1. Метод самооценки. Речь идет об опросниках вроде тех, которые для развлечения иногда публикуются в журналах. В них человеку предлагается указать, как он сам воспринимает тот или иной аспект своей личности. Понятно, что это весьма субъективный метод выявления особенностей личности, с помощью которого достаточно эффективно можно установить лишь, насколько хорошо знает себя человек и в особенности насколько искренне он отвечает на вопросы.
2. Поведенческие наблюдения. Заключается в систематическом наблюдении реакций человека в различных социальных ситуациях. С помощью опросника или подробной решетки наблюдатель всякий раз отмечает различные поведенческие реакции человека, а затем определяет их частоту. Описанный метод более объективный, однако, позволяет провести лишь поверхностную оценку личности и не в состоянии выявить ни ее глубинные побудительные силы, ни психическую динамику в зависимости от различных внешних ситуаций.
3. Личностные опросники. Это тесты, выполняемые с помощью бумаги и карандаша, они предназначаются для выявления различных сторон личности данного человека с помощью набора утверждений, с которыми можно "соглашаться" или "не соглашаться". Анализ ответов позволяет получить профиль личности испытуемого и сравнить полученные данные с результатами для контрольной группы.
3.1. ММPI. Этот опросник содержит 550 пунктов, охватывающих различные сферы проявления личности, начиная с семейной жизни, профессиональной активности и сексуальных привычек и заканчивая социальной и религиозной деятельностью. Тест предусматривает оценку человека по 10 определенным измерениям личности в соответствии с патологическими категориями, описанными в психиатрии. Для каждого из этих измерений подбиралась контрольная группа из лиц с явными психическими нарушениями в соответствующем направлении.
Таким образом, склонность человека, например, к депрессии или паранойе оценивали путем сопоставления его реакций с реакциями лиц, которым в психиатрической клинике был поставлен уверенный диагноз депрессии или паранойи. В результате у каждого человека, проходящего тест, после подсчета числа пунктов, по которым его ответы совпадают с ответами контрольных испытуемых, можно выявить особенности, отличающиеся от нормы.
3.2. Опросник 16PF. Предназначен для выявления 16 факторов, идентифицированных Кэттеллом для определения психического профиля человека по поверхностным личностным свойствам.
Так, свойство, "открытость/замкнутость" можно оценить с помощью, например, такого пункта опросника: "Я хотел бы быть а) инженером, б) профессором социологии, в) ни тем ни другим. Точно так же свойство "доверчивость/подозрительность" можно оценить по согласию или несогласию с такими словами: "Если я вполне уверен, что кто-то несправедлив и ведет себя эгоистически, я обязательно выскажу ему свое мнение, как бы это ни было мне неприятно", и т.п.
4. Проективные методы. Когда нам предъявляют неоднозначный стимул, мы склонны интерпретировать его в соответствии с собственными чувствами, потребностями или интересами, которые, таким образом, проецируем на этот стимул.
На этом принципе и основаны так называемые проективные тесты. Они предъявляются виде серии изображенных на листах бумаги фигур или рисунков с неясными очертаниями, которые должен описать испытуемый. Задача психолога состоит в интерпретации ответов испытуемого с целью выяснения динамики его личности, которая таким образом, проявляется без ведома самого испытуемого.
4.1. Тест Роршаха. Этот тест был разработан в 1911 году швейцарским психиатром Г. Роршахом. Он состоит из 10 листков бумаги с чернильными пятнами, симметричность которых достигается в результате сгибания листа. Половина из них выдержана в черных, белых и серых тонах, к пятнам на двух других листках добавляется красный цвет, а пятна на трех остальных помимо черного, белого и серого окрашены еще и в пастельные тона. Как полагал Роршах, "шок" при виде цветного пятна отражает эмоциональную жизнь испытуемого, а также дает представление о степени его самоконтроля. Учитывают и то обстоятельство, описывает испытуемый все пятно или лишь отдельные его детали, что позволяет говорить и его способности или неспособности к синтезу и к абстрактному и теоретическому восприятию действительности.
Хотя Роршах и разработал систему оценок, позволяющую систематизировать интерпретации психологов, сами эти интерпретации основываются главным образом на совокупности получаемых сведений и их взаимной организации. Поэтому они в значительной мере зависят от интуиции и клинического опыта исследователя.
4.2. ТТА. Этот тест разработал в конце 30-х годов Маррей. Он состоит из 30 рисунков, каждый из которых изображает неоднозначную сценку с людьми. Испытуемому предлагают рассказать, основываясь на этой сценке, первую пришедшую ему в голову историю. Таким образом, и здесь в последующей интерпретации рассказа предполагается, что испытуемый проецирует на одного или нескольких персонажей свои собственные потребности, тревого или ожидания, доставляя тем самым информацию об окружающем его мире и конфликатах, которые он переживает. Выявив темы, которые чаще всего встречаются в описаниях испытуемым разных картинок, исследователь должен суметь уловить глубинные аспекты личности данного человека, касающиеся, в частности, его озабоченности идентификаций, сознательных и подсознательных желаний, а также ориентаций, которые он хотел бы придать своей жизни.
Интерпретация материала, сообщаемого испытуемым, столь же сильно зависит от культуры исследователя и его социокультурной среды, как и от личности и опыта. Цель этих исследований, однако, состоит не столько в получении точного и надежного портрета личности испытуемого, сколько в оценке динамики, лежащей в основе его поведения. Проективные тесты, таким образом, служат инструментом, позволяющим получить полезную информацию о тех движущих силах поступков, о существовании которых человек сам не подозревает.