Найти в Дзене

Рубрика «Научный полк ВГТУ», посвященная 78-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне

Мы продолжаем цикл публикаций о преподавателях нашего вуза, сражавшихся на фронте и самоотверженно трудившихся в тылу.

Борис Григорьевич Попов родился 3 сентября 1917 года в Воронеже. В 1940 году окончил ВИСИ, получил диплом инженера, проработал по специальности два месяца и в августе 1940 года был призван в армию.
Начало Великой Отечественной войны Борис Григорьевич встретил стрелком-радистом в составе 136 танкового полка 21 армии. Июнь-август 1941 года сражался под Чичерском.

В 1943 году Борис Григорьевич экстерном окончил Сталинградское танковое училище, и был назначен начальником строительства воинской части 25 учебного танкового полка второй учебной танковой бригады. Демобилизован 8 октября 1945 года в звании старшего инженера-лейтенанта.

Награжден шестью медалями, в их числе медали «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «За доблестный труд».
После демобилизации вернулся в Воронеж, три года проработал в одном из строительных трестов, окончил аспирантуру, а после начал работу в ВИСИ. Борис Григорьевич был доцентом кафедры строительной механики, затем проректором по учебной работе

-2
-3

Борис Григорьевич вспоминал:

«Побывав с июля 1941 г. на Центральном фронте, я в 1942 г. в составе 28-го Отдельного танкового батальона попал в район Сталинграда. Поблизости располагался завод, который выпускал легкие танки. Вот на этом заводе мы с Васей Ивановым, механиком-водителем, получили новый двухместный танк Т-60, вооруженный авиапушкой «Швак» и пулеметом. Я тогда имел звание сержанта и был назначен командиром танка, а Вася – механиком-водителем, так как до войны был шофером. На наших танках обучались вождению и стрельбе курсанты учебного танкового полка, расположенного невдалеке.

Двадцать третьего августа немецкая армия начала наступление на Сталинград. Сотни немецких «Юнкерсов» бомбили весь день и всю ночь город. Строения в Сталинграде в то время были, в основном, деревянные, и поэтому горел весь город. Дым от пожарищ простирался выше облаков, это было ужасное зрелище. Непрерывно стреляли зенитки, наших самолетов-истребителей было совсем мало.

К моменту наступления немцев наш батальон и учебный полк были передвинуты ближе к тракторному заводу, так как теперь танки получали уже оттуда, и не Т-60, а Т-34. В городе наших войск было мало, и поэтому немецкому танковому соединению удалось прорваться к Волге севернее Сталинграда. В город им войти не удалось. Упорное сопротивление оказали воинские части, которые оказались в это время в районе тракторного завода, зенитчики и рабочие завода. Рабочие завода в качестве экипажей выезжали навстречу врагу прямо из тех цехов, где шла сборка танков. Принимал участие в этих боях и наш батальон. В музее г. Волгограда есть список воинских частей, принимавших участие в обороне Сталинграда. В этом списке есть и 28-й Отдельный танковый батальон…

В первые месяцы Сталинградской битвы наши войска пытались оттеснить немецких танкистов от Волги. Мы были расположены против передовых подразделений врага и участвовали в этих боях, организуя артиллерийскую поддержку войск огнем из танковых орудий. Запомнилось многое из увиденного и пережитого в то время. Помню горящую Волгу, впервые увиденные залпы «Катюш», работу героев-пилотов на штурмовиках «Ил-2» и на ночных бомбардировщиках «У-2» (известных ныне как «По-2»)… Запомнился редчайший случай, происшедший в воздухе над нами, наш «Ил-2» буквально перерезал своей скорострельной пушкой немецкий самолет «Мессершмидт» на две части. Они падали отдельно друг от друга…

В конце октября 1942 г. учебный танковый полк и наш батальон были переведены в другое место, и в освобождении Сталинграда мы участия уже не принимали, воюя на другом направлении».

-4
-5