Открываю новую рубрику на канале, посвященную советским фантастическим фильмам. Я не кинокритик и потому не обещаю глубокого профессионального разбора, так что мой взгляд - это взгляд любителя. Эта статья посвящена советской космической фантастике двадцатых- тридцатых годов.
Первым советским фантастическим фильмом, в том числе и посвященным космическим путешествиям, стал кинофильм режиссера Якова Александровича Протазанова "Аэлита", снятом на кинофабрике "Межрабпом-Русь" в 1924 году. В главных ролях сыграли Игорь Ильинский, Юлия Солнцева, Николай Баталов, Николай Церетели. И хотя фильм немой и черно-белый, он любопытен тем, что является экранизацией одноименного романа Алексея Николаевича Толстого, причем снятой через год после его журнальной публикации.
Все радиостанции мира принимают таинственные сигналы. Всего три слова АНТА ОДЭЛИ УТА. В советской России, где еще разруха и беспризорные, люди живут в коммуналках, по проекту инженера Лося строят реактивный аппарат, на котором на Марс отправляется три человека: сам инженер Лось (Н. Церетели), красноармеец Гусев (Н. Баталов) и агент угрозыска Кравцов (И. Ильинский). Прибыв на Марс, советские межпланетники попадают в эпицентр революционной борьбы рабочих за свою свободу.
Декорации к фильму были выполнены в стиле кубизма и экспрессионизма, а костюмы создала знаменитая советская художница и модельер Александра Александровна Экстер. Фильм, несмотря на то, что едва не большая его часть посвящена личным и отнюдь не безоблачным взаимоотношениям героев, пронизан атмосферой времени, когда объективные и субъективные трудности не мешали людям верить в построение нового общества. Уже тот факт, что в Советской России в середине двадцатых годов такой фильм появился, говорит об огромном творческом потенциале молодой страны.
В том же, 1924 году, вышел мультипликационный фильм-пародия на "Аэлиту" Протазанова под названием "Межпланетная революция". В 1924 году Василий Журавлев опубликовал киносценарий «Завоевание Луны мистером Фоксом и мистером Троттом», который затем лег в основу «Межпланетной революции» режиссеров Николая Ходатаева, Зенона Комиссаренко и Юрия Меркулова, а также - студентов Государственного Техникума Кинематографии.
По сюжету мультфильма, напуганные наступлением пролетарской революции на планете Земля, буржуи всех стран улетают в космос в надежде спасти себя и награбленные капиталы. Однако и в космосе им не удается скрыться от гнева победившего класса. Любопытно, что этот же сюжет спустя десять лет обыграл в своем романе "Прыжок в ничто" Александр Беляев. Трудно сказать, видел ли он этот мультфильм или читал киносценарий Журавлева, но в любом случае, в те времена такого рода заимствования не считались чем-то предосудительным.
Интересно, что буржуев в этом мультфильм сопровождает изображение свастики. Видимо, уже в 1924 году советские люди понимали, что столкновение с мировым фашизмом неизбежно, и верили в свою победу над ним. Сейчас этот мультик можно смотреть лишь из чистого любопытства, но стоит потратить семь минут жизни, чтобы увидеть как утверждался в те годы в массовом сознании образ капиталистических акул, которым не укрыться от мировой революции даже в космосе.
Следующее обращение советского кинематографа к теме космических полетов состоялось более, чем через десять лет. Возможности кинопроизводства за это время существенно выросли. Теперь кинематографистов интересовали межпланетные путешествия не в качестве средства для экспорта революции, а в сугубо научных целях. Поэтому и к созданию этого, все еще черно-белого и немого, фильма кинодеятели подошли максимально серьезно.
Режиссером фильма стал тот самый Василий Николаевич Журавлев, сценарий которого лег в основу мультфильма "Межпланетная революция". Автором сценария к фильму выступил Александр Александрович Филимонов при участии основоположника мировой космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского. Обращение за консультацией к главному на тот момент специалисту в области освоения космоса уже само по себе свидетельствовало о серьезности намерений создателей фильма.
Художником фильма стал Юрий Павлович Швец, один из ведущих советских живописцев, посвятивших свое творчество теме межпланетных исследований. Замысел создателей фильма был воистину масштабным. Они решили показать полет на Луну не как экстраординарное предприятие, а как часть производственного и научно-исследовательского процесса, обыкновенного для советских людей будущего.
Действие фильма происходит в 1946 году. В Москве воздвигнут грандиозный Дворец Советов, с памятником Ленину на вершине башни и не менее грандиозное здание Института межпланетных сообщений, с гигантским ангаром для многоступенчатых космических ракет. Кроме того, зрители должны были увидеть частичку быта, на примере квартиры академика Седых, пионеров будущего, мечтающих о покорении Вселенной, и даже соревнование двух научных школ.
Съемочный процесс был невероятно сложным. В комбинированных съемках использовались макеты, декорации, элементы кукольной мультипликации и прочие ухищрения, призванные максимально реалистично показать подготовку к полету на Луну и сам полет. Для имитации невесомости была построена установка, в которой подвижный фон вращался относительно неподвижно подвешенного актера синхронно с камерой, также установленной на поворотной платформе. Трос с резиновым амортизатором, использовавшийся для подвески актеров, окрашивался в цвет фона для маскировки.
Главные роли в фильме сыграли Сергей Комаров, Василий Ковригин, Николай Феоктистов, Ксения Москаленко, Василий Гапоненко. Здесь же впервые появился на киноэкране актер Сергей Столяров, впоследствии ставший эталоном советского человека, героем такого знакового фильма эпохи, каким стал "Цирк" режиссера Григория Александрова, а также сыгравший Дар Ветра в фильме Евгения Шерстобитова "Туманность Андромеды".
Сюжет фильма незамысловат. Академик Седых (С. Комаров), сторонник пилотируемой космонавтики, собирается на Луну. Против это категорически возражает профессор Карин (В. Ковригин), который занят исследованием межпланетного пространства с помощью автоматических ракет с подопытными животными на борту. Опыты его неудачны. Вернувшийся на Землю кролик умер от разрыва сердца, а что случилось с отправленной на Луну кошкой вообще неизвестно. Вывод профессора однозначен - лететь в космос человеку пока рано.
Академик Седых, вместе с девушкой Мариной (К. Москаленко) и тайком пробравшимся на ракетоплан пионером Андрюшей (В. Гапоненко), буквально удирают у бдительного профессора из-под носа, благополучно стартуют, достигают Луны, спасают кошку, сигнализируют о достижении нашего естественного спутника с помощью гигантской огненной надписи "СССР" и возвращаются на Землю. Перестраховщик Карин посрамлен, прогрессивно мыслящий Седых объявляет, что дорога в Космос открыта.
Интересно, что ракетопланы в фильме названы именами вождей. В ангаре мы видим два из них: "Иосиф Сталин" и "Клим Ворошилов". Впоследствии так будут названы советские тяжелые танки. Хотя в действительности в 1946 году межпланетные полеты не могли состояться, только только закончилась Великая Отечественная война, но первые зрители фильма, которым посчастливилось ее пережить, стали свидетелями, а то и участниками реального прорыва в космос, совершенного именно советскими людьми. Более того, я уверен в том, что в популяризацию космонавтики создателями фильма "Космический рейс" 1936 года был сделан весьма существенный вклад.
Смотрите советские фантастические фильмы!