Найти тему
Мартыновы

Тренер и родитель: секреты взаимодействия, которые ведут к успеху спортсмена.

На днях одно сообщество спортивных мам попросило меня написать небольшой пост об отношениях тренера и родителей. Я задумалась и поняла, что это тема настолько обширная, что скромной заметкой не обойтись, вот и решила поделиться с вами своими размышлениями.

Обычно мы гораздо больше внимания уделяем отношениям тренер-спортсмен, что вполне понятно.
Обычно мы гораздо больше внимания уделяем отношениям тренер-спортсмен, что вполне понятно.

Обычно мы гораздо больше внимания уделяем отношениям тренер-спортсмен, что вполне понятно - ребенок и тренер часто видятся, много взаимодействуют, совместно решают задачи. Однако отношения родителя и тренера, на мой взгляд, не менее значимы, потому как они могут напрямую влиять на спортивные успехи или неудачи ребенка.

Победы и хорошие результаты чаще всего случаются там, где отношения между тренером и родителем ясные, их границы достаточно четко очерчены и каждый принимает это. Сложности возникают, когда между тренером и родителем возникают конфликты, необязательно явные и осознанные. Тогда ребенок может не хотеть идти на тренировку, может часто травмироваться или болеть, у него могут случаться перемены настроения, отрицательно влияющие на спортивный результат.

Почему это так, давайте попробуем разобраться.

Когда вы приводите ребенка в спорт, в его жизни появляется еще один значимый взрослый - тренер. И этот взрослый начинает активно влиять на воспитание, развитие, образ жизни вашего ребенка, на его становление, как личности. Безусловно, это долгий и сложный процесс, наполненный мыслями, чувствами и переживаниями каждого из его участников. Родитель волнуется, как и что у ребенка с тренером, тренер вникает, как у ребенка в семье и в школе, ребенок хочет, чтобы между родителем и тренером все было хорошо и понятно. Но так получается, увы, не всегда - мы все живые люди и не во всем совпадаем - мы выросли в разных семьях, часто в разных городах и с разным материальным достатком, с разными распорядками дня и привычками, с разной дисциплиной и стратегиями в жизни. И конечно, у каждого из нас свои личностные качества - кто-то смелее, а кто-то осторожнее, кто-то настойчивее, а кто-то лишний раз постесняется что-то сказать или попросить. Все эти наши несовпадения могут стать причинами конфликтов, потому что именно они вызывают и в родителе, и в тренере множество противоречивых переживаний.

Мы выросли в разных семьях, часто в разных городах и с разным материальным достатком, с разными распорядками дня и привычками, с разной дисциплиной и стратегиями в жизни. И конечно, у каждого из нас свои личностные качества.
Мы выросли в разных семьях, часто в разных городах и с разным материальным достатком, с разными распорядками дня и привычками, с разной дисциплиной и стратегиями в жизни. И конечно, у каждого из нас свои личностные качества.

Например, тренер часто задерживает детей с тренировки, увлекается процессом и забывает о часах, а родителей это раздражает, особенно когда они куда-то торопятся и у них есть планы. Это может стать серьезной причиной для конфликтов и создать напряжение в отношениях. У родителя срываются планы: он злится на тренера, который задерживает, ему стыдно перед кем-то, к кому он, быть может, опаздывает, он может чувствовать вину за то, что из-за потерянного времени не успевает сделать что-то. Спектр чувств может быть очень разным в зависимости от человека. А тренер обижается: ведь он дает детям больше, а этого не ценят, он может злиться, печалиться, чувствовать разочарование, что все напрасно и в учеников с такими родителями не стоит и вкладываться...

Но знание - сила!)

И вот секрет номер один: если у вас возникает конфликт с тренером, попробуйте найти то, в чем ваши взгляды не сходятся, увидеть свою позицию и позицию тренера. А когда найдете - рассмотрите обе точки зрения. Скорее всего они обе имеют право на существование, просто обусловлены типами ваших личностей.
В примере со временем родитель может подстроиться под то, что педагог хочет дать больше и закладывать сразу чуть больше времени, а в случаях, когда важно забирать ребенка вовремя, специально обращать на это внимание тренера.
Тренер в свою очередь тоже может начать внимательнее следить за часами и предупреждать родителей заранее о том, что он планирует детей задержать.

Если вы знаете про особенности друг друга и с уважением относитесь друг к другу, то скорее всего найдете компромисс и подходящие в той или иной степени всем варианты.

Чтобы ваш ребенок гармонично развивался в спорте, в отношениях между тренером и родителем должно быть уважение.
Чтобы ваш ребенок гармонично развивался в спорте, в отношениях между тренером и родителем должно быть уважение.

И вот здесь второй секрет. Чтобы ваш ребенок гармонично развивался в спорте, в отношениях между тренером и родителем должно быть уважение. Это значит, что родитель с уважением относится к тренеру, не боится его, а видит в нем партнера, к которому прислушивается, ценит его самого, его время, опыт, профессионализм и, конечно, его личный вклад в своего ребенка. А тренер отвечает тем же - он прислушивается к родителю касаемо каких-то особенностей ребенка, знает о проблемах в школе или семье, ведет с родителем диалог, а не конкурирует за власть и влияние на ребенка.

Отношения родителя и тренера, на мой взгляд, должны быть партнерскими - вы вместе ведете ребенка к победе, просто у каждого из вас своя роль. Один помогает в одном, другой - в другом. Здесь не должно быть конкуренции, это ваш ребенок - и все жизненно-важные решения принимает, конечно, родитель, но когда речь заходит о спортивных возможностях и целях - это компетенция тренера.

Чтобы поменьше злиться и раздражаться друг на друга родителям и тренеру следует обсудить (или принять негласно и этому следовать) свой функционал в этих отношениях и правила, по которым вы вместе живете. Мы ведь расписываем домашние обязанности, чтобы не ссориться о том, кто моет посуду) Так и здесь. Кто и за что отвечает, как все это у вас устроено - об этом нужно знать и здорово, когда каждый член вашей команды "Тренер-ребенок-родитель" отвечает за свое. Например, тренер всегда по воскресеньям присылает расписание на неделю, не опаздывает на занятия, не ругается матом при детях, родители всегда вовремя привозят детей, следят за их внешним видом и тренировочной одеждой, отменяют урок не позже, чем за три часа до занятия. Ребенок на занятиях включается и трудится, на соревнованиях старается показать свой максимальный уровень итд.

Этих правил может быть много и вы можете их составить для себя, а потом обсудить с тренером. Если у вас получится поговорить и найти общий язык, то скорее всего вас и вашего ребенка в такой команде ждет спортивный успех.

Если у вас получится поговорить и найти общий язык, то скорее всего вас и вашего ребенка в такой команде ждет спортивный успех.
Если у вас получится поговорить и найти общий язык, то скорее всего вас и вашего ребенка в такой команде ждет спортивный успех.

Но бывает, что поговорить с тренером невозможно.

На мой взгляд, так бывает в двух случаях (впрочем, может и больше).
И первый вариант, конечно, это жесткий тренер с очень четкими границами, не допускающий родителей к спорту. У него может быть свой взгляд на развитие вашего ребенка, высокие требования к дисциплине и тренировкам, он может быть достаточно властным и устанавливающим в своей команде/клубе только свои правила. "Не согласен - пошел вон!"

Тогда родитель соглашается на то, что у него нет и не будет отношений с тренером. И всех это устраивает.
Если же родителя начинает беспокоить отсутствие отношений с тренером, и он начинает разбираться глубже, обнаруживаются разные другие причины и смыслы нахождения ребенка в спорте. Например, что этот тренер всех приводит к Чемпионству... Или "Уж этот тренер точно сделает из моего ребенка Человека!"..

Вариант второй - вы думаете, что поговорить с тренером невозможно, но исходите из собственных страхов и переживаний, а сами может и не пробовали. Недовольство копится, напряжение растет, вы делитесь своим раздражением с домочадцами, но поговорить стесняетесь, боитесь, не хотите итд. Чувства копятся, а выхода им нет.

Самый уязвимый человек в этой ситуации - юный спортсмен, который оказывается меж двух огней, один из которых или оба недовольны друг другом. Ребенок знает, что между родителем и тренером конфликт или какие-то недоговоренности, ситуация не решается.
Тогда он находит свой выход - не пойти или прогулять тренировку, травмироваться, заболеть, внезапно плохо себя почувствовать - сделать так, чтобы отношения взрослых и конфликт в них на какое-то время отошли на второй план, а на первый вышел бы сам ребенок. В этом случае взрослые либо дистанцируются на время болезни, или сплочаются вокруг ребенка, если он вдруг травмировался или почувствовал себя плохо.
Это грустный вариант, но тоже встречающийся...

Ребенок может заболеть, получить травму, в ответственный момент резко почувствовать себя плохо.
Ребенок может заболеть, получить травму, в ответственный момент резко почувствовать себя плохо.

Отношения между родителями и тренером также сложны, как и любые другие. Мы постоянно что-то чувствуем, чего-то хотим друг от друга, чего-то ожидаем. Но чем трезвее наши ожидания, тем меньше напряжения в отношениях. Чем больше мы понимаем и видим, что может или не может человек, тем мы больше его принимаем.

В отношениях родителя и тренера важно видеть человека друг в друге во всем его спектре - и профессиональном, и личном, и социальном. Потому что это только кажется, что мы коммуницируем только про спорт, а на самом деле за спортом стоит Личность Человека. Так что смотрите шире и уважайте тренера, себя и своего ребенка и тогда вы обязательно придете к заслуженному командному успеху.


Автора статьи: Ирина Мартынова, психолог-консультант, специалист по спортивной психологии, специалист по позитивной психологии.