Много. Гораздо больше чем кораблей в Южной Америке.
Картина английского художника Томаса Самерскейлза. «Захват перуанского монитора «Уаскар».
Ну как художника – образования профильного Томас не получил, но успел послужить в Королевском флоте. Потом ему не понравились морские строгости и он перебрался в Чили, где и занялся изобразительным искусством.
История запечатленная на картине является апофеозом Селитряной войны – это когда Чили билась с Перу и Боливией за огромное месторождение селитры и меди Антофогасто.
Монитор «Уаскар» как и положено злодею творил неимоверное у побережья. Рвал и метал. Разносил прибрежные батареи, топил корабли, захватывал корабли, разрушал порты.
Он был настолько успешным, что в одно лицо сумел затормозить наступление чилийской армии на суше. Даже последнему чилийскому генералу стало понятно, пока «Уаскар» разрывает на кусочки коммуникации, любые действия на суше будут висеть на волоске.
Потому все наличные морские силы были брошены на поимку заносчивого монитора. Некоторое время ему удавалось ускользать из чилийских ловушек, но ничто не вечно в нашем мире.
9 октября 1879 года «Уаскар» и деревянный «Юнион» попали в ловушку казематных броненосцев «Бланко Энкалада» и «Альмиранте Кокрейн». Ловушка заключалась в том, что недавно «Кокрейн» под покровом секретности прошёл модернизацию после которой его скорость поднялась до 12 узлов и сравнялась с «Уаскаром».
Теперь «Уаскар» не мог сбежать и был вынужден вступить в битву. По сути судьба боя решилась в двадцать минут.
Один из удачных залпов «Кокрейна» накрыл боевую рубку, убив капитана корабля вместе с адмиралом Грау, по сути лишив корабль управления.
В 10:55 все было кончено – «Уаскар» сдался и перешел на службу чилийскому флоту. А утратив свой самым мощный корабль Перу утратил и контроль за морем.
Проиграв и войну.
Смерть ведущих офицеров в первые минуты боя достаточно частый случай в некоторых флотах, например можно вспомнить Цусиму. Официальная версия заключается в слабости конструкции узлов боевой рубки.
Но были ли офицеры достаточно дисциплинированы чтобы закрыться в душном помещении, где совершенно некомфортно – тут меня терзают сильные сомнения.