Найти тему

Российские археологи обнаружили на Западном Шпицбергене остатки обшивки поморского судна

В сезоне 2022 года во время обследования острова Западный Шпицберген экспедиция Института археологии РАН обнаружила на побережье залива Грен-фьорд прекрасно сохранившиеся остатки бортовой обшивки поморского судна XVIII столетия. Этот объект не указан на сайте Kulturminnesok, в котором находится наиболее полная информация о норвежских объектах всемирного наследия, архитектурных и археологических памятниках. Сотрудники экспедиции обследовали памятник, подготовили и передали всю информацию, необходимую для постановки этого объекта на государственный учет, в норвежский директорат культурного наследия.

Остатки бортовой обшивки поморского судна XVIII в.
Остатки бортовой обшивки поморского судна XVIII в.

Это был фрагмент бортовой обшивки, состоящий из трех последовательно соединенных между собой досок. В наибольшую длину (около 450 см) сохранилась доска № 1, длина доски № 2 – 391 сантиметров. Основная часть доски № 3 скрыта под грунтом, длина видимой ее части – около 150 см. Ширина досок в среднем около 15 см, их толщина – 4-4, 5 см.

Доски были одновременно сшиты при помощи креплений двух типов. Первый тип крепления – соединение элементов обшивки при помощи достаточно массивных нагелей (деревянных гвоздей без шляпок и острия) диаметром 32–34 мм. Нагели находились на стыках досок: сотрудники экспедиции обнаружили два нагеля и дырку от третьего между досками № 1 и № 2. Крайние нагели находятся на расстоянии около 273 см друг от друга: это говорит о том, что приблизительное расстояние между соседними нагелями было около 130 – 140 см. Еще один нагель имелся между доской № 2 и № 3.

Остатки бортовой обшивки поморского судна XVIII в.
Остатки бортовой обшивки поморского судна XVIII в.

Второй способ крепления представляет собой пару нагелей, соединенных вицами – деревнными веревками, скурченными из гибких веток, прутьев, тонких стволов молодых деревьев. Такое крепление традиционно применялось для крепления деревянных плотов и судов: именно из-за этого способов крепления в архангельских говорах такие суда назывались вичанками, вичовками (см. ст. Вица / Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / Авт.-сост. В. И. Даль). Соединение с помощью просмоленных виц было одним из способов обеспечить монолитность обшивки судна. Расстояния между нагелями, диаметр которых – около 1 см, достигает 5 см, расстояния же между парами составляет от 95 до 174 мм.

Остатки бортовой обшивки поморского судна XVIII в.
Остатки бортовой обшивки поморского судна XVIII в.

Все эти детали свидетельствуют о том, что доски принадлежали поморскому судну – кочу. Известно, что на Грумланд (поморское название архипелага Шпицберген) поморы ходили на «больших кочах» – судах, которые были приспособлены для продолжительного плавания в ледовых условиях. На протяжении нескольких столетий на кочах поморы отправлялись добывать рыбу и морского зверя в арктических широтах, проложили путь до Мангазеи, Новой Земли и Шпицбергена.

Рабочий момент
Рабочий момент

Основные сведения о грумантском коче были получены при проведении археологических исследований. Судовое дерево – одна из частых находок при раскопках русских поселений: практически во всех исследованных поселениях полы были сделаны из досок палубного настила. Также большое количество остатков судового дерево археологи находят при обследовании побережья. В настоящее время обнаружено и зафиксировано около 300 фрагментов судов.

Фрагменты кочей, найденных на Шпибцергене, показывают, что конструкция судов изменялась в течение времени. На самом первом этапе освоения архипелага поморы отправлялись на судах такого же типа, на которых поморы ходили на Новую Землю. Но особенности продолжительного плавания в условиях открытого моря, осложненные ледовой обстановкой, вынудили поморских корабелов изменить некоторые детали: утяжелить конструкции, ввести дополнительные элементы, укрепляющие корпус судна. Если ранние кочи изготавливали, скрепляя детали нагелями и вицами, то в XIX в. уже использовали железные детали.

Текст: ИА РАН

Следите за нашими публикациями во ВКонтактеТelegramОдноклассникахЖивом Журнале и Яндекс.Дзен