Арендовать старинную усадьбу с парком или исторический дом в центре города теперь можно всего за один рубль. Но прежде арендатор обязан на свои средства восстановить историческое здание, находящееся в плачевном состоянии.
Регулирующие этот процесс поправки внесены в закон «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью в Липецкой области».
Важнейшее условие включения памятника в программу «Аренда за рубль» — признание его состояния неудовлетворительным.
В нашей области на первом этапе в программу могут войти два объекта культурного наследия регионального значения: усадебный комплекс XIX века дворян Хвостовых в деревне Чернышовка Елецкого района и жилой дом середины XVIII века в Ельце на перекрёстке улиц Профсоюзной и Мира.
— Эти объекты являются достоянием края и достойны стать точками притяжения туристов. Но нужно либо полностью их восстановить, либо уберечь от дальнейшего разрушения. Первый путь намного затратнее, но у региона есть опыт привлечения инвесторов с предоставлением им возможности дальнейшего использования объектов в туристической индустрии. Есть надежда, что эта практика получит свое распространение, — прокомментировал инициативу губернатор Липецкой области Игорь Артамонов.
Памятники ждут хозяев
Усадьба Хвостовых находится в 13 километрах от Ельца. В конце XIX — начале XX века ей владел Сергей Алексеевич Хвостов, принадлежавший к старинному дворянскому роду. Известный государственный деятель, он в разное время был председателем Орловской губернской земской управы, владимирским вице-губернатором, начальником Пензенской губернии. Назначенный в 1906 году Петром Столыпиным членом совета Министерства внутренних дел, Сергей Алексеевич приехал в Петербург для представления Петру Аркадьевичу. 12 августа 1906 года Хвостов трагически погиб при взрыве на даче министра внутренних дел на Аптекарском острове, устроенном эсерами-максималистами.
После гибели Сергея Алексеевича владелицей усадьбы стала его вдова, Анна Ивановна, урождённая Унковская. Лето семья по-прежнему проводила в Шаталовке, как называлось село до революции. В 1918 году усадьба Хвостовых была национализирована и со временем превращена в туберкулёзный диспансер. Комплекс из нескольких строений сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, однако главный дом и его интерьеры ещё сохранялись в целости.
В 2010-х годах после перевода туберкулёзного диспансера в другое место дом постепенно приходил в упадок: провалилась крыша, были утрачены грифоны с парадного крыльца и красивое чугунное литьё, разбиты витражи, обвалились перекрытия второго этажа. Но пока ещё сохраняется величественный силуэт главного усадебного дома, построенного в стиле английской псевдоготики. Шпили на крыше, как в настоящем замке, деревянные узорчатые двери, красивые стрельчатые окна по-прежнему восхищают немногочисленных гостей глубинки. Усадьбу окружает дендрологический памятник — пейзажный парк с 50 видами деревьев и каменным гротом. Застывший словно в безвременье усадебный комплекс терпеливо ждёт своего заботливого хозяина.
Двухэтажный жилой дом из красного кирпича в Ельце на улице Профсоюзной, 34 считается одним из древнейших каменных жилых зданий города, возможно, он построен ещё до большого пожара 1769 года. Дом находится в самом центре старинного города, неподалёку от Вознесенского собора и других достопримечательностей. Увы, его состояние тоже не из лучших: отсутствуют инженерные сети, оконные и дверные проёмы законсервированы, интерьеры не сохранились, кроме изразцовых печей.
Шанс на возрождение
— Программа «Аренда за рубль» работает уже во многих регионах России, — рассказывает директор Государственной дирекции культурного наследия Липецкой области Андрей Найдёнов. — Накоплен разнообразный опыт. В Москве и Московской области она идёт достаточно успешно — уже восстановлены десятки исторических зданий. В регионах пока несколько сложнее, видимо, в силу более низкой конкуренции в бизнес-среде. Перед нами стояла задача создать для привлечения частных средств в сферу культурного наследия ещё один правовой механизм, интересный потенциальным инвесторам. Как пойдёт дело — покажет время. Эта программа для нас — не панацея, а один из возможных способов сохранения объектов культурного наследия с привлечением частного капитала.
Хотелось, чтобы подобные инициативы заработали и на муниципальном уровне. В Ельце, Задонске, Лебедяни, Усмани, Чаплыгине и Данкове есть немало памятников истории и культуры, которые можно было бы таким образом восстановить и использовать во благо. Из объектов культурного наследия, находящихся в областной собственности, пока выделили два, но не исключено, что со временем в программу «Аренда за рубль» будут включены и другие.
Как действует программа
Право на аренду по символической цене инвестор получает только после проведения полного комплекса ремонтно-реставрационных работ на взятом в аренду памятнике истории и культуры. На это предусмотрено максимум семь лет, но можно, конечно, и значительно быстрее. До этого платится арендная сумма в размере, установленном по итогам рыночной оценки и конкурсных процедур. В первые два года арендатор разрабатывает проектную документацию, в течение следующих пяти лет (или, если получится, раньше) он должен привести объект в порядок. Потраченные на это средства могут быть зачтены в качестве оплаты аренды. Проведение работ подтверждается актом государственной приёмки. После этого инвестор может использовать здание для своих целей, исполняя, конечно, требования охранного обязательства и оплачивая арендную плату в один рубль. Обычно договор о льготной аренде заключается на 25 — 49 лет.
— Знаю, что многие инвесторы скептично относятся к аренде, предпочитая приобретать объекты в собственность, — говорит Андрей Найдёнов. — Поэтому программа льготной аренды — лишь один из инструментов сохранения исторического наследия. Законодательство позволяет также передавать памятники истории и культуры в частные руки, и такой опыт у нас тоже есть. Но там и условия, и процедуры несколько другие, требующие отдельного разговора.
Алексей Шкрапкин, финансист и меценат:
— Я, безусловно, поддерживаю инициативу Липецкой области по сохранению и возрождению памятников истории и архитектуры. Механизмов привлечения частных инвесторов к этому процессу много, и «Аренда за рубль» является одним из них. Думаю, что Липецк и Елец могли бы вернуть к жизни несколько зданий по этой программе. Но в сельской местности в России я не могу вспомнить примеры успешного возрождения арендованных объектов культурного наследия. Разве что усадьба Аигиных в Подмосковье. Инвесторов пугают высокие расходы на реставрацию вкупе с риском последующего пересмотра арендных ставок. И если в городе эти риски можно нивелировать быстрой окупаемостью исторического здания, то на селе сделать это сложно.
Вячеслав Курилов, социальный предприниматель:
— Идея замечательная, но любой предприниматель, прежде чем открыть музей или кофейню в историческом здании, сначала подсчитает все свои затраты. Знаю по своему опыту, что восстанавливать памятник будет значительно дороже, чем построить объект с нуля. Поэтому считаю, что помимо льготной аренды для таких инвесторов необходимо предусмотреть дополнительные меры государственной поддержки, значительно снизить налоговую нагрузку. Ведь они не только думают, как заработать, а в первую очередь делают благородное дело — спасают исторические объекты. От этого выиграют все: и бизнес, и туристы, и липчане. В Задонске стоят старинные заброшенные дома, потенциал для развития туризма очень большой, край как магнит притягивает потоки людей. Если эта программа вдохнёт жизнь в полуразрушенные постройки, будет здорово.
Денис Ляпин, доктор исторических наук, директор Института истории и культуры ЕГУ:
— Аналогичные программы успешно реализуются в других регионах, так почему бы и нам не воспользоваться этим опытом. Объекты интересные, в том же доме на улице Профсоюзной мог бы разместиться туристический культурно-досуговый центр. Конечно, программа «Аренда за рубль» сработает далеко не на всех объектах культурного наследия Ельца. Дело в том, что реставрационные работы потребуют серьёзных затрат. Цены на такие услуги очень высоки, подрядчиков единицы. Пользуясь своим монополизмом на рынке, они диктуют условия заказчикам. Обычному местному предпринимателю просто не хватит средств. Поэтому запасным вариантом может быть перевод нуждающихся в восстановлении объектов в жилой фонд. Тогда отремонтировать их станет гораздо проще и дешевле. Люди получат отличное жильё, а город — отреставрированные здания.
Решение о признании состояния памятника неудовлетворительным принимается при наличии не менее трёх из этих критериев:
• деформация фундамента, цоколей и отмостки,
• сквозные трещины в стенах,
• нарушение состояния кровли или её утрата, деформация перекрытий или их отсутствие,
• утрата инженерных коммуникаций,
• отсутствие дверных и оконных проёмов.