Найти тему
ПсковГУ

«Каждая эпоха оставляет свой миф о Пушкине»: преподаватель ПсковГУ рассказала, откуда пришло выражение «Пушкин – наше все»

«Пушкин – наше все…»! Наверное, не найдется русского человека, которому не было бы известно это выражение. Мы встречаем эту крылатую фразу ежедневно: ее использую учителя на уроках литературы, филологи – на тематических встречах, да и просто люди в разговоре друг с другом. Но что же мы подразумеваем, произнося ее? Почему Александр Пушкин – «все» для русского человека? И что вообще включает в себя это «все»? На эти вопросы в преддверии празднования 223-летия со дня рождения великого русского поэта и писателя ответила доцент кафедры литературы ПсковГУ Нина Цветкова.

По мнению филолога, «Пушкин – наше все» – это одна из составляющих пушкинского мифа. Это представление о поэте его современников, людей последующих поколений и последующего времени – возникает тогда, когда происходит какой-то момент стремления к самоидентификации русского человека, это обостренный момент самосознания.

Начинается осмысление поэта еще при его жизни. Появляются критические статьи, которые позволяют современникам проследить эволюцию творчества Александра Сергеевича, - отметила Нина Цветкова. - В этом очень преуспели любомудры Дмитрий Владимирович Веневитинов, Степан Петрович Шевырев. Они пытались осмыслить, как развивается Пушкин, говорили о народности Пушкина. Народность – это критерий, который стал определяющим в восприятии Пушкина – творца, его личности. Самые интересные восприятия будут касаться проблемы народности.

-2
-3

Одна из таких статей принадлежит Николаю Гоголю (1832 г.): «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте»; «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».

Николай Гоголь, рассказывает преподаватель, в этой статье серьезно размышляет, в чем народность и национальность Александра Пушкина. Он говорит о том, что поэт был национален потому, что «истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа. Поэт даже может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами всего народа, когда чувствует и говорит так, что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами».

-4

Нина Викторовна отметила, что Николай Гоголь был человеком, который любил Пушкина, боготворил его и считал, что именно Александр Сергеевич дал толчок его художественному развитию.

После смерти поэта к Пушкину обращался знаменитый критик Виссарион Григорьевич Белинский: «Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы неверно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна никогда не выскажет всего».

-5

В высказывании Белинского звучит очень важная и глубокая мысль: каждая эпоха оставляет свой миф о Пушкине, свое восприятие творчества, личности этого человека, и всегда хочет оставить. Это желание связано с особой личностью и тайной Пушкина, - подчеркивает Нина Цветкова.

Преподаватель добавила, что после Виссариона Белинского о великом русском поэте писал Аполлон Александрович Григорьев. Именно ему принадлежит крылатое выражение «Пушкин – наше все»: «Пушкин - представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другим миром. Пушкин - пока единственный полный очерк народной личности... полный и целый, но еще не красками, а только контурами набросанный образ нашей народной сущности...».

-6

Аполлон Григорьев приближается к раскрытию тайны, почему каждая эпоха обращается к Пушкину, отметила преподаватель. По словам Нины Викторовны, каждая эпоха в развитии русской культуры чувствует потребность в разгадке не только пушкинской тайны, но и собственной души, собственных поступков и желаний. Это связано с творчеством, личностью, биографией Александра Пушкина, с его поступками, которые перед нами все дальше раскрываются, когда мы начинаем читать не только хрестоматийные тексты.

-7

Тогда Пушкин нас увлекает, и мы хотим сами себя в большей степени познать, - подчеркнула Нина Викторовна. - Аполлон Григорьев показал, что Пушкин остался самобытным, приняв какое-то влияние, какое-то очарование европейской культуры. Он померился с художественными типами Европы и остался самобытным национальным русским писателем. Он не потерял свою творческую самостоятельность.

Традицию восприятия Аполлона Григорьева во многом разделит Федор Михайлович Достоевский. Для него открывается в творчестве писателя нечто новое – нечто пророческое. Достоевский соотносит героев Пушкина с людьми русской жизни.

-8

Федор Достоевский считал, что Россия сможет преодолеть все свои препятствия и трудности в том случае, если образованное русское общество и народ будут двигаться друг другу навстречу. По его мнению, в романе «Евгений Онегин» Пушкин решает вопрос, как это сделать. Федор Михайлович говорит о том, что в противоположность Онегину, страдальцу, скитальцу, той былинке, которая не имеет корней с русской почвой, изображена Татьяна.

-9

– По мнению Достоевского, Татьяна – та героиня, которая составляет цельность русского национального характера, выражает лучшие стороны русского духа, - отмечает филолог. - Пушкин явился великим народным писателем уже в Онегине и показал глубину нашей сути в образованном обществе в облике Татьяны и няни.

Достоевский считает, что именно Пушкин выразил русский национальный дух и показал его в том качестве, которое называется всемирной отзывчивостью.

Федор Михайлович подчеркнул, что «Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем».

-10

Нина Викторовна заключила, что эту тайну будет разгадывать поколение многих людей и наша культура на протяжении всего времени, пока существует. Так и творится миф, и возникают разные крылатые выражения, которые часто связаны с гением русской литературы Александром Пушкиным.