2K подписчиков

Мультфильмы и книги для детей: как сделать просмотр и чтение полезными?

В процессе чтения и просмотра мультфильмов с детьми важно не только время, проведённое вместе, но и то, что ребёнок усвоит после. Важно читать книги и смотреть мультфильмы правильно, с пользой для воспитания. Для этого достаточно выполнить несколько несложных условий. Каких именно — читайте в нашем материале.

Смотрим мультфильмы с пользой
Смотрим мультфильмы с пользой

1/4. Просмотр контента: воспринимаем правильную модель поведения

  1. Если вы ещё не знакомы с сюжетом мультфильма, фильма или книги, обязательно смотрите и читайте вместе с ребёнком.
  2. Когда ребёнок просит посмотреть или послушать одну историю снова и снова — соглашайтесь. Это значит, что он нашёл что-то важное для себя.
  3. Если у ребёнка нет интереса к истории (книге, фильму и др.), попробуйте снова предложить её через некоторое время. Если по-прежнему неинтересно — не настаивайте, переключайтесь на другое произведение, ищите то, что будет интересно вашему ребёнку с его индивидуальностью.

2/4. Обсуждение: какое поведение считается правильным

1. Если ребёнок что-то не понимает, например, слова персонажа или смысл его действия — объясните, но ни в коем случае не критикуйте ребёнка.

2. Во время просмотра, чтения или прослушивания внимательно наблюдайте на ребёнком. Отмечайте:

  • какие моменты ему наиболее интересны;
  • на что он реагирует наиболее эмоционально;
  • что ему непонятно.

3. Обратите внимание ребёнка на те моменты, которые по смыслу наиболее важны с воспитательной точки зрения: например, герой спасает любимую собаку, или тётя Кошка соглашается принять бездомных котят и т. д.

Убедитесь, что ребёнок понял, кто положительный герой, а кто — отрицательный; что такое «поступить хорошо», а что такое «поступить плохо».

4. Детей раннего возраста (2—3 года) после просмотра или прослушивания попросите показать того или иного персонажа, воспроизвести его действия. Это важно, поскольку ребёнок понимает смысл произведения через действие.

5. С младшими дошкольниками (3—5 лет) важно обсудить просмотренное:

  • попросить ребенка показать, как действует тот или иной персонаж;
  • прокомментировать: кто хороший, а кто плохой;
  • объяснить, почему поступок персонажа плохой или хороший.
Как правило, дети этого 3—5 лет уже различают понятия «хорошо» и «плохо».

6. Со старшими дошкольниками (5—7 лет) обязательно обсудите просмотренное, задавая вопросы:

  • Как ребёнок понял смысл хороших и плохих поступков?
  • Каковы его чувства к каждому герою?
  • На кого он хочет быть похожим?

3/4. Творческая активность: проявляем правильную модель поведения в игре

1. После просмотра и обсуждения предложите ребёнку порисовать на тему мультфильма/фильма/книги/и др. Предложите нарисовать понравившихся героев и запомнившиеся ситуации.

2. Предложите ребёнку поиграть в понравившийся мультфильм/фильм. Ребёнок может самостоятельно выбрать и проиграть сцену, которая показалась ему наиболее яркой. Распределите роли, придумайте элементы реквизита, предложите ребёнку побыть в роли разных персонажей, и сами также возьмите на себя одну из ролей.

3. Если ребёнок всё время проигрывает одну и ту же сцену, наблюдайте.

Дети могут неделями копировать любимого героя — это нормально. Именно в этот момент происходит его внутренняя работа по усвоению важного содержания произведения.

4. Если ребенок во время игры обижает других детей или расстраивается уже не «понарошку», остановите его. При этом важно, чтобы вы действовали из роли, то есть продолжали в этот момент отыгрывать одного из персонажей. Позовите на помощь других детей, постарайтесь вместе найти решение, не прерывая игрового сюжета. А после игры обсудите с ребёнком на примере его действий понятия «хорошо» и «плохо».

5. Если ребёнку нравится отрицательный персонаж и он охотно играет его роль, это не значит, что он станет таким же. Не критикуйте, а наблюдайте за его поведением в игре и в жизни. Возможно, ребёнок именно в ситуации «понарошку» отыгрывает негативную модель поведения. После игры обсудите с ним, кто действует хорошо, а кто — плохо, предложите ему в одной из игр роль положительного героя.

4/4. Социально-позитивное поведение ребёнка: проявляем правильную модель поведения в реальной жизни

1. После игры или очередного просмотра обсудите с ребёнком:

  • Как ведет себя положительный персонаж, а как — отрицательный?
  • К чему приводят действия положительных и отрицательных персонажей?
  • Почему важно поступать хорошо и для кого это важно?
  • Попросите ребёнка рассказать, как бы он поступил на месте того или иного персонажа.
  • Попробуйте вместе вспомнить похожие ситуации из жизни: как действовал он сам, как действовали другие.
  • Попросите ребёнка дать оценку этим действиям.

2. Обсудите с ребёнком:

  • В каких ситуациях сегодня требуется такое же правильное поведение, какое он увидел в мультфильме/фильме?
  • Что ребёнок может делать уже сегодня, чтобы быть похожим на понравившегося персонажа?
  • Кому может быть нужно и важно то, что ребёнок уже может и умеет делать?

Такого рода обсуждение должно привести к проекту социальной направленности: заботе о близких, помощи в домашних делах или в детском саду, школе. Через такой опыт собственной социально-позитивной деятельности ребёнок усвоит урок.

Когда ребёнком получен опыт, можно дополнительно обсудить чему он научился, что нового узнал о себе. Важно, чтобы у детей сформировался смысл таких действий — не в получении грамоты, а в решении реальной проблемы, улучшении жизни конкретных людей.

С подростками можно так же обсуждать различные произведения, но необходимо учитывать особенности возраста: на каждом этапе необходимо предоставлять максимальную свободу высказывания, отказаться от жесткого контроля беседы, совместно находить верные решения.

Какие произведения и в каком возрасте можно прочитать и как обсудить их с ребёнком, смотрите в шпаргалках, подготовленных сотрудниками Института воспитания, а также сохраняйте их в удобном pdf-формате:

👉🏻Шпаргалки для детей до 7 лет

👉🏻Шпаргалки для 1-4 класса

👉🏻Шпаргалки для 5-8 класса

👉🏻Шпаргалки для 9-11 класса

____________________________

Материал подготовлен научными сотрудниками Института воспитания

____________________________

Редактировать галереюДобавьте описание
Редактировать галереюДобавьте описание

Подписывайтесь на наш канал,

чтобы не пропустить полезные материалы о воспитании для родителей, педагогов и воспитателей.