Найти тему
Фонд Здесь и Сейчас

Трудности с учебой у подростков

Отзвенели последние «Последние звонки». Школьники переводят дыхание, выпускники готовятся к финальному школьному испытанию. Всё это навело нас на мысль порассуждать о сложностях учебы с которыми сталкиваются дети. Анна Телепина, детский аналитический психолог, разбирается в наиболее явных и не столь очевидных причинах нежелания подростков грызть гранит науки.

«Он ленивый! Он ничего не хочет! Только лежит и залипает в компьютере, в телефоне, в телевизоре» (нужное подчеркнуть). Это, наверное, самые частые слова, которые я слышу от родителей подростков.

Причин «ничего не хотеть» может быть много. Обычно это «ничего не хотеть» относится к учебе. Давайте посмотрим, а что же это такое – учиться?

Учеба это познавательная деятельность, то есть восприятие, переработка и усвоение чего-то нового - знаний и опыта. Этот навык закладывается в самом раннем возрасте, когда младенец начинает познавать себя и окружающий мир. Но для того, чтобы изучать мир – сам мир должен быть безопасен. Здоровая психика не стремится к опасности. К примеру, если существует угроза или память хранит, какое-то травмирующее событие, психика перестраивается для решения первоочередной задачи – безопасность. Тяга к познаниям отодвигается на задний план.

Какая «опасность» может повлиять на познавательную деятельность? Назову несколько наиболее распространенных причин.

Раннее медицинское вмешательство, болезненные медицинские процедуры. Можно возразить, что это происходит для пользы ребенка, для его блага, чтобы он смог развиваться и расти здоровеньким. Да. Но польза не отменяет травматичность подобного опыта. Требуется много заботы родителей, чтобы мир показался снова безопасным.

В дополнение к пережитому ребенком страху приходит страх родителей за малыша. Часто, за ребенка, который сильно и много болел в раннем детстве, родители еще очень долго продолжают бояться.

Они неосознанно «притормаживают» познавательную деятельность по возрасту. Исследовательская работа малышей почти всегда связана с рисками в глазах обеспокоенного родителя – ползание, лазание, открывание всех шкафов, вываливание их содержимого, проба на вкус песка, снега, кошачьего корма и т.д.

«Торможение» этого исследовательского разгула, безусловно, вызвано заботой и страхом за здоровье ребенка. Но одновременно с этим ему неосознанно транслируется, что мир не безопасен, и не надо иметь с ним дело. Поэтому, когда ребенок из безопасного семейного «парника» попадает во внешнюю среду, например, в школу, его психика воспринимает окружение враждебным, а учебная деятельность отключается или отходит на второй план.

Еще одной, распространенной причиной, является опыт раннего детского неблагополучия. Если ребенок в раннем возрасте был в обстановке, где существовала угроза его жизни и здоровью, а его естественные потребности не особо волновали взрослых, то очевидно, что мир с самого рождения не казался ему безопасным. В его случае навык познания, с большой долей вероятности, будет развиваться мозаично и медленно. Когда такой ребенок в младшем подростковом возрасте попадает в хорошую теплую семью, есть иллюзия, что он быстро сможет успокоиться, почувствовать себя в безопасности и начнёт учиться. Такое происходит, но, к сожалению, не часто. Как правило, его сначала надо научить хотеть учиться. А это очень не простой путь.

На «отказ» от познавательной деятельности также может повлиять травмирующее событие. Что-то «катастрофическое» в жизни ребенка. Это могут быть реальные катастрофы, стихийные бедствия, пережитое насилие, утраты близких, что-то переворачивающее жизнь ребенка, разделяющее его сознание на «до» и «после». Если в жизни ребенка произошло или происходит что-то очень плохое, то стресс «выключает» возможность учиться.

Что делать, если вы предполагаете или точно знаете, что в опыте вашего ребенка есть что-то из перечисленного и он «ничего не делает»? И как быть, если ничего такого в опыте ребенка не было, а он все равно «ленится»?

Рекомендация универсальная. Во всех случаях важно обратиться за консультацией к специалисту, неважно кто это будет психолог/психоневролог/психотерапевт/психиатр. Любой специалист или организации, которые вызывают ваше доверие.

Причем, во втором случае, это еще важнее! Ведь лень – это не болезнь, а симптом, как температура, и важно понять, что же ее вызывает. Когда подросток «ничего не хочет», ему очень плохо.

В Помогающем центре нашего фонда есть разные методы работы со школьниками. Это традиционные семейные консультации и индивидуальные занятия с детьми. Также есть форматы, ориентированные на особенности подросткового возраста, например, онлайн-группа общения для усыновленных подростков 12-14 лет.

Подросшие дети не любят обсуждать свои проблемы с родителями, чаще они ищут ответы у своих сверстников. Хорошо, когда у них есть такая возможность. Намного хуже, если они остаются с ней один на один».

Анна ТЕЛЕПИНА. Руководитель Помогающего центра благотворительного фонда «Здесь и сейчас», детский аналитический психолог.

Регистрация в онлайн-группу для общения подростков - до 16.06.2023

Поддержать проекты для подростков нашего центра

Следить за событиями фонда:

ВКонтакте

В Телеграм