Найти тему

Нарушение речевого развития у ребенка.

Если ребенок в возрасте одного года не говорит, или говорит только несколько слов, а к двум годам понимание его речи затруднительно, родители и врачи часто не видят повода для беспокойства, особенно если это мальчик. Действительно у некоторых детей речевое развитие немного отстает, но к трем-четырем годам догоняет возрастную норму. Однако для многих детей это время ожидания становится упущенной возможностью получить своевременную помощь. Очень важно определить причину задержки речевого развития в раннем возрасте, но это не так просто. В этом случае лучше всего обратиться к логопеду и детскому неврологу. Существует множество различных причин и видов нарушений речевого развития, а способы лечения для каждого случая будут существенно отличаться. Наследственные факторы играют значительную роль в возникновении речевых нарушений, и локусы хромосом, ответственных за это, уже выявлены. Однако иногда основной причиной является резидуально-органическое поражение головного мозга, вызванное гипоксией, травмой или инфекцией в период родов или внутриутробном развитии.

В зависимости от тяжести поражения, существуют различные виды речевых нарушений:

Дислалия - это наиболее распространенный вариант, когда произношение отдельных звуков нарушено. Этот дефект успешно лечится при помощи логопедических занятий, которые помогают научить мышцы языка и губ определенным комбинациям для правильного произношения звука.

Дизартрия возникает при нарушении иннервации периферического речевого аппарата, такого как язык, нёбо и губы. В этом случае, кроме нарушения произношения звуков, наблюдаются другие нарушения голоса, такие как тембр, громкость, ритм, мелодика и интонация, а также возможно слюнотечение. Дизартрия обычно сопровождается тяжелыми неврологическими заболеваниями, такие как детский церебральный паралич или органическое поражение мозга. В некоторых случаях может быть сложно отличить дизартрию от дислалии, но исправить звукопроизношение в этом случае намного труднее, и требуется совместная работа логопеда и невролога.

Ринолалия возникает при дефекте артикуляционного аппарата, таком как расщелины неба и т.д. Этот дефект приводит к искаженному произнесению всех звуков речи, а не только отдельных, как в случае с дислалией. Речь становится невнятной и монотонной, и для его лечения требуется консультация отоларинголога.

Моторная алалия связана с поражением определенных речевых центров головного мозга. Если ребенок к 1,5 годам не говорит совсем, или в 2-3 года говорит только отдельные слова, хотя хорошо понимает взрослых, и его речь развивается значительно хуже, чем у сверстников, то это может быть признаком моторной алалии. В таких случаях родители должны обратиться к логопеду и неврологу, чтобы получить профессиональную помощь. Чем раньше будет начато лечение, тем лучше прогноз. В противном случае ребенку может быть трудно учиться в школе, и ему придется посещать специализированную школу.

Редко возникает ситуация, когда у ребенка задерживается развитие речи из-за того, что он не понимает обращенную к нему речь, как если бы это был иностранный язык. Это называется сенсорной алалией и происходит при поражении специализированных речевых центров головного мозга. Ребенок может повторять слова и предложения, но не понимать их значение. Диагностирование такого состояния сложно, но необходимо исключить умственную отсталость или снижение слуха. Ребенок должен обследоваться у специалистов - невролога, логопеда-дефектолога, сурдолога и детского психиатра. Если речь развивалась правильно до травмы или заболевания ребенка, а затем возникли нарушения, это состояние называется афазией. Диагностика и лечение такого состояния должны быть проведены экстренно.

Реактивный мутизм - это немота, возникающая как невротическое проявление у ребенка, владеющего речью. Но также возможны психиатрические заболевания.

Заикание диагностируется без труда.

О причинах, видах и методах лечения я расскажу в одной из следующих статей. Отставание в речевом развитии может быть связано с задержкой психического развития или наоборот. Оценка вербальной и невербальной сторон интеллекта важна для выбора методов коррекции и лечения. Важно помнить, что речь формируется под воздействием услышанного. Родители часто не осознают, что у ребенка может быть проблема со слухом.

Необходимо оценить важность речевой функции для полноценного развития ребенка. Нарушения в этой области могут привести к целому ряду негативных последствий, таких как ограничение коммуникации, снижение объема информации, нарушения межличностных отношений и эмоциональной сферы, а также проблемы с чтением и письмом. Поэтому важно следить за правильным развитием речи у ребенка и вовремя, при необходимости, обращаться за помощью к специалистам.

Если ребенок не начинает говорить в соответствии со своим возрастом, нужно сделать следующее:

  1. Обратить внимание на поведение ребенка: играет ли он со сверстниками, стремится ли к общению с взрослыми и детьми. Задержка речевого развития может быть связана с нарушениями общения (например, аутизмом) или отклонениями в психическом развитии.
  2. Проверить, хорошо ли ребенок понимает речь, выполняет ли простые задания без жестов.
  3. Обратиться к неврологу, психологу и логопеду для обследования и консультации.
  4. Убедиться, что ребенок хорошо слышит, ведь отсутствие достаточного слуха может привести к проблемам с речью.
  5. Начать логопедические занятия и лечение при необходимости.

Рекомендуется начинать занятия с логопедом как можно раньше и проводить их регулярно. При необходимости ребенка можно определить в специализированный детский сад.

Для лечения задержек речевого развития применяются различные ноотропные препараты, такие как кортексин, энцефабол, ноотропил и т.д. Они положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга, улучшают процессы обучения и памяти. Конкретный препарат, который рекомендуется для лечения вашего ребенка, определит только врач-невролог.