«Пусть не убивает христианин христианина, ибо убить христианина значит пролить кровь Христа»
Попытки человечества обуздать войны и насилие отнюдь не являются тенденцией сугубо современного общества. Это желание родилось задолго до ООН, Лиги Наций, и даже лозунга «Liberté, Égalité, Fraternité» (Свобода, Равенство, Братство). Одним из фактов такого стремления служит родившийся в средние века Pax Dei (Божий мир). Основной территорией распространения которого были земли Франции и Германии, и в меньшей степени Англии и Италии.
В X веке, завоёвывающая своё место в жизни клюнийская реформа, приводила к колоссальным сдвигам не только внутри церкви, но и во взаимоотношении клира и светской власти. Преобразования ставили перед собой целью защитить христианские идеалы посредством соблюдения обетов безбрачия, повышения дисциплины, препятствуя симонии (покупке церковных должностей) и способствуя эмансипации церкви от светских структур. И именно в Южной Франции конца X века, колыбели церковных преобразований, зародилось ещё одно связанное с клюнийской реформой движение — движение Божьего мира. Провозглашая Pax Dei, сеньоры заключали договора о мире. Заключившие их гарантировали неприкосновенность церковного имущества и беззащитного населения.
Неудивительно, что концепция Божьего мира получила широкую популярность именно на родине клюнийской реформы. Епархии и монастыри, стремящиеся к независимости, были крайне заинтересованы в гарантиях своей неприкосновенности, что и стало причиной заключения подобных договоров.
Не менее важной причиной появления Божьего мира стала встроенная в христианское миропонимание идея гуманизма (человек, как индивид имеющий шанс на спасение – высшая ценность), находившая для практических задач приятную и понятную всем обёртку. Следует отметить, что слуги церкви были рациональны. Они не стремились к абстрактным и идеалистическим лозунгам «мир во всём мире», а к реализуемым соглашениям с сильными мира сего. Ограничить насилие, а не полностью его изничтожить – реальная программа, которой придерживались инициаторы Pax Dei.
Эта программа осуществлялась поэтапно. Вначале, предположительно, на соборе в Шаару запрещается грабить церкви, бить духовников и отбирать скот у крестьян. К последнему десятилетию под защиту некоторых договоров попали купцы и такие средства производства, как мельницы и виноградники.
Неудивительны и исключения соблюдения Pax Dei, которыми, в некоторых договорах являются:
- Военные нужды (например, убийство скота ради фуража);
- Насилие по отношению к своим крестьянам (т.к. причина их не в военных действиях, а в реализации власти сеньора по отношению к зависимым от него людям);
- Право на месть (традиционный аспект);
Безусловно, клятвы сеньоров и церковные санкции не были единственными средствами, которые обеспечивали соблюдение договоров. Так, например, в 990 году епископ Пюи, чтобы заключить мирный договор, был вынужден собрать войско, поскольку первоначальные переговоры зашли в тупик. Для дальнейшего соблюдения рыцарями и крестьянами Pax Dei, ему пришлось потребовать от них заложников.
Однако не менее распространённой практикой было создание братств мира — различных объединений, основанных епископом или архиепископом, хотя иногда инициаторами выступали и другие лица. Эти братства поддерживали соблюдение договоров с помощью силы оружия.
В XI веке к идее Божьего мира присоединилось и Божье перемирие, которое включало в себя запрет военных действий по определённым дням недели. Первое такое перемирие в 1027 году в Руссильоне воспрещало насилие только в воскресенье. Дальнейшее развитие и распространение Божьего перемирия расширило его, прибавив к воскресенью четверг, пятницу, субботу и вечер воскресенья, а также важные христианские праздники. Дни недели выбирались не случайно, каждый из них имел сакральный характер, так как соотносился с определёнными событиями из Евангелия. Так вечер среды – предательство Иуды, четверг – Тайная Вечеря, пятница – Распятие Иисуса, суббота – сошествие Христа в Ад, а воскресенье – воскрешение спасителя.
В ходе своего развития Pax Dei трансформировался из общественного договора в один из инструментов сеньоральной политики. Большинство феодалов, естественно, были недовольны установленными ограничениями, но со временем научились использовать их в своих интересах.
Так, Божественный мир стал заменяться миром графским, королевским или даже имперским. Феодалы брали на себя роль хранителей мира и, инициируя борьбу за него, могли расправляться со своими противниками, такими как неугодные или опасные вассалы.
Ещё одним из преимуществ, которые могли получить власть имущие, были мировые деньги. Мировое — это сумма, взимаемая священником для возмещения ущерба жертвам в случае нарушения Pax Dei. Это был своего рода удобный и интересный вид коллективного страхования. Однако, когда граф Тулузы взял на себя функции защитника Божьего мира, вместе с этой почётной миссией к нему в карман стало перетекать и мировое, уже не имея тех благих целей, как раньше.
Таким образом, Pax Dei смог на достаточно продолжительное время пускай и не остановить кровопролитие в Европе, но урезонить его, защитив множество жизней. И даже когда Божественный мир сменился светским, функции по защите мира, пускай и в значительно урезанном виде, продолжали исполняться.