Выученная беспомощность – это такое состояние человека, при котором на все его действия обратная связь либо отсутствует, либо она резко отрицательна. В результате человек понимает, что живет не так как хочет, но изменить текущее положение вещей даже не пытается, считая, что все попытки закончатся провалом. В выученной беспомощности человек живет по инерции, никакой инициативы не проявляет и очень часто пребывает в депрессии.
К выученной беспомощности ведут:
1. Опыт переживаний неблагоприятных событий.
Например: ребенок долго готовился к выступлению, но на публике от волнения забыл все, что разучивал. Если при этом малышу сделать строгий выговор, то желание выступать в следующий раз у него пропадет.
2. Опыт наблюдение беспомощных людей.
Например: если родители постоянно находятся в депрессии и эту апатию ко всему транслируют ребенку. Малыш перенимает у взрослых поведение, так как считает интуитивно: если родители выжили, будучи депрессивными личностями, значит такое поведение эффективно для выживания. Понятия качества жизни (счастья, несчастья) у ребенка еще не сформировано.
3. Отсутствие самостоятельности в детстве.
Например: за ребенка все делают родители и при этом говорят: «Ты еще мал! Вот подрастешь, тогда научишься! У нас лучше получится, чем у тебя!» И малыш усваивает: ничего делать не надо, у меня все равно ничего не выйдет, сделаю как-нибудь потом… когда повзрослею.
4. Постоянная негативная обратная связь.
Например: ребенок нарисовал каляку-маляку и показал маме. А та ему и говорит: «Что за бред?! Только бумагу зря тратишь, да краски переводишь!» Малыш воспринимает слова своих родителей, как истину в последней инстанции. Поэтому не стоит удивляться, если он забросит свое хобби и вообще потеряет интерес к занятиям и к учебе.
В состояние выученной беспомощности человека можно вовлечь с помощью определенных речевых приемов - шизофреногенных паттернов. Всего их 33. Давайте их вместе разберем.
1. Американские горки. Задача разбалансировка оппонента путем подстройки и отстройки. Не даём выйти из коммуникации. Когда человек идет вам навстречу – вы уходите. Когда он пытается уйти, вы его преследуете. Если человек предъявит вам за то, что вы его игнорировали, вы скажите: «Да все нормально, у меня и в мыслях не было, просто так сложились обстоятельства!» Если человек снова идет к вам навстречу – опять надо игнорировать. По сути это маятник из манипуляции «ближе – дальше»
2. Не то, не так… (или угадайте что я хочу ). Задача – на все попытки человека что-то сделать вы даете негативную обратную связь. Главное не говорить, что вы хотите. Стремитесь говорить обобщенно – абстрактно и по возможности непонятно.
- Этот проект не доработан.
- Что именно тут не доработано?
- Не хватает визуализации деталей! Дорабатывайте!
Человек уходит. Через некоторое время вы приходите и говорите.
- Ну, как дела?
- Вот, доработал!
- Это опять не то! Вы просто не хотите меня понять!
3. Ты мня не слышишь, ты меня не понимаешь! (Хорошо идет в связке с паттерном «Не то… не так…»). Задача: Внушать человеку чувство вины, за то, что он не готов с вами взаимодействовать:
— Это все не то. Я просил вас переделать презентацию! Почему вы не хотите меня понять? Вы не готовы к сотрудничеству?
4. Обсуждение жертвы с третьим лицом в полунегативном ключе. Задача: вселить в жертву чувство неловкости и стыда. На переговорах можно сказать своему коллеге в отношении оппонента:
— Кажется здесь не собирались с нами договариваться! Зачем они к нам таких людей присылают. У них что нет нормальных специалистов?
5. Токсичная забота. Задача: прикрываем свои истинные желания заботой о жертве; действуя по принципу: я ради вашего же блага лишаю вас всех благ.
— Я желаю вам счастья и процветания, поэтому переведите деньги в наш "Порча банк" и ждите проценты по вкладам!
6. Жертва обстоятельств. Задача: трактовать любую неудачу человека, как непреодолимое стечение обстоятельств. Это снимает с жертвы ответственность и еще глубже убеждает человека в том, что он ни на что не способен повлиять и должен лишь плыть по течению, становясь безынициативным.
—Упал? Ну, так сложились звезды. Все равно от тебя тут ничего не зависит! А если тебе повезло, то это тоже не твоя заслуга. Просто фартануло!»
7. Ты сам виноват во всем. (Этот паттерн прямая противоположность паттерну №6). Задача: убить инициативу и переложить на жертву чужую ответственность.
— Это было поручено вам! И то что у вас не получилось полностью ваша вина! Остальные здесь не при делах!
8. Ты сам себе вредишь. Задача: чтобы человек не сделал, чтобы не предложил, мы это трактуем как самоистязание.
— Ты занимаешься спортом? Зачем ты себя истязаешь, от этого все болезни. Зачем себе вредить?» Это внушает страх, чувство вины и бесполезности всех действий.
9. Ты опять за старое! Задача: внушаем человеку мысль, что он повторяет свои прошлые ошибки. Таким образом у него теряется мотивация и отбивается желание действовать.
— Ты начал новый проект? Опять взялся за старое!
10. Ты никому не нужен. Задача: внушаем человеку, что он никому не нужен, и должен полностью зависеть от вашего мнения.
— Да кому ты нужен, кроме меня! У тебя есть только один настоящий друг - это я! И больше у тебя никого нет!
11. Почему ты плюешь на себя и других? Задача внушить мысль, что ты живешь впустую:
— Ты ничего хорошего не сделал. Ни себе, ни другим. Зачем так жить?
12. Почему ты об этом раньше не сказал? Задача: переложить ответственность за ситуацию на жертву.
— А почему ты раньше молчал? Почему ты сообщаешь мне только после того, как проблема уже возникла? Надо было раньше обратиться ко мне… А теперь уже ничего не сделать.
13. Атака вопросами. Задача: задавать много уточняющих вопросов, чтобы человек не смог высказать то, что он хочет и вообще позабыл зачем он пришел, потом навязать то, что вам надо:
— У вас есть провод на 2,4 ампер?
— А какой у вас телефон? А модель какая? А номер идентификационный не помните? А емкость аккумулятора у вас какая? Пользуетесь переменным током? Не бывают перебои с электричеством? Как часто бывают? Вот вам провод, который тоже подойдет!
14. Ты должен понять. Задача: показать, что знаем решение проблемы, но ни в коем случае это решение не озвучивать.
— Ты сам это должен понять! Это же очевидные вещи! Все об этом знают, и только ты никак не хочешь это осознать!
15. Просьба о помощи. Задача: любое поведение человека мы трактуем как просьба о помощи. Этот паттерн хорошо демонстрирует иерархию. Тот, кто помогает всегда находится выше, того, кому эту помощь оказывают.
— Тебе опять нужна помощь? Ну сколько это будет продолжаться? Ладно, так и быть, заходи в понедельник, может у меня будет свободное время - помогу.
16. Извинения и оправдания. Задача любое поведение человека мы трактуем как извинения и оправдания. С одной стороны, мы говорим, что извиняться плохо, с другой показываем, что человек действительно виновен.
— Ладно уж, не оправдывайся, я и так знаю что это твоя проблема!
17. Обвинение в эгоизме. Задача: любое поведение человека мы трактуем как выражение эгоизма.
—Ты только о себе и думаешь! А вокруг тебя, между прочим и другие люди есть!
18. Выбор без выбора. Задача - уничтожить хотелки и обесценить желания человека.
— У тебя есть два пути: либо работать дворником, либо пойти на завод и там работать дворником.
19. Как же ты опустился! Задача - внушить человеку, что его жизнь катится в пропасть.
— Как же ты дошел до жизни такой? Ведь у тебя же все было, а теперь ничего нет. Это же просто дно!
20. Сомнения. Задача - трактовать любое поведение человека как следствие внутренних конфликтов.
— Ты это не мне доказываешь, а себе! Ты сомневаешься в себе и это слишком бросается в глаза! Ты сам себя обманываешь и от этого страдаешь! Ты не можешь решиться потому что у тебя внутренний конфликт!
21. Синдром психолога. Задача: вместо того, чтобы помочь человеку, мы объясняем ему с «научной точки зрения» почему он оказался в этой ситуации.
— Все твои проблемы из детства. Если тебе покупали игрушки, значит тебя избаловали, если не покупали - держали тебя в депривации. В любом случае смирись, ибо ничего уже не изменить.
22. Обнуление сенсорики. Задача: убедить человека, что его ощущения ложны, чтобы он больше не доверял своим чувствам.
— Все что ты видишь - это лишь игра твоего воображения. И не важно что ты чувствуешь, важно видеть ситуацию как она есть. Потому что в реальности все не так, как на самом деле.
23. Скачки во времени. Задача: увести человека в прошлое или будущее чтобы обнулить настоящее. Или с помощью настоящего обнулить будущее.
— Помнишь, у тебя раньше все было хорошо? А теперь у тебя ничего нет. И ты сидишь в полном дерьме и строишь планы на светлое будущее? Ты серьезно?
24. У тебя все равно ничего не получится. Задача: внушить человеку мысль, что все его планы - сущий бред.
— Ты хочешь найти себе достойную работу? Ты же понимаешь, что у тебя ничего не получится! Кто тебя возьмет? Так что перестань об этом даже мечтать!
25. Тебе не надоело повторять одно и тоже? Задача: внушаем человеку мысль, что он совершает одни и те же бессмысленные действия.
— Тебе не надоело? Ты будешь так всю жизнь поступать? Неужели жизнь тебя ничему не учит?!
26. Все есть слабость. Задача: внушаем человеку, что любое его поведение является проявлением его слабости.
— Ты обратился ко мне - значит ты слаб. Не обратился ко мне - гордыня - тоже слабость. Купил себе дорогую вещь - проявил эгоизм - и это слабость. Не купил себе дорогую вещь, значит отказался от цели - и снова проявил слабость.
27. Самообман. Задача: внушить оппоненту, что все его слова и действия - лишь самообман.
— Ты действительно считаешь себя успешным? Это же самообман! Но что бы ты ни сделал, ты все равно себя никогда не обманешь.
28. Ты стараешься мне навредить. Задача: внушить оппоненту, что он всеми своими действиями делает вам только хуже.
— Ты специально портишь мне настроение?! Давай, расстраивай меня еще сильнее! Тебе это же доставляет удовольствие, не так ли?
29. Где же твоя гордость. Задача: внушаем оппоненту, что он заслуживает большего, чем имеет по факту.
— Тебя сделали начальником отдела? Но ты же заслуживаешь место генерального директора! Как ты мог согласиться? Где же твоя гордость?!
30. Почему ты не доверяешь себе? Задача: внушить оппоненту, что он себе не верит.
— Почему ты не веришь собственным чувствам?
— Верю.
— Чему ты веришь?
— Чувствам.
— Но откуда тебе знать, что эти твои «чувства» тебя не обманывают? Искренне ли ты веришь?
31. Табуированные проблемы. Задача: внушаем оппоненту, что все его действия - это нерешенные проблемы. Фокус внимания переключается на прошлое и, соответственно, ослабляется мотивация.
— Ты свои проблемы с родителями выплескиваешь на меня. Ты сначала разрули свои проблемы с ними… и детские проблемы реши, а потом стремись к счастью и благополучию!
32. Из метафоры в реальность, из реальности в метафору. Задача: когда вам человек говорит о своем состоянии – давать метафору. Как только человек принял вашу метафору – сразу возвращать его в реальность.
— Я устал, меня загоняли.
— Это похоже на бега?
— Да, точно, устал как лошадь.
— А загнанных лошадей пристреливают! Но ведь ты же человек. А человеку свойственно работать продуктивно!
— Да я сама продуктивность.
— У тебя КПД хуже паровоза!
— Паровоз так не устает!
— Потому он и паровоз! А ты человек и должен трудиться намного эффективнее машины. Так что иди и работай дальше!
33. Ты же взрослый или я ошибаюсь?! Задача: навязать оппоненту свою картину мира.
— Мир не такой, как в твоем представлении. Все намного сложнее. Многие люди ставили свои цели и ничего не достигали. А почему? Да потому что достичь невозможного нельзя. Ты уже взрослый, чтобы понять это, или я ошибаюсь
Наверняка с подобными речевыми приемами вы сталкивались в своей жизни и не раз. Как правило эти паттерны идут в связке, реже их используют по одному.
Как же противостоять им? Сначала неплохо бы научиться их распознавать, то есть вскрывать цепочки паттернов, а так как основное свойство всех манипуляций - это скрытность, то получается раскрытая манипуляция перестает быть для вас опасной. Ну и конечно же силу открытых вопросов никто не отменял: вы можете ударить манипулятора в истинное намерение, полюбопытствовав:
— А что вы хотите от меня на самом деле?/ А зачем вы сейчас мне об этом сказали?
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и в комментариях пишите темы, которые хотели бы обсудить.