Автор Жерносек Даниил, студент курса «Кинокритик»
«Вызов» штурмует кинотеатры. Так что же представляет из себя «Вызов»? Качественное ли это кино или набор штампов?
Время первых
Из-за инцидента с космонавтом на МКС срочно требуется хирург. В ходе отбора неожиданно решают отправить в космос Женю (Юлия Пересильд). Ей предстоит провести там операцию.
Сюжет фильма не вызывает такого ажиотажа, как его баснословный бюджет — более 1 млрд рублей. Только на рекламу потратили почти 100 миллионов. В ней основной упор сделали на то, что перед нами «первый фильм, снятый в космосе». В реализации амбициозной идеи режиссер Клим Шипенко обогнал даже Тома Круза и весь американский кинематограф. Едва ли Голливуд сильно из-за этого расстроился, но звучит солидно.
На самом деле громкое заявление о первом фильме, частично снятом в космосе, не соответствует действительности. В 1983 году в СССР вышла картина «Возвращение с орбиты». Да, тогда актеры не отправились на МКС, но часть материала для фильма отсняли настоящие космонавты — Владимир Ляхов и Александр Александров. Но об этом решили забыть.
Зато не забыли про агрессивный продакт-плейсмент. Прямо с МКС герои переводят деньги с помощью известного банка и ловят сигнал конкретного мобильного оператора из здания Роскосмоса. Такая «скрытая» реклама выглядит нелепо.
У нас реклама не скрытая, а открытая. Этот разбор написал студент профессионального курса «Кинокритик». Хотите так же? На курсе вы не только научитесь разбирать кино как профессионал, но и получите возможность опубликовать свои рецензии. Мы с радостью поможем.
Женщина, твое место не в космосе
Главная героиня Женя звезд с неба не хватает. Она талантлива в работе, но неудачлива по жизни. До конца не оправившаяся от потери мужа девушка сталкивается как с внутренними страхами, так и с сексизмом.
В фильме нет конкретного антагониста, но почти каждый персонаж-мужчина хотя бы раз укалывает героиню фразой в духе «бабе в космосе не место». В начале кандидатуру Жени вообще не рассматривают. Ситуация меняется только из-за внезапного демарша хирурга Владислава Николаева (Милош Бикович).
В итоге Женя попадает в космос, где многократно раздевается до нижнего белья и проводит операцию. Удивительно, но в ней все решает хирург Николаев, который дает Жене полезный совет. Таким образом подвиг самой девушки заметно обесценивается, понижая ее до уровня ассистентки врача.
Казалось, создатели «Вызова» хотели выступить с критикой сексизма. Но в итоге нам показали, что женщине в космосе все равно не обойтись без совета умного мужчины. Можно ли назвать это критикой?
Пафос
Временами фильм превращается в дорогую рекламу Роскосмоса, озвученную басистыми голосами космонавтов. Художественно выбиваются из фильма и внезапные цитирования стихотворения «Я узнал, что у меня есть огромная семья» и песни «Эхо любви». Такие дешевые манипуляции окончательно рушат доверие к картине.
Чтобы пафос был уместен, нужно заставить зрителей быть в моменте с персонажами, осознать всю значимость происходящих событий. Однако создателям удалось показать лишь значимость бюджета в 1 млрд рублей.
Стоила ли игра свеч?
Каждый год в российский прокат выходят фильмы о подвиге. Чаще всего это картины про спорт, космос или про исторических личностей. Эпичность и простота повествования делают такое кино понятным и популярным. Фильмы, снятые по шаблону, не несут особой художественной ценности, но на них есть спрос.
Если вы обожаете кино и уже легко отличаете великие картины от проходных, сделайте свою страсть профессией! Профессиональный курс «Кинокритик» — это ваш билет в закрытый мир кино. Вы познакомитесь со специалистами из киноиндустрии, найдете единомышленников и получите профессию мечты.
Почему же тогда не окупился «Вызов»? Похоже, создатели переоценили важность основной идеи фильма. Зрители не хотят смотреть «первое кино, снятое в космосе». Они предпочтут ему просто хорошее кино. К тому же зрители видели «Гравитацию» и «Интерстеллар». В них нет настоящего космоса, но по всем остальным параметрам «Вызов» до них не дотягивает.
Фильм не лишен достоинств: при хронометраже в почти 3 часа он отличается динамичностью. Кроме того, в нем есть красивые кадры, например, zoom-out из космоса на Землю. Но строго ограниченное время съемок космической части явно не сыграло на пользу фильму. По сути все было только ради того, чтобы заявить громкий слоган и «обогнать Тома Круза».