Найти тему
TopReports

Шизофреногенные паттерны

Выученная беспомощность – это такое состояние человека, при котором на все его действия обратная связь либо отсутствует, либо она резко отрицательна. В результате человек понимает, что живет не так как хочет, но изменить текущее положение вещей даже не пытается, считая, что все попытки закончатся провалом. В выученной беспомощности человек живет по инерции, никакой инициативы не проявляет и очень часто пребывает в депрессии.

К выученной беспомощности ведут:

1. Опыт переживаний неблагоприятных событий.

Например: ребенок долго готовился к выступлению, но на публике от волнения забыл все, что разучивал. Если при этом малышу сделать строгий выговор, то желание выступать в следующий раз у него пропадет.

2. Опыт наблюдение беспомощных людей.

Например: если родители постоянно находятся в депрессии и эту апатию ко всему транслируют ребенку. Малыш перенимает у взрослых поведение, так как считает интуитивно: если родители выжили, будучи депрессивными личностями, значит такое поведение эффективно для выживания. Понятия качества жизни (счастья, несчастья) у ребенка еще не сформировано.

3. Отсутствие самостоятельности в детстве.

Например: за ребенка все делают родители и при этом говорят: «Ты еще мал! Вот подрастешь, тогда научишься! У нас лучше получится, чем у тебя!» И малыш усваивает: ничего делать не надо, у меня все равно ничего не выйдет, сделаю как-нибудь потом… когда повзрослею.

4. Постоянная негативная обратная связь.

Например: ребенок нарисовал каляку-маляку и показал маме. А та ему и говорит: «Что за бред?! Только бумагу зря тратишь, да краски переводишь!» Малыш воспринимает слова своих родителей, как истину в последней инстанции. Поэтому не стоит удивляться, если он забросит свое хобби и вообще потеряет интерес к занятиям и к учебе.

В состояние выученной беспомощности человека можно вовлечь с помощью определенных речевых приемов - шизофреногенных паттернов. Всего их 33. Давайте их вместе разберем.

-2

1. Американские горки. Задача разбалансировка оппонента путем подстройки и отстройки. Не даём выйти из коммуникации. Когда человек идет вам навстречу – вы уходите. Когда он пытается уйти, вы его преследуете. Если человек предъявит вам за то, что вы его игнорировали, вы скажите: «Да все нормально, у меня и в мыслях не было, просто так сложились обстоятельства!» Если человек снова идет к вам навстречу – опять надо игнорировать. По сути это маятник из манипуляции «ближе – дальше»

-3

2. Не то, не так… (или угадайте что я хочу ). Задача – на все попытки человека что-то сделать вы даете негативную обратную связь. Главное не говорить, что вы хотите. Стремитесь говорить обобщенно – абстрактно и по возможности непонятно.
- Этот проект не доработан.
- Что именно тут не доработано?
- Не хватает визуализации деталей! Дорабатывайте!
Человек уходит. Через некоторое время вы приходите и говорите.
- Ну, как дела?
- Вот, доработал!
- Это опять не то! Вы просто не хотите меня понять!

-4

3. Ты мня не слышишь, ты меня не понимаешь! (Хорошо идет в связке с паттерном «Не то… не так…»). Задача: Внушать человеку чувство вины, за то, что он не готов с вами взаимодействовать:

— Это все не то. Я просил вас переделать презентацию! Почему вы не хотите меня понять? Вы не готовы к сотрудничеству?

-5

4. Обсуждение жертвы с третьим лицом в полунегативном ключе. Задача: вселить в жертву чувство неловкости и стыда. На переговорах можно сказать своему коллеге в отношении оппонента:

— Кажется здесь не собирались с нами договариваться! Зачем они к нам таких людей присылают. У них что нет нормальных специалистов?

-6

5. Токсичная забота. Задача: прикрываем свои истинные желания заботой о жертве; действуя по принципу: я ради вашего же блага лишаю вас всех благ.

— Я желаю вам счастья и процветания, поэтому переведите деньги в наш "Порча банк" и ждите проценты по вкладам!

-7

6. Жертва обстоятельств. Задача: трактовать любую неудачу человека, как непреодолимое стечение обстоятельств. Это снимает с жертвы ответственность и еще глубже убеждает человека в том, что он ни на что не способен повлиять и должен лишь плыть по течению, становясь безынициативным.

Упал? Ну, так сложились звезды. Все равно от тебя тут ничего не зависит! А если тебе повезло, то это тоже не твоя заслуга. Просто фартануло!»

-8

7. Ты сам виноват во всем. (Этот паттерн прямая противоположность паттерну №6). Задача: убить инициативу и переложить на жертву чужую ответственность.

— Это было поручено вам! И то что у вас не получилось полностью ваша вина! Остальные здесь не при делах!

-9

8. Ты сам себе вредишь. Задача: чтобы человек не сделал, чтобы не предложил, мы это трактуем как самоистязание.

Ты занимаешься спортом? Зачем ты себя истязаешь, от этого все болезни. Зачем себе вредить?» Это внушает страх, чувство вины и бесполезности всех действий.

-10

9. Ты опять за старое! Задача: внушаем человеку мысль, что он повторяет свои прошлые ошибки. Таким образом у него теряется мотивация и отбивается желание действовать.

— Ты начал новый проект? Опять взялся за старое!

-11

10. Ты никому не нужен. Задача: внушаем человеку, что он никому не нужен, и должен полностью зависеть от вашего мнения.

— Да кому ты нужен, кроме меня! У тебя есть только один настоящий друг - это я! И больше у тебя никого нет!

-12

11. Почему ты плюешь на себя и других? Задача внушить мысль, что ты живешь впустую:

— Ты ничего хорошего не сделал. Ни себе, ни другим. Зачем так жить?

-13

12. Почему ты об этом раньше не сказал? Задача: переложить ответственность за ситуацию на жертву.

А почему ты раньше молчал? Почему ты сообщаешь мне только после того, как проблема уже возникла? Надо было раньше обратиться ко мне… А теперь уже ничего не сделать.

-14

13. Атака вопросами. Задача: задавать много уточняющих вопросов, чтобы человек не смог высказать то, что он хочет и вообще позабыл зачем он пришел, потом навязать то, что вам надо:

— У вас есть провод на 2,4 ампер?

— А какой у вас телефон? А модель какая? А номер идентификационный не помните? А емкость аккумулятора у вас какая? Пользуетесь переменным током? Не бывают перебои с электричеством? Как часто бывают? Вот вам провод, который тоже подойдет!

-15

14. Ты должен понять. Задача: показать, что знаем решение проблемы, но ни в коем случае это решение не озвучивать.

— Ты сам это должен понять! Это же очевидные вещи! Все об этом знают, и только ты никак не хочешь это осознать!

-16

15. Просьба о помощи. Задача: любое поведение человека мы трактуем как просьба о помощи. Этот паттерн хорошо демонстрирует иерархию. Тот, кто помогает всегда находится выше, того, кому эту помощь оказывают.

— Тебе опять нужна помощь? Ну сколько это будет продолжаться? Ладно, так и быть, заходи в понедельник, может у меня будет свободное время - помогу.

-17

16. Извинения и оправдания. Задача любое поведение человека мы трактуем как извинения и оправдания. С одной стороны, мы говорим, что извиняться плохо, с другой показываем, что человек действительно виновен.

— Ладно уж, не оправдывайся, я и так знаю что это твоя проблема!

-18

17. Обвинение в эгоизме. Задача: любое поведение человека мы трактуем как выражение эгоизма.

—Ты только о себе и думаешь! А вокруг тебя, между прочим и другие люди есть!

-19

18. Выбор без выбора. Задача - уничтожить хотелки и обесценить желания человека.

— У тебя есть два пути: либо работать дворником, либо пойти на завод и там работать дворником.

-20

19. Как же ты опустился! Задача - внушить человеку, что его жизнь катится в пропасть.

— Как же ты дошел до жизни такой? Ведь у тебя же все было, а теперь ничего нет. Это же просто дно!

-21

20. Сомнения. Задача - трактовать любое поведение человека как следствие внутренних конфликтов.

— Ты это не мне доказываешь, а себе! Ты сомневаешься в себе и это слишком бросается в глаза! Ты сам себя обманываешь и от этого страдаешь! Ты не можешь решиться потому что у тебя внутренний конфликт!

-22

21. Синдром психолога. Задача: вместо того, чтобы помочь человеку, мы объясняем ему с «научной точки зрения» почему он оказался в этой ситуации.

— Все твои проблемы из детства. Если тебе покупали игрушки, значит тебя избаловали, если не покупали - держали тебя в депривации. В любом случае смирись, ибо ничего уже не изменить.

-23

22. Обнуление сенсорики. Задача: убедить человека, что его ощущения ложны, чтобы он больше не доверял своим чувствам.

Все что ты видишь - это лишь игра твоего воображения. И не важно что ты чувствуешь, важно видеть ситуацию как она есть. Потому что в реальности все не так, как на самом деле.

-24

23. Скачки во времени. Задача: увести человека в прошлое или будущее чтобы обнулить настоящее. Или с помощью настоящего обнулить будущее.

Помнишь, у тебя раньше все было хорошо? А теперь у тебя ничего нет. И ты сидишь в полном дерьме и строишь планы на светлое будущее? Ты серьезно?

-25

24. У тебя все равно ничего не получится. Задача: внушить человеку мысль, что все его планы - сущий бред.

— Ты хочешь найти себе достойную работу? Ты же понимаешь, что у тебя ничего не получится! Кто тебя возьмет? Так что перестань об этом даже мечтать!

-26

25. Тебе не надоело повторять одно и тоже? Задача: внушаем человеку мысль, что он совершает одни и те же бессмысленные действия.

Тебе не надоело? Ты будешь так всю жизнь поступать? Неужели жизнь тебя ничему не учит?!

-27

26. Все есть слабость. Задача: внушаем человеку, что любое его поведение является проявлением его слабости.

— Ты обратился ко мне - значит ты слаб. Не обратился ко мне - гордыня - тоже слабость. Купил себе дорогую вещь - проявил эгоизм - и это слабость. Не купил себе дорогую вещь, значит отказался от цели - и снова проявил слабость.

-28

27. Самообман. Задача: внушить оппоненту, что все его слова и действия - лишь самообман.

Ты действительно считаешь себя успешным? Это же самообман! Но что бы ты ни сделал, ты все равно себя никогда не обманешь.

-29

28. Ты стараешься мне навредить. Задача: внушить оппоненту, что он всеми своими действиями делает вам только хуже.

— Ты специально портишь мне настроение?! Давай, расстраивай меня еще сильнее! Тебе это же доставляет удовольствие, не так ли?

-30

29. Где же твоя гордость. Задача: внушаем оппоненту, что он заслуживает большего, чем имеет по факту.

Тебя сделали начальником отдела? Но ты же заслуживаешь место генерального директора! Как ты мог согласиться? Где же твоя гордость?!

-31

30. Почему ты не доверяешь себе? Задача: внушить оппоненту, что он себе не верит.

— Почему ты не веришь собственным чувствам?

— Верю.

— Чему ты веришь?

— Чувствам.

— Но откуда тебе знать, что эти твои «чувства» тебя не обманывают? Искренне ли ты веришь?

-32

31. Табуированные проблемы. Задача: внушаем оппоненту, что все его действия - это нерешенные проблемы. Фокус внимания переключается на прошлое и, соответственно, ослабляется мотивация.

— Ты свои проблемы с родителями выплескиваешь на меня. Ты сначала разрули свои проблемы с ними… и детские проблемы реши, а потом стремись к счастью и благополучию!

-33

32. Из метафоры в реальность, из реальности в метафору. Задача: когда вам человек говорит о своем состоянии – давать метафору. Как только человек принял вашу метафору – сразу возвращать его в реальность.

— Я устал, меня загоняли.

— Это похоже на бега?

— Да, точно, устал как лошадь.

— А загнанных лошадей пристреливают! Но ведь ты же человек. А человеку свойственно работать продуктивно!

— Да я сама продуктивность.

— У тебя КПД хуже паровоза!

— Паровоз так не устает!

— Потому он и паровоз! А ты человек и должен трудиться намного эффективнее машины. Так что иди и работай дальше!

-34

33. Ты же взрослый или я ошибаюсь?! Задача: навязать оппоненту свою картину мира.

— Мир не такой, как в твоем представлении. Все намного сложнее. Многие люди ставили свои цели и ничего не достигали. А почему? Да потому что достичь невозможного нельзя. Ты уже взрослый, чтобы понять это, или я ошибаюсь

Наверняка с подобными речевыми приемами вы сталкивались в своей жизни и не раз. Как правило эти паттерны идут в связке, реже их используют по одному.

Как же противостоять им? Сначала неплохо бы научиться их распознавать, то есть вскрывать цепочки паттернов, а так как основное свойство всех манипуляций - это скрытность, то получается раскрытая манипуляция перестает быть для вас опасной. Ну и конечно же силу открытых вопросов никто не отменял: вы можете ударить манипулятора в истинное намерение, полюбопытствовав:

— А что вы хотите от меня на самом деле?/ А зачем вы сейчас мне об этом сказали?

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и в комментариях пишите темы, которые хотели бы обсудить.