#архифакты
Искусство мозаики в России неразрывно связано с именем Михаила Ломоносова, который раскрыл секрет изготовления смальты — цветного непрозрачного стекла, из которого выкладываются мозаичные картины. С античных времен ее рецепт хранился в тайне и передавался из поколения в поколение итальянскими мастерами. Великий ученый, профессор химии и советник Академии наук смог воссоздать рецепт смальты, проведя более трех тысяч экспериментов. Собственноручно им и под его руководством было набрано 40 мозаик. До наших дней сохранилось 23, шесть из них находятся в Эрмитаже.
Так рождалась палитра «каменных красок»
С искусством мозаики Ломоносов познакомился в Софийском соборе в Киеве. Хотя есть версия, что впервые он увидел римскую мозаику по картине Гвидо Рени в особняке дипломата графа Михаила Воронцова.
Ломоносова увлекла задача сварить стекло, способное передавать оттенки масляной живописи. Он верил в теорию о трех видах эфирных частиц, от вращения которых возникают цвета. Заботила ученого долговечность смальты и ее оптические свойства.
Палитра «каменных красок» рождалась в химической мастерской на Васильевском острове. Ломоносову помогали ученики рисовальной палаты Академии наук Матвей Васильев и Ефим Мельников.
Первые мозаики Ломоносова
Более чем из четырех тысяч кусочков смальты была изготовлена мозаичная икона Божией матери по оригиналу художника Франческо Солимены — первая работа Михаила Ломоносова, набранная им своими руками. Ученый преподнес ее императрице Елизавете на именины в 1752 году.
За основу еще одной своей работы — мозаичного портрета императора Петра I — он взял сразу две картины: Луи Каравака как образец для изображения лица и Жана-Марка Натье — для изображения доспехов.
Как творил мастер
Историк русского искусства, современник Ломоносова Яков Штелин в записках «Об изящных искусствах России» описал, как работал Ломоносов. Сначала он изготавливал «удивительный запас окрашенных стеклянных сплавов всех оттенков, какие только можно придумать», затем их резал «на мелкие и мельчайшие кубы, призмы и цилиндры» и наконец соединял. Ломоносов создал оригинальную палитру «каменных красок», выработал собственную манеру, отличающуюся красочностью, монументальностью и лаконичностью силуэтов.
Среди мозаик Ломоносова — святой Александр Невский, апостол Петр, профиль Екатерины II, портреты великого князя Петра Федоровича, великой княгини Елизаветы Петровны, графа Михаила Воронцова.
Монументальная мозаика «Полтавская баталия»
В 1757 году Ломоносов предложил украсить стены Петропавловского собора, пострадавшего годом ранее от пожара, мозаичными картинами. Над усыпальницей Петра I должно было быть установлено монументальное мозаичное панно «Полтавская баталия». Сенат идею Ломоносова одобрил, и он взялся за ее реализацию в 1761 году.
Панно «Полтавская баталия» (4,81 на 6,44 м) набиралось по картону Карла Христинека в мастерской на территории усадьбы Ломоносова на берегу Мойки. Вот как описывал сюжет картины сам Ломоносов: «Петр Великий в немалой опасности, когда он в последний раз выехал к сражению, при наклонении в бегство Карла Второго… Напереди и назади генералы и солдаты, охраняя государя, колют и стреляют неприятелей. Близко впереди гранодер со штыком, направленным в неприятеля».
Для образцов были накуплены разные картины. Композиционное решение — слева Петр I, справа схватка за знамя — взято с картины Пьера-Дени Мартена-младшего «Полтавская битва». Схватка русского солдата со шведом перенесена с картины Жана-Марка Натье «Битва при Лесной».
В январе 1765 года Ломоносов сообщил Сенату, что завершил работу, на это ему понадобилось 2 года и 7 месяцев.
В апреле 1765 года Михаил Ломоносов умер, мозаика более 20 лет оставалась в мастерской. Ее передали в Академию художеств, а затем перевезли в здание Общества поощрения художеств на Большой Морской. В 1925 году, когда отмечался юбилей Ломоносова, «Полтавскую баталию» разместили на парадной лестнице Академии наук.
Текст Михаила Борисова