План развития Северного морского пути до 2035 года фактически формирует новую экономику Арктики. Иностранные партнеры России проявляют интерес к работе СМП. Он востребован, так как маршрут является кратчайшим для транзита товаров из стран Юго-Восточной Азии и Китая в европейские порты. Чтобы подготовить дальнейшие шаги по развитию Севморпути, нужно также развивать порты за его пределами. Об этом во вторник, 6 июня, заявил премьер РФ Михаил Мишустин.
Глава российского правительства провел стратегическую сессию по развитию Северного морского пути. На ней он поручил проработать некоторые меры для процветания СМП. В их числе меры по перенаправлению грузовой базы с Запада на Восток, строительство судов ледового и неледового класса, развитие морских портов за пределами акватории пути, сообщается в Telegram-канале кабмина России.
"От решения этих вопросов зависит благополучие жителей арктической зоны и Дальнего Востока, а также развитие экономики нашей страны в целом", – сказал Мишустин.
На сессии он сообщил, что некоторые проекты для развития Северного морского пути уже реализованы. Например, построено три атомных ледокола, включая самый мощный в мире ("Арктика"), создана система управления, повышающая эффективность и безопасность судоходства, на орбиту запущен спутник радиолокации ледовой обстановки, завершено строительство морского терминала "Утренний" в Обской губе (в августе он примет плавучий завод по производству СПГ), запущены регулярные каботажные рейсы атомного лихтеровоза-контейнеровоза "Севморпуть" с северо-запада России на Дальний Восток и обратно.
Кроме того, в этом году раньше срока запланирован запуск пяти метеорологических спутников. Они обеспечат непрерывное наблюдение и помощь на всех маршрутах в Арктике.
Мишустин также напомнил о законопроекте о северном завозе, который прошел первое чтение в Госдуме. Он поручил обеспечить рентабельную грузовую базу на Крайнем Севере. Для этого уже подписано шесть соглашений с инвесторами: в ближайшие годы арктические компании собираются увеличить объем перевозок до уровня более 190 млн т. В результате реализации соглашений в бюджет дополнительно поступят свыше 20 трлн рублей.
В мае сообщалось, что правительство России расширило план развития Северного морского пути. В целом в рамках реализации плана предусмотрено строительство более 50 ледоколов и судов ледового класса, портов и терминалов, аварийно-спасательных центров и формирование орбитальной группировки спутников.