Найти тему
#iNмузей

Заведующая сектором ландшафтной архитектуры "Царицыно" - о зеленых насаждениях.

© фотография #iNмузей
© фотография #iNмузей

- Давайте проговорим про зеленые насаждения. В музеях-усадьбах, в заповедниках часто бывает историческая часть насаждений, бывают вековые деревья, деревья, связанные с историческими личностями, с событиями, легендами. Как в «Царицыно» с историческими насаждениями?

- У нас их достаточно много, особенно в пейзажном парке. У нас есть паспорта, инвентаризационные планы на каждое дерево - то есть, мы примерно понимаем их возраст, контролируем их состояние.

- А как вы о них заботитесь?

- Есть понятие уходовой деятельности. Только в рамках ухода мы можем производить небольшую обрезку, кронирование деревьев, санитарную обрезку, ремонт газонов. Все мероприятия, связанные, например, с лечением деревьев, возможны только в рамках реставрационного проекта. Для этого приглашаются отдельные специалисты. Лечение – вообще сложная тема. Нельзя забывать, что парк – это единая система, это такой организм. Нельзя лечить одно, не воздействуя на другое. Слава Богу, глобальных инфекций среди растений у нас пока не наблюдалось, зато у нас есть проблема, связанная с порослью клена остролистного, которую мы не можем удалять, к сожалению. Для этого нужно особое разрешение в рамках проекта реставрации.

- А он захватывает парк?

- Да. Он обладает хорошей всхожестью, и некоторые участки парка уже основательно заросли деревцами разных возрастов. Клен остролистный не является малоценной породой, поэтому в рамках ухода его запрещено удалять.

- Что касается сезонных озеленительных работ…

- У нас 11 000 квадратных метров цветников со сменным цветочных оформлением – ранневесенним, весенним, летним, осенним. В вазонах очень много растений. Но самовольно мы не можем что-то подсаживать. Все работы выполняются в рамках проекта.

Мы работаем в рамках посадочной ведомости, в которой указан ассортимент растений. Каждый год готовятся документы, происходит закупка, появляется подрядчик – на год или на три года, и в течение этого времени в соответствии с проектом, если возникают какие-то корректировки (например, нет в продаже нужного сорта тюльпанов, или по каким-то причинам мы хотим заменить сорт) – мы составляем отдельную документацию, которая позволяет нам это сделать. При этом площади оформления, художественные и технические решения не меняются. Если мы хотим что-то кардинально изменить, например, разбить новый дополнительный цветник (мы мечтаем о розарии) – мы должны определить место, сделать техническое задание и проект этого розария.

- Какие именно работы выполняет подрядчик?

- Подрядчик закупает посадочный материал, если это не многолетники, конечно. Высаживает его, производит уходные работы, а наши сотрудники следят за тем, как это все выполняется.

- А как выстраивается взаимодействие между вами и подрядчиками в процессе реализации?

- Есть график производства работ. Есть уже наработанная и проверенная этапность. Если что-то идет не по плану – это решается отдельно.

- Какие есть подводные камни в работе подрядчиков?

- Каждый музей очень хотел бы иметь свой постоянный штат садовников. Некоторые музеи могут себе это позволить. Но часто просто невозможно ввести новую штатную единицу. Хотя иметь своих обученных сотрудников, знающих территорию, ландшафт, особенности конкретного парка – мечта. Например, арборист, специалист по деревьям, в таком парке, как наш, очень нужен. Вообще обрезка растений, уход за деревьями и кустарниками – очень сложная наука, требующая квалификации. Таких людей очень мало, это штучный товар, их труд стоит очень дорого. Одно дело обрезать массовые посадки, другое дело – исторический парк, это уже эксклюзивная работа.

- Насколько много сейчас подрядных организаций, занимающихся озеленением музейных территорий?

- Немного. Совсем немного. Потому что подходят только организации, имеющие хорошую репутацию, соответствующие лицензии, нужных специалистов в штате. Опять же, компания может быть профессиональной, надежной, но она может не пройти конкурс, потому что или опыт предыдущих проектов несколько отличается по масштабам, или какие-то экономические критерии не соответствуют, или это недостаточно крупная компания, например. И это проблема.

- Если ли у вас как у заказчика какие-то пожелания к подрядчикам? Что бы вы предложили внедрить в практику?

- Хотелось бы, чтобы такие компании обладали высококвалифицированными сотрудниками, которые были бы знакомы с особенностями ведения работ на особоохраняемых территориях, на территориях музеев. Так же хотелось бы, чтобы была хорошая, качественная садовая техника – сейчас ее катастрофически не хватает. Опять же питомники. Увы, многие озеленительные работы последних лет делались на иностранном посадочном материале. Мне кажется, что у нас в стране есть свои возможности для этого.

- Есть ли контроль за качеством посадочного материала со стороны музея?

- Конечно. Есть СНИПы, есть нормативы, есть стандарты качества. И наши сотрудники в соответствии с ними следят за качеством, принимают или не принимают материал. Обязательно есть фитосанитарный контроль – наш музейный, но есть и проверяющие инстанции.

- В свое время с удивлением узнала, что растения болеют онкологией …

- Да, это бывает довольно часто, особенно у старых деревьев бывает рак. Все, как у людей. На самом деле с возрастными деревьями очень трудно: всегда возникает вопрос, как поддерживать их жизнь. Особенно трудно, если дерево имеет историю, легенду. Старовозрастные деревья – огромная ценность. С другой стороны - и они не вечны, увы. Но мы стараемся сохранять их максимально долго. Исторические парки дают возможность сохранения таких биоцинозов.

- Что касается обрезки деревьев: бывают же случаи, когда дерево поломало грозой, например, или какая-то ветка рискует упасть на головы прохожим…

- Это экстренная санитарная обрезка. Есть разные виды обрезки: формовочная, кронирование, есть санитарная обрезка. Санитарная обрезка позволяет убрать сухие или больные побеги, или побеги, представляющие опасность. Такие операции осуществляются в рамках уходных работ – это плановые ежегодные работы. Другой вопрос, если бы мы захотели обрезать ветки, чтобы открыть какой-то вид, или кронировать дерево – тут бы нам пришлось составлять проект и согласовывать его в высших инстанциях. Удаление дерева, если оно, например, больное или поломанное (ведь все деревья инвентаризированы, у каждого есть свой номер) согласовывается с Департаментом природопользования, вызываются специальные службы, которые грамотно удаляют деревья.

© фотография #iNмузей
© фотография #iNмузей

#музейзаповедник #музейныйпарк #озеленениевмузее #музейныеподрядчики #музейусадьба