А вы знали, что фреон мешают даже с пропаном?
В этой статье мы делимся своим опытом, как подготовить автомобиль к лету, чтобы избежать плохого фреона и повреждения климатической системы.
Начнем с того, что то, что мы называем фреоном, правильнее называть "хладагентом". Хладагенты - это специальные углеводороды, которые при отрицательных температурах превращаются из жидкости в газ. Они отбирают тепло от того, с чем соприкасаются, испаряясь, и нагревают его, превращаясь в жидкость. Люди научились использовать охлаждающую способность этих веществ в холодильниках, а позже - в кондиционерах, в том числе автомобильных.
Пять советов о том, как и чем заправлять кондиционер вашего автомобиля, чтобы избежать повреждений
До 1990-х годов автомобили заправлялись недорогим хладагентом R12. Но 30 лет назад он был запрещен из-за его вредного воздействия на озоновый слой. Сегодня в автомобильные системы кондиционирования добавляют менее вредный для озонового слоя хладагент R134a.
Пять советов о том, как и чем заправлять кондиционер вашего автомобиля, чтобы избежать мошенничества
Он охлаждает автомобиль чуть меньше, чем 12, но, по словам производителей, он практически нетоксичен, если не пытаться его поджечь. В противном случае хладагент превращается в токсичный фтористый водород. В настоящее время это самый распространенный фреон в автомобилях.
Наконец, в 2014 году было выпущено новое поколение хладагента - R1234yf. Его необходимо очень тщательно дозировать, а сам газ является легковоспламеняющимся. Этот хладагент позиционируется как самый экологичный, но из-за этой проблемы он не очень популярен.
Пять советов о том, как и чем заправлять кондиционер вашего автомобиля и избежать мошенничества
Существует множество других хладагентов. Однако они предназначены для заправки бытовых или промышленных кондиционеров или холодильников. Они абсолютно не подходят для закачки в автомобили! Прежде всего потому, что они не содержат специального компрессорного масла, необходимого для смазки системы кондиционирования воздуха в автомобилях.
Пять советов о том, как и чем заправлять кондиционер вашего автомобиля, чтобы избежать мошенничества.
Совет № 1. Если кондиционер вашего автомобиля будет заправляться, например, от розового воздушного шарика, закройте капот и уезжайте от таких мастеров не оглядываясь!
Самым распространенным хладагентом является R134a. Именно его предлагают водителям на большинстве АЗС Казахстана, от больших до маленьких, и даже на придорожных или гаражных точках. Казалось бы, если везде заправляют одно и то же топливо, то где проблема? Заправляйся и охлаждайся! Чем меньше и проще эстетика, тем дешевле, верно? Но... в этой области тоже есть неясные схемы. И если вы заполните систему кондиционирования мусором:
в лучшем случае, ее перезаправят через два-три месяца;
в худшем - вас могут "подсадить" на дорогостоящий ремонт или замену кондиционера.
Как узнать, что именно пытаются закачать в мой автомобиль?
Пять советов о том, как и чем заправлять кондиционер вашего автомобиля, чтобы не быть обманутым.
"Всегда используйте бельгийский хладагент. Он более высокого качества. Китайский хладагент теряет свои охлаждающие свойства в течение полугода. Бельгийский работает несколько лет без проблем", - говорят технические специалисты.
Однако срок службы бельгийского хладагента, как и других европейских хладагентов, во многом зависит от возраста автомобиля и состояния системы кондиционирования. Со временем внутри накапливается мусор: окурки и т.д. И даже установка нового компрессора не решит проблему - систему необходимо полностью очистить. Испаритель, радиатор, фильтр и все клапаны должны быть сняты и промыты. Наличие мусора в трубопроводах можно обнаружить, слив выделяющийся хладагент.
"Газ будет темным, это будет заметно!" - говорят мастера.
Пять советов о том, как и чем заправлять кондиционер вашего автомобиля, чтобы не быть обманутым
Перед заправкой свежим фреоном также проверьте исправность компрессора. По манометрам можно определить, жив он или нет.
Да, выпускать воздух в окружающую среду запрещено, но в Казахстане мало кто соблюдает этот запрет, потому что оборудование стоит дорого! Если кондиционер автомобиля отсасывает фреон из машины в отдельный контейнер, то это делают только крупные гаражи. С другой стороны, старый отработанный фреон - это вовсе не фреон. Однако неизвестно, как такие отходы влияют на озон.
Этикетка на баллоне указывает, какой хладагент вы собираетесь использовать. На этикетке всегда указывается марка (в нашем случае "134a"), компания и страна-производитель.
Совет 2: Если в системе есть мусор, поможет только его промывка.
"Трудно сказать, сколько лет автомобилю, когда у него начинаются проблемы с кондиционером. Бывают машины, которым полтора года, а система уже не работает. Владельцы автомобилей российского производства, таких как Lada, часто сталкиваются с этой проблемой. Иногда хладагент не работает в течение полугода, - говорит техник сервисной службы. При выпуске газа обычно присутствует специфический запах. Вещество, выходящее из форсунок российских автомобилей, не имеет запаха. Очень часто не удается обнаружить даже капли масла - система сухая. Получается, что либо фреон с завода очень быстро разрушается, либо его добавляют недостаточно, либо машины заправляют чем-то неизвестным.
Фреон китайского производства продается на некоторых небольших заправках и у разных мастеров. Люди покупают его по самой дешевой цене, но в итоге переплачивают много денег.
Хороший фреон имеет своеобразный резкий "аромат". Однако казахские мастера жалуются на запах пропана от хладагента, выходящего из системы в некоторых автомобилях. Никто точно не знает, что именно содержится в этих автомобилях.
Совет 3: Дешево - не значит выгодно! Используя китайский или любой другой дешевый фреон, подумайте о дальнейшей жизни кондиционера.
Еще одна беда - недовес. В системе кондиционирования среднего автомобиля содержится 450-500 г хладагента, но есть модели, в которых его более 1 кг. Перед заправкой поищите под капотом наклейку с этой информацией или обратитесь к руководству пользователя.
Если вы заправите меньше необходимого количества, например, 200 грамм вместо 420 грамм, то через пару-тройку месяцев салон перестанет охлаждаться. Изначально климат-контроль начнет сбоить в самый жаркий период, когда он больше всего нужен, а затем система забастует. Кстати, в дисбалансе виноваты не только умелые торговцы, покупающие китайское барахло, но и серьезные АЗС.
Совет 4: Заряжайте кондиционер только в тех местах, где есть весы.
Бывают случаи, когда техники экономят на компрессорном масле, которое они рекомендуют добавлять в систему вместе с охлаждающей жидкостью, не надеясь на заводское качество газа.
"А если заправлять кондиционер самостоятельно? - спросите вы. - Знаете, они отвечают: "Если хочешь, чтобы все было сделано правильно, сделай это сам". Да. В торговле можно найти небольшие баллоны для разовой заправки автомобильных кондиционеров - 400-500 г. Однако мы бы не рекомендовали неопытным автовладельцам заправлять систему самостоятельно! В этой процедуре есть много нюансов, влияющих на безопасность, и вы должны их учитывать. И вам повезет, если ваше увлечение закончится потраченным впустую фреоном (то есть деньгами), а не взрывом в гараже.
Пять советов о том, как и чем заправлять кондиционер вашего автомобиля, чтобы не быть обманутым
Совет 5. Обращайтесь к авторитетным специалистам и не экономьте.
Мы живем в век интернета, поэтому перед поездкой неплохо почитать отзывы автовладельцев. Даже в 2gis, выбирая ремонтную мастерскую, почитайте, что говорят клиенты.
Заправка качественным хладагентом в Алматы весной 2022 года стоит в среднем 30 тенге за грамм. Это, например, для бельгийца. Заправка кондиционера 650 граммами обойдется в 19 500 тенге. Пара-тройка сэкономленных тысяч не сделает вас богачом, но через некоторое время может серьезно пополнить ваш карман. Кроме того, потом не очень приятно ездить в переполненных пробках со сломанным кондиционером.
Не зря говорят, что "бережливость платит дважды".