Кому больше доверяют читатели — мессенджерам или официальным СМИ? Что отличает профессионального журналиста? Об этом говорилось на медиафоруме региональных СМИ «Медиайыйын-2023» в Уфе.
На вопросы в ходе мастер-класса «Медиа — герои современности. Как СВО изменила запросы аудитории» отвечали председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев и заместитель директора департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры РФ Светлана Дзюбинская. Модератором мастер-класса выступил руководитель аппарата Общественной палаты Республики Башкортостан Шамиль Валеев.
— В сложной жизненной ситуации людям нужна качественная, выверенная, правдивая информация. И именно такую информацию они получают в официальных СМИ — газеты, телевидение, радио, — рассказала журналистам Светлана Дзюбинская. — Понятно, что в социальных сетях информация есть, и определенная часть информационного потока присутствует и там. Но, как показывают опросы, проведенные ВЦИОМ, соцсети, телеграм-каналы, мессенджеры в последнее время теряют доверие читателя. Напротив, доверие к ТВ-каналам и СМИ, относящимся к профессиональным издательствам, растет.
Как считает заместитель директора департамента господдержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры РФ, это говорит о том, что грамотно сформулированная, качественная, профессиональная журналистика не теряет своей актуальности — неважно, на каких платформах она представлена.
— В этом году зафиксирован небывалый рост интереса к тематике исторического наследия, памятных дат отечественной истории и культуры, духовно-нравственного воспитания. Этот интерес был всегда, но в этом году произошел невероятный скачок количества заявленных проектов по этой тематике, — сообщила Светлана Дзюбинская. — Это свидетельствует о том, что аудитории ваших СМИ интересно стало изучить какие-то исторические события, и, возможно, провести параллели с происходящим сегодня. Есть очень интересные, грамотные проекты с привлечением историков, краеведов, в том числе и в региональных изданиях. Из Республики Башкортостан в этом году было поддержано 26 проектов по этому направлению.
Светлана Дзюбинская заметила, что среди основных трендов цифровизации и соцсетей — короткие видео вместо слов, стикеры, цитирование. В том числе и поэтому аудитория профессиональных СМИ растет.
— Потому что структура подачи информации в профессиональных ТВ-сюжетах, программах, материалах на сайтах и в печатных изданиях на сегодняшний день ближе людям и лучше воспринимается потребителем — читателем, зрителем, слушателем, — комментирует представитель Минцифры РФ. — Ведь это правильная речь, неважно на каком языке, грамотный аналитический подход. Что отличает профессионального журналиста? Это анализ, это разноплановость подачи и разнообразие жанров.
Также в ходе мероприятия обсуждался вопрос — в чем разница между журналистом и блогером? Владимир Соловьев отметил, что блогеры хотят иметь права журналистов, но не хотят иметь их обязанности. Ведь зачастую блогеры, в отличие от официальных СМИ, могут выдать информацию на любую аудиторию в любой момент, не проверяя ее.
Он также рассказал, что с начала СВО все чаще у молодых людей возникает интерес к профессии военкора.
— Мы живем в непростое время. Сейчас мы с вами видим, как становится популярной работа военного корреспондента. Военкором становится корреспондент, которого редакция отправила в зону боевых действий. Когда я выступаю перед студентами на факультетах журналистики, ко мне подходят парни и даже девушки с вопросом – «как стать военкором?» На самом деле, переступить эту черту, из мирной жизни поехать туда, где могут реально убить – очень непросто, — отметил Владимир Соловьев. — В какой-то момент ты находишься в Москве или любом другом городе, где все спокойно, а через несколько часов – в окопе. Это иногда сложно для неподготовленной психики. И сама эта решимость дорогого стоит. Если человек работает там долго и постоянно, он заслуживает поощрений, почета и уважения.
По словам Владимира Соловьева, Союз журналистов России совместно с другими ведомствами прорабатывает новый статус, который, возможно, будет называться «ветеран военной журналистики». Потому что «участник боевых действий» все-таки для корреспондентов не подходит — журналист не имеет права держать в руках оружие. В то же время, есть журналисты, которые постоянно находятся в горячих точках. Также целый ряд журналистов сейчас живут и работают на новых территориях, понимая, что любой их материал может стать последним. Но важно понять критерии нового статуса. Сколько раз человек должен съездить на фронт, чтобы получить этот статус, какими будут льготы, когда они будут назначаться — сразу или ближе к пенсионному возрасту.
Председатель Союза журналистов России констатировал, что сейчас возрождается такой редкий жанр, как документалистика.
— Репортаж выходит, и о нем забывают. Опытным журналистам со временем хочется создать что-то более весомое, то, что останется надолго, если не навсегда — документальное кино, — рассказал Владимир Соловьев. — Накопилась масса наших документалистов, которым негде показывать свое творчество. Конечно, есть различные кинофестивали, но там, в основном, уделяется внимание художественным фильмам.
Значимое событие в сфере документалистики — телекинофорум «Новая реальность-2023». Этот форум является преемником фестиваля «Вместе», который на протяжении 20 лет проводился Союзом журналистов России. В этом году мероприятие пройдёт в Железноводске в конце июня. Программа будет очень интересной и будет включать кинопоказы, творческие встречи, мастер-классы. Среди номинаций — лучший документальный фильм, лучший репортаж и другие.
Как отметили эксперты, читатели из других стран должны услышать голос России.
— В нынешней ситуации только самые пытливые умы при помощи каких-то ухищрений в интернете могут пробиться к этой информации. Поэтому мы стараемся работать с нашими коллегами из зарубежных стран, насколько это возможно. Чтобы хоть какие–то слова из России смогли проникнуть и в ту аудиторию, — прокомментировал Владимир Соловьев.