Найти тему
AR.MOSCOW

Москва железнодорожная: станция Канатчиково

Друзья, сегодня в рубрике #москважелезнодорожная расскажем о станции, которая также относится к ансамблю Московской Окружной железной дороги, но архитектурно отличается от остальных станций - это станция Канатчиково.

Как и другие сооружения МОЖД, она была построена в 1908 году. Тогда местность вокруг новой станции не входила в черту города и по сути являлась городской окраиной. В начале 19 века эта территория у реки Чура и Андреевского оврага была владением отставного полковника Ивана Петровича Бекетова. В имении был загородный дом с оранжереей и прекрасным зимним садом, расположенный на холме и окруженный лугами и парком с прудом. Память о владельце сохранилась в наименовании пруда Бекет.

Местность Канатчиковой дачи на карте Москвы из адрес-календаря Суворина за 1906 - 1908 годы
Местность Канатчиковой дачи на карте Москвы из адрес-календаря Суворина за 1906 - 1908 годы

В середине 19 века «Бекетова дача» стала принадлежать купцу 3-й гильдии Козме Канатчикову, с тех пор дачу стали именовать Канатчиковой. В 1894 году на бывшей Канатчиковой даче открылась городская психиатрическая больница, которой в 1904-1906 годах заведовал известный русский психиатр П. Кащенко. Вы можете узнать о ней подробнее в нашем материале:

Железная дорога прошла по южной границе местности, а станция, построенная вблизи Канатчиковой дачи, получила название Канатчиково. Она предназначалась для пассажирского и товарного движения, а также для обмена вагонами с Рязано-Уральской железной дорогой (ныне Павелецкое направление Московской ж/д) через соединительные ветви № 20 (Канатчиково – Коломенское) и 21 (Канатчиково – Москва-товарная – Павелецкая).

Здание вокзала прекрасно сохранилось. Из-за перепада рельефа со стороны Канатчиковского проезда оно одноэтажное, а со стороны путей - двухэтажное. Автором проекта был главный архитектор МОЖД Александр Померанцев, но до сих остается загадкой почему он построил вокзал Канатчиково в эклектичном стиле, а не в стиле модерн, как все остальные. Здание получилось похожим скорее на частную усадьбу, чем на общественную постройку.

Фасады богато украшены декоративными элементами, несколько арочных окон обрамлены легким архивольтом с замковыми камнями, остальные декорированы каменными наличниками, поддерживающими аттик, карниз здания отделан элегантными узорными консолями. Со стороны путей видна крупная рустовка первого этажа, а капители главного входа украшают львиные головы. На вершине ризалита путевого фасада сохранилась оригинальная надпись с наименованием станции, выполненная "фирменным" шрифтом МОЖД.

Также над входом сохранилась табличка с указанием высоты станции над уровнем моря – 66,30 саженей. т.е. 141,46 метров. Уровень расположения станций Московской окружной железной дороги, как и всех станций Николаевской железной дороги, измерялся от Балтийского моря.

На первом этаже вокзала находился телеграф, контора начальника станции, комната для багажа и различные технические помещения (для двигателей, котлов аппаратов газового освещения и батарей телеграфа). На второй этаж вела лестница, а для багажа имелся механизированный багажный подъемник. На втором этаже находились залы ожидания I, II и III классов, а также багажное помещение, ватерклозет и кассы. В зале первого класса стояли мягкие диваны в белых полотняных чехлах и большой иконостас, в зале второго класса пассажиры могли присесть на деревянные скамьи, ну а в третьем классе мебели не было вовсе.

Еще одной отличительной чертой этой станции, является наличие оригинальных старинных фонарей. На других станциях МОЖД фонари соорудили позже из опор навесов, ведущих к платформе.

Помимо здания вокзала сохранился пакгауз и отхожее место, а также сильно перестроенные типовые дома для сотрудников станции и пост центрального управления стрелками и сигналами станции Канатчиково.

В 2002 году в связи со строительством Третьего транспортного кольца было построено новое административно-техническое здание станции, а историческое здание, являющееся памятником архитектуры, передано ОАО «РЖД».

В 2017 году был проведён ремонт фасадов исторических зданий и пассажирского перрона. Теперь станция является экскурсионным объектом истории московских железных дорог.

Боковой фасад пассажирского здания на ст. Канатчиково после реставрации 2016 года. 
Автор: Департамент культурного наследия города Москвы
Боковой фасад пассажирского здания на ст. Канатчиково после реставрации 2016 года. Автор: Департамент культурного наследия города Москвы

Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте 👍 если было интересно и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм.

#armos #аритектура #история #москва #канатчиково