит большой поток людей, которые направляются по делам в центр из удалённых районов Петербурга и из Ленобласти.

Рядом с метро «Купчино» — целых три перехватывающие парковки.

Витебский проспект, 108 а (немного в сторону Шушар от входа в метро).

2 минуты пешком до метро

В любое время дня в этой части Витебского проспекта можно найти хаотичную парковку просто вдоль дороги.

«Перехват» вечером мы обнаружили пустым: были заняты всего 3 места из 99. Днём же, около 14:00, парковка была занята примерно на четверть.

«Перехват» на Витебском, 108а в разное время суток и хаотичная парковка вдоль дороги. Фото: Анна Мотовилова / MR7

Витебский проспект, 108, а, б (немного в глубь города от метро)

3 минуты пешком.

Днём эта парковка была заполнена под завязку: всего 2 свободных места из 97.

«Перехват» на Витебском, 108а, б. Фото: Анна Мотовилова / MR7. Скриншот: карта Центра управления парковками в конструкторе «Яндекс карт»

Балканская площадь, 5, о

5 минут пешком до метро.

Специальной символикой и оборудованием «перехвата» здесь обладает только одна парковка, она же отмечена на сайте Центра управления парковками — на 58 мест, с заездом со стороны Дунайского проспекта и Малой Балканской.

Однако карты 2gis обозначают как «перехват» и соседнюю парковку — на 70 мест, с заездом от торгового центра. Даже есть отзыв: «Удобная бесплатная дневная парковка».

Впрочем, на ней нет отличительных признаков «перехвата». Кроме шлагбаума и будки охранника, это символика «Центра управления парковками», Z, электронное табло с количеством свободных мест, светофор, автоматизированная система оплаты и валидатор для «Подорожника», дорожные знаки, которые указывают разрешённое направление движения. В некоторых случаях рядом указатель «Перехватывающая парковка» с её названием.

В «Центре управления парковками» подтвердили MR7, что по этому адресу только один «перехват».

Так или иначе, парковка с заездом от ТЦ обычно полна, а перехватывающая с заездом со стороны Дунайской — полупуста.

Перехватывающая парковка на Балканской в разное время суток. Фото: Анна Мотовилова / MR7. Скриншот карты 2gis.ru (выделена нужная стоянка).

Топ самых востребованных «перехватов»

(по данным «Центра управления парковками»)

  • п. Шушары, Автозаводская ул., уч. 5 (м. «Шушары»);
  • Тепловозная ул., восточнее дома 33, к. 4 (м. «Рыбацкое»);
  • Гражданский пр., у дома 116, к. 1 (м. «Гражданский проспект»);
  • пр. Просвещения, у дома 30, к. 1 (м. «Проспект просвещения»).

Их средняя заполняемость с учетом выходных составляет 85%. В целом по городу этот показатель — 65%.

Топ самых пустующих «перехватов»

(по данным «Центра управления парковками»)

  • Касимовская ул., напротив дома 10 (м. «Волковская»);
  • ул. Салова, у дома 70 (м. «Бухарестская»);
  • Фарфоровская ул., севернее дома 14 (м. «Ломоносовская»).

Автоэксперт Дмитрий Попов: «Перехватывающих парковок недостаточно!»

— Я сам всегда говорил, что у нас перехватывающие парковки не заполнены и народ ими не пользуется. И тут неожиданно для себя я обнаружил, что у станции метро «Купчино» перехватывающая парковка заполнена почти на 100%.

На самом деле перехватывающих парковок недостаточно, мест на них мизерное количество. Мы организуем их, чтобы люди не ехали в центр на своих авто, а оставляли их и пользовались общественным транспортом. У нас есть зона платной парковки, и по нормативу 15% мест на ней должны быть свободны. Мы должны посмотреть на количество платных парковочных мест, посчитать от него 15% — как минимум столько должно быть мест на перехватывающих парковках.

ЦИФРЫ

В Петербурге насчитывается 85 000 мест на платных парковках в центре города. Если по нормативу 15% должны быть свободны, речь о 12 750 мест. Как минимум столько должны вмещать перехватывающие парковки. А сейчас их хватит максимум на 2073. И это расчёт без учёта платной парковочной зоны в Петроградском и Василеостровском районах, которая будет открыта уже в этом году.

Сейчас около 2000 мест на «перехватах» во всём городе. Это равно количеству автомобилей, которые проезжают в утренний час-пик в створе Невского проспекта за 40 минут. Это ни о чём. Даже если 2000 машин оставили люди, которые ехали по двое-трое, это в пределах 6 000 человек. А метрополитен в сутки осуществляет 2 000 000 корреспонденций.

Есть две трудности в создании перехватывающих парковок. Во-первых, мало земли принадлежит городу и государству, много территорий, которые принадлежат кому-то — торговым комплексам, например. Во-вторых, у нас в большинстве своём очень сложная ситуация с сетями под землёй. В теории можно было бы строить больше подземных паркингов, но часто это невозможно. Под свободными участками проходят коммуникации.

Я думаю, необходимо договариваться с застройщиками, которые работают в рамках инвестиционных проектов. Строит кто-нибудь новый торговый комплекс — надо замотивировать его предоставить свою парковку для перехвата. Строит магазин формата «у дома», а мы говорим: на первом этаже у тебя, дорогой товарищ, магазин, а на втором-третьем обустрой, пожалуйста, перехватывающую парковку. Почему нет? И волки сыты, и овцы целы.

Фото: Анна Мотовилова / MR7
Фото: Анна Мотовилова / MR7

Автоэксперт Святослав Данилов: Парковки и общественный транспорт необходимо делать удобнее

— Парковка парковке рознь. Есть перехватывающие парковки, на которых мест не хватает. Например, насколько я знаю, в Кировском районе и рядом со станцией «Ладожская», когда метро не закрыто на ремонт.

Но в целом я согласен: особой популярностью у петербургских водителей перехватывающие парковки не пользуются. В силу тех причин, что дальше человека ждёт трудная транспортная логистика. Некоторые парковки находятся далеко от метро. До него ещё нужно добираться, тратить время на наземный общественный транспорт, что совершенно людей не устраивает.

С другой стороны, зона платной парковки сейчас расширяется, и, конечно, петербуржцы будут вынуждены больше пользоваться перехватами. Это мы почувствуем, когда платной станут Петроградская сторона (с 1 июля 2023 — ред.) и Васильевский (с 1 октября — ред.).

„Перехватывающие парковки необходимо делать удобнее, ближе к метрополитену, придумать новые льготы для автовладельцев, чтобы они более охотно пересаживались на общественный транспорт.

Это могут быть коллаборации с крупными заправочными брендами: сделать купон на скидку на топливо для тех, кто пользуется перехватывающими парковками. Чем больше пользуешься общественным транспортом, тем больше бонусов при покупке бензина получишь. Это как вариант, я фантазирую.

Люди будут пересаживаться с личного транспорта на общественный, когда он станет удобным, просторным, на нём можно будет доехать до дома. Здесь огромная задача в развитии сети метрополитена и транспортной инфраструктуры в целом.

Центр управления парковками сообщил MR7, что петербуржцы могут присылать свои предложения по работе перехватывающих автостоянок в конкретной и обоснованной форме на адрес электронной приёмной комитета по транспорту.

А как «у них»?

Москва. Бесплатные условия на перехватывающих парковках действуют для пассажиров метро и городского ж/д транспорта (МЦК, МЦД). Необходимо пользоваться именно ближайшей станцией к вашей парковке. Платное размещение авто стоит 50 рублей в час днём и 100 рублей за всю ночь с 22:00 до 6:00. Наличие свободных мест можно проверить заранее на сайте «Московского паркинга». Всего перехватывающих стоянок в городе 85.

Беларусь, Минск. Платная парковочная зона в центре города действует только на некоторых улицах и в будние дни, с 9:00 до 18:00, в остальное время все парковки бесплатны. Перехватывающих стоянок всего три. Некоторые эксперты отмечают, что они не пользуются спросом из-за неудобного месторасположения. Тем временем появляются «народные» перехватывающие парковки у торговых центров рядом с метро: по утрам люди оставляют машины там.

Финляндия, Хельсинки. Перехватывающие парковки называются Park and Ride. Иногда они бесплатны, иногда за небольшую по местным меркам плату. Если парковка платная, необходимо подтвердить поездки на ж/д транспорте, чтобы получить скидку. Разработаны гайды по парковкам на разных языках, в том числе на русском. Существуют «автогостиницы», где можно на специальных условиях оставить машину на зиму.

Эстония, Таллин. Здесь это тоже называется Park and Ride. Перехватывающие парковки и проезд на общественном транспорте бесплатны — как для водителя, так и для всех его пассажиров. Семья, компания друзей или коллег может использовать одну проездную карточку на всех, на ней необходимо иметь небольшой залог денег. Свободные места на парковках можно видеть на сайте в режиме реального времени. Сейчас перехватывающих парковок в Таллине пять.

Актуальные адреса перехватывающих парковок в Петербурге

м. «Политехническая» — у дома 29, лит. П, по Политехнической улице.

м. «Ломоносовская» — Фарфоровская ул., уч.1 (севернее дома 14,лит.Ж по Фарфоровской ул.).

м. «Проспект Просвещения» — у дома 30, корп. 1, по проспекту Просвещения

м. «Купчино» — западнее дома 108, лит. А, по Витебскому проспекту

м. «Купчино» — у дома 5, лит. О, на Балканской площади.

м. «Купчино» — у дома 108, лит. А и Б, по Витебскому пр.

м. «Гражданский проспект» — у дома 116, корп. 1, по Гражданскому проспекту.

м. «Бухарестская» — у дома 70, лит. А, по улице Салова.

м. «Ладожская» — у дома 65 по Заневскому проспекту.

м. «Ленинский проспект» — у дома 16 по проспекту Народного Ополчения. м. Кировский завод — у дома 47, лит. Ф, по проспекту Стачек 50.

м. «Волковская» — напротив дома 10 по Касимовской улице 151.

м. «Проспект Большевиков» — северо-западнее дома 2 по проспекту Пятилеток 85.

м. «Обухово» — у дома 27 лит. А по ул. Грибакиных 330.

м. «Проспект Ветеранов» — у дома 71 по бул. Новаторов со стороны Дачного пр. 55.

м. «Рыбацкое» — Тепловозная улица (восточнее дома №33, корп. 4, литера А).

м. «Старая Деревня» — Торфяная дорога (южнее дома №7, литера Б).

ж/д станция «Царское Село» — Удаловская улица (западнее дома №19, корп. 2, литера А по Удаловской улице; южнее пересечения Новодеревенской улицы и Удаловской улицы).