8.03.2023 г.
Наступило завтра. Энергично собираюсь в дорогу. Встала в 6 ч. утра. Для меня, «жаворонка», это нормально. Благополучно доезжаю до места сбора. Интересующихся историей Звенигорода-полный туристический автобус. Поехали!
Движемся по Новорижскому шоссе, слушаем рассказы гида. Звенигород расположен в Одинцовском районе Московской области, в 46 км от Москвы.
Данное направление всегда было популярно у москвичей в плане экологии и дачного строительства. Холмистые, поросшие сосновым бором и лесом берега Москва-реки и прилегающие к ним красивые территории называют «подмосковной Швейцарией».
Николай Карамзин писал: «Дорога оттуда к Москве есть самая приятная для глаз, гориста, но какие виды!»
Через 40 минут мы на месте. Начинаем экскурсию с центральной улицы Звенигорода - Московской. Получаем радиогид с наушниками, чтобы хорошо было слышно экскурсовода на шумных городских улицах. Очень удобно. Можно ходить, фотографировать, не мешая друг другу и не собираясь тесной толпой. Все слышно и видно прекрасно. День великолепный. Солнечный. Ясный.
Местный экскурсовод увлеченно и неутомимо рассказывает историю основания города. Спасибо юному князю Юрию Звенигородскому, который в 15 лет (в 1389 году) по завещанию своего отца Дмитрия Донского, получил в удел Звенигород, где отстроил Звенигородский городок и два каменных собора: Успенский собор в Звенигородском городке и Рождественский собор в Саввино-Сторожевском монастыре.
Чтобы увидеть место древнего городища и подняться к Успенскому собору на Городке спускаемся в глубокий овраг.
Собор ХIV века находится в состоянии реставрации, но уже сейчас видно, что скоро взору путешественников откроется стройный красавец с изящной белокаменной резьбой, с восстановленными закомарами и блестящими куполами.
Это наиболее древний из сохранившихся архитектурных памятников Московского великого княжества. Внутри великолепный иконостас и настенные росписи «эпохи Андрея Рублева».
Здесь в 1918—1919 годах были обнаружены знаменитые на весь мир иконы Звенигородского чина и переданы в Государственный исторический музей, из которого в 1930 году поступили в собрание Третьяковской галереи. В 1926 году Игорь Грабарь атрибутировал Звенигородский чин, как работу Андрея Рублёва, на основании особенностей живописи, роднящих иконы с рублёвской Троицей и фресками Успенского собора во Владимире.
Во время нынешней реставрации на подпружных арках были найдены новые фрагменты росписи «эпохи Андрея Рублева» – так осторожно, не называя конкретного авторства, комментируют находку специалисты. Подробности здесь. https://www.pravmir.ru/poslednyaya-nahodka-fresok-rubleva1/
Мы, конечно, внесли свою лепту на реставрацию, т. к. собор проводит ее своими силами.
Продолжение следует….