Почему длинная? Так мне запомнилось, когда я целый час ехал на трамвае от общежития, где я жил, до винзавода, где я подрабатывал.
Но обо всем по порядку. Это было в далеком 1971 году. В ЛИАП после 4 курса у нашей 491 группы была производственная практика на радиозаводе в Уфе. Практика начиналась в июле а в июне я был в альплагере "Алибек", поэтому приехал позже на неделю. На завод нас никто не гонял, поэтому мы развлекались как могли. Основным времяпрепровождением было купание в реке Белой, под мостом, возле памятника Салавату Юлаеву.
А вечерами мы не отказывались от пива, которое покупали в пластиковые пакеты (как об этом позже пел Олег Митяев). Но, чтобы пиво не вытекало, как в песне, мы упаковывали его в два пакета. Благо, что мы натренировались еще в Ленинграде, в "Старой заставе" на площади Мира.
После бесед с местными туристами, нам посоветовали съездить на Юрюзань, на Белебеевские скалы (если я правильно помню), что в 130 км от Уфы.
Кстати, от тамошних туристов я впервые услышал и запомнил песню "Где ты мой добрый волшебник" Юрия Кукина. Так вот, мы взяли одолженные палатки и спальники и поехали. От станции было километров 10. Я много где бывал, но таких красот еще не видел. Посреди пути мы набрели на земляничную поляну, усыпанную крупными ягодами. Несмотря на комаров, мы не могли уйти оттуда часа два.
Практика закончилась, но у меня оставалось недели две до второй смены в Алибеке, насчет которой я договорился заранее. Поэтому я устроился грузчиком на винзавод, который как раз и находился в другом конце Уфы. Работа была веселая. Мы загружали вагоны ящиками с вином. Так как допускалась усушка и утруска, не возбранялось выпить бутылочку - другую. Однажды я вдребезги разбил пару ящиков - и ничего. Больше всего мне нравился портвейн "Фрага", который можно было налить в кружку из крантика 5000-литровой цистерны, стоящей в прохладном подвале. Смена начиналась в восемь часов и заканчивалась в четыре. На середине обратного пути я заходил в пельменную и съедал две порции пельменей со сметаной. Приехав в общагу, я заваливался спать до следующего утра. Так я выдержал дней десять...
До смены в альплагере оставалось 4 - 5 дней. И у меня возникла идея фикс: добраться до Домбая на товарняках. Не то, чтобы у меня не было денег, но захотелось попробовать. К вечеру я пошел на вокзал и сел на товарный поезд, идущий в нужную сторону. Поезд шел медленно. Когда он останавливался на крупной станции, я выходил, находил где и что поесть и искал следующий поезд в нужную сторону. С вагонами не всегда везло: крытые вагоны были закрыты (только однажды удалось прокатиться в пустом вагоне, и то вместе с бомжами). Посредине пути я приехал в Саратов и с удовольствием провел там целый день.
Однажды пришлось ехать в мотках проволоки, другой раз - на тормозной площадке цистерны. Кстати, с нее меня снял милицейский патруль. Но, когда я рассказал им про бедного студента, едущего по желанию души в горы, меня отпустили. Один раз долго не было подходящего поезда и я обратился к милой женщине - диспетчеру на станции, которая посадила меня прямо на тепловоз. Но в тепловозе были узкие проходы, я всем мешал, и в итоге машинист высадил меня. В общем, когда я добрался таким образом до Петровска, путешествие меня утомило. Поэтому я купил там плацкартный билет и поехал дальше, как белый человек. В Алибек я успел вовремя, но это уже другая история, о которой я, возможно, еще расскажу.